Основным преимуществом Банка развития в его нынешнем виде является потенциальная возможность освобождения коммерческих банков, контролируемых государством, от бремени директивного кредитования. Вместе с тем для достижения положительных экономических эффектов от деятельности Банка развития необходимо изменить принципы его функционирования.

Для чего нужны банки развития?

Банки развития представляют собой специализированные финансовые институты, создаваемые для стимулирования экономического развития посредством долгосрочного финансирования (содействия финансированию) проектов, которые создают значительные позитивные внешние эффекты, но при этом не могут быть полностью профинансированы частным сектором. Несмотря на волну приватизации государственных финансовых институтов в 1990-х в мире, обусловленную низкой эффективностью их функционирования, во многих странах банки развития до настоящего времени сохранили свою роль как инструмента экономической политики, используемого для стимулирования инвестиций и экономического роста.

Деятельность банков развития, как правило, ориентирована на решение следующих задач:

— обеспечение национальным компаниям доступа к долгосрочному финансированию, формирование национальных рынков долгосрочного капитала;

— реализация инвестиционных проектов в отраслях экономической и социальной инфраструктуры, а также в сельском хозяйстве;

— создание для малого и среднего бизнеса условий для доступа к финансированию и необходимым информационно-консультационным услугам;

— обеспечение доступа к банковскому кредиту в условиях кризисов (компенсация сжатия кредитования со стороны коммерческих банков);

— поддержка новых областей деятельности, развитие которых стратегически значимо для национальной конкурентоспособности, включая новые производства, технологии, продукты и т. д.

Обоснование необходимости существования в экономике таких институтов, как банки развития, основано на концепции gap-filling, т. е. заполнении ими возникающих пробелов и разрывов на финансовом рынке. Такие пробелы связываются с неспособностью частных финансовых институтов в полной мере удовлетворять потребности определенных секторов экономики и направлений  экономической деятельности в кредитных ресурсах в связи с длительными сроками окупаемости проектов либо существованием высоких рисков. Наличие последних обусловлено, в частности, асимметрией информации на финансовых рынках, т. е. неравномерным распространением информации о клиенте или банковском продукте между участниками финансовых сделок.

К примеру, коммерческий банк может отказаться от предоставления финансирования новому заемщику или недавно созданному предприятию в силу значительного риска, связанного с дефицитом достоверной информации о деятельности нового клиента и реализуемом им проекте либо высокими издержками на ее приобретение. В данной статье мы не будем останавливаться на том, является ли создание банков развития наиболее подходящим ответом на указанные выше проблемы либо возможны более эффективные пути их решения (например, создание и функционирование таких институтов финансовых рынков, как кредитные бюро, реестры залогов, защита прав кредиторов и др.). Достаточно упомянуть, что многие страны по-прежнему предпочитают использовать банки развития в качестве инструмента, обеспечивающего доступ к кредитным ресурсам в рыночных сегментах, финансовые потребности которых не в полной мере удовлетворяются коммерческими банками.

Как у нас?

Недавно подобный институт был учрежден и в нашей стране. ОАО «Банк развития Республики Беларусь» создано в 2011 году и представляет собой специализированный финансовый институт, основной целью деятельности которого является развитие системы финансирования государственных программ и реализация социально значимых инвестиционных проектов. Создание данного института было инициировано Международным валютным фондом, который выступал за учреждение в Республике Беларусь специализированного финансового агентства, ответственного за финансирование мероприятий в рамках государственных программ. Основной целью его создания было прекращение практики директивного кредитования через коммерческие банки для повышения эффективности распределения кредитных ресурсов, укрепления конкуренции и повышения рыночной дисциплины в банковском секторе.

 Мандат Банка развития предусматривает:

— финансирование инвестиционных проектов по решениям президента и правительства Республики Беларусь, а также включенных в программы, утверждаемые президентом и правительством Республики Беларусь;

— приобретение кредитов коммерческих банков, выданных по решениям президента и правительства Республики Беларусь;

— предоставление экспортных кредитов на сумму не менее 1 млн. долларов США.

Обратим внимание на некоторые аспекты деятельности созданного финансового института. На Банк развития не распространяются установленные законодательством для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования к устойчивости и финансовой надежности, иные обязательные требования и нормативы. Банк развития имеет право привлекать займы и кредиты, осуществлять выпуск и эмиссию ценных бумаг в пределах лимита, определяемого Советом министров. При недостаточности имущества Банка развития Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникающим в связи с выпуском, обращением и погашением облигаций.

Банк развития в приоритетном порядке осуществляет кредитование инвестиционных проектов, включенных в государственные программы, предусматривающих развитие АПК, жилищное строительство на селе, создание инфраструктурных объектов, внедрение инновационных технологий, создание наукоемких и экспортоориентированных производств, а также крупных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, обладающих длительными сроками окупаемости. В рамках реализации государственных программ Банк развития предоставляет кредиты на льготных условиях, а также на условиях, предполагающих возмещение юридическим лицам части процентов за пользование кредитами.

