Желание белорусских властей отучить своих граждан от шопинга за границей, в том числе в соседней Литве, начинает осуществляться. Что интересно – не без помощи самих литовских специалистов.

В Минске 10 декабря открылся первый в