Потенциальные проблемы

Анализ международного опыта функционирования банков развития и основных аспектов деятельности данного финансового института в нашей стране позволяет выделить ряд проблемных моментов, которые могут снизить эффективность его деятельности и оказать негативное влияние на экономическое развитие.

1. Мандат Банка развития предусматривает бюрократическое («сверху вниз») определение экономических приоритетов, что предопределяет будущие искажения в распределении кредитных ресурсов. Традиционная модель функционирования финансовых институтов развития, избранная для отечественного Банка развития, подразумевает его использование в качестве канала финансовой поддержки государством ключевых отраслей и экономических субъектов. В условиях, когда мандат Банка развития предусматривает финансирование инвестиционных проектов по решениям органов государственного управления либо включенных в программы, утверждаемые ими, весьма вероятно возникновение инвестиционных ошибок (неправильного выбора секторальных и отраслевых приоритетов) и политически мотивированного кредитования.

Именно такая дирижистская модель функционирования банков развития привела к кризису данных институтов в мире в 1980-1990-е годы, что потребовало пересмотра основополагающих принципов их деятельности. В условиях открытой экономики и динамичных экономических изменений такой мандат Банка развития будет закладывать предпосылки для противоречий в его будущей деятельности. В такой ситуации перспективные сферы (отрасли, технологии, проекты) должны определяться не «сверху», а выявляться на основе высокой степени автономии и широкого мандата Банка развития, а также его систематического взаимодействия с частным сектором экономики.

2. Банк развития генерирует сектор нерыночных операций и отношений. Так, субсидиарная ответственность государства по обязательствам Банка развития предоставляет ему преимущества при привлечении кредитных ресурсов на финансовом рынке, искажая стимулы инвесторов и тем самым ограничивая доступ к финансированию коммерческих финансовых институтов. Кроме того, в мандат Банка развития заложено положение о льготном кредитовании проектов и мероприятий в рамках государственных программ. Предоставление кредитных ресурсов на льготных условиях ведет к искажению рыночной конкуренции, формированию неравных условий экономической деятельности для различных субъектов и секторов экономики и снижению стимулов к развитию поддерживаемых предприятий.

При этом субсидирование кредита не является функцией банков развития. Данные институты должны ориентироваться на развитие сегментов финансового рынка с повышенным уровнем риска, обеспечение доступа к кредиту в указанных сегментах путем тщательной оценки рисков и установления адекватных им процентных ставок.

3. Наличие существенных пробелов в мандате Банка развития. Правильное и ясное определение мандата для финансовых институтов развития необходимо для их правильного позиционирования на национальных кредитно-финансовых рынках. Мы обратили внимание на следующие интересные особенности мандата отечественного Банка развития. Так, документами, регулирующими деятельность Банка развития, не определены конкретные цели (показатели), характеризующие реализацию мандата, так же как и срок, в течение которого названные цели должны быть достигнуты. Отсутствие данных параметров в мандате может вести к отклонениям деятельности Банка развития от его миссии (к примеру, данный финансовый институт может избегать активности, соответствующей целям развития, но ведущей к дополнительным затратам или значительному риску) и нерациональному распределению кредитных средств по различным направлениям его деятельности.

Стратегия белорусского Банка развития декларирует в качестве одного из принципов его деятельности отсутствие конкуренции с банковским сектором при осуществлении инвестиций. Вместе с тем в документах, регулирующих деятельность Банка развития, отсутствует какое-либо указание на то, каким образом будет реализовываться данный принцип, какими критериями будет руководствоваться Банк развития при отборе проектов, с тем чтобы не оказаться в поле деятельности коммерческих банков (период кредитования, превышающий определенный срок; отсутствие у клиента залогового обеспечения, отвечающего требованиям коммерческих банков; наличие отказов коммерческих банков в предоставлении финансирования и т. д.). Границы между сферами деятельности Банка развития и коммерческих банков остаются весьма нечеткими, что создает предпосылки для фактического возникновения неравной конкуренции между ними, а также неопределенность в деятельности коммерческих банков.

Имеются отдельные вопросы и относительно выбора целевых секторов, в которых планирует работать Банк развития (обоснование такого выбора, кстати, отсутствует). Так, одним из них является нефтехимическая отрасль, предприятия которой, очевидно, имеют доступ к кредитным ресурсам коммерческих банков в рамках различных инструментов и сроков. Представляется также, что данный сектор не отвечает стратегическим целям инновационного развития на основе диверсификации экономики.

Факторы, способствующие успеху

Успех или неудача в деятельности банков развития зависят от совокупности факторов, включая экономическую и политическую среду, в которой они функционируют, четкость мандата и интегрированность в национальный финансовый сектор, используемые финансовые инструменты, качество регулирования деятельности банков и надзора за ней, эффективность корпоративного менеджмента и т. д. Нам бы хотелось обратить внимание на некоторые важные составляющие, реализация которых может способствовать успешной деятельности Банка развития.

1. В основе деятельности Банка развития должно лежать тесное взаимодействие с предпринимателями и инвесторами, обладающими предметной информацией о состоянии рынков и тенденциях их развития, опытом отбора и реализации инвестиционных проектов. Следует отказаться от доминирующей роли государства, «вертикализации» в определении приоритетных сфер, отраслей, технологий и проектов и полагаться на горизонтальные связи между Банком развития и частным бизнесом. Важную роль в оценке и отборе инвестиционных проектов, реализуемых Банком развития, должны играть бизнес-сообщество, организации общественного сектора, внешние консультанты.

2. Полагаем, что в условиях неразвитости рыночных институтов и доминирования государственного сектора экономики упор в деятельности Банка развития на льготное финансирование избранных государством отраслей и субъектов хозяйствования не может привести к успеху и достижению целей развития. Представляется, что помимо финансовой поддержки традиционных секторов – инфраструктуры, экспорта, малого и среднего бизнеса – Банку развития следует сосредоточиться на финансировании и продвижении конкретных технологий и инноваций для их последующего тиражирования и на этой основе повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

3. В целях минимизации политически мотивированного кредитования, традиционного для Республики Беларусь, исключения конкуренции с коммерческими банками и более широкого охвата заемщиков Банку развития следует полагаться прежде всего на «оптовое» (размещение ресурсов через коммерческие банки), а не «розничное» (непосредственное кредитование конечных заемщиков) кредитование. Одним из обязательных инструментов Банка развития должны быть программы совместного финансирования проектов с коммерческими банками (синдицированные, клубные и др. кредитные сделки), в реализации которых последние заинтересованы. Такой инструмент позволяет свести к минимуму вероятность недобросовестного конкурентного поведения Банка развития и, главное, вовлечь коммерческие банки в финансирование рыночных сегментов, которые ими не охвачены. Более эффективному размещению кредитных ресурсов может также способствовать использование Банком развития косвенных инструментов (гарантий) вместо прямого финансирования конечных заемщиков.

4. С учетом относительной неразвитости финансового сектора в Республике Беларусь мандат Банка развития должен быть в достаточной степени широким для возможного охвата неразвитых рыночных сегментов. Необходимо, чтобы мандат Банка развития был публично обсуждаемым, ясным для субъектов рынка и содержащим показатели, характеризующие его выполнение, а также срок его действия. Соблюдение данных условий позволит сформировать ожидания рыночных субъектов и обеспечить внешний надзор за деятельностью Банка развития. Мандат Банка развития должен содержать обоснование выбора целевых секторов, в которых он действует, а также конкретные механизмы, позволяющие исключить конкуренцию с коммерческими банками. Коммерческие банки должны иметь возможность заявлять о наличии конкуренции при кредитовании проектов со стороны Банка развития в рамках формальной процедуры. Мандат Банка развития подлежит систематической оценке на предмет его выполнения и пересмотру в рамках прозрачной для субъектов рынка процедуры.

* * *

Как уже было сказано выше, основным преимуществом Банка развития Беларуси на нынешнем этапе мы считаем возможность с его помощью освободить коммерческие банки, контролируемые государством, от бремени директивного кредитования, однако для достижения положительных экономических эффектов от деятельности Банка развития нужно изменить принципы его функционирования.

Бюрократическое определение экономических приоритетов и их финансирование в рамках государственных программ доказало свою неэффективность в условиях белорусской экономики. Такая модель функционирования Банка развития может быть связана со значительным количеством инвестиционных ошибок при выборе экономических приоритетов и с сильным политическим вмешательством в процесс кредитования. Для эффективного функционирования Банка развития ключевое место в его стратегии должно занять построение горизонтальных связей с частным сектором экономики, частными инвесторами и выявление на этой основе приоритетных сфер и проектов для вложения инвестиций.

Нам сложно согласиться с тем, что основными целями Банка развития являются развитие системы финансирования государственных программ и оптимизация подходов к выделению долгосрочных ресурсов на проекты общегосударственного значения. В условиях неразвитого финансового сектора, низкой восприимчивости к инновациям белорусской экономики и снижения конкурентоспособности белорусских предприятий миссия Банка развития должна быть иной. Мы говорим прежде всего о содействии развитию новых ниш и сегментов финансового рынка; финансовой, консультационной и технической поддержке инновационных сфер и проектов, характеризующихся высокой степенью риска; развитии частного бизнеса и стимулировании частных инвестиций в национальную экономику.

Тэги:

, , , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,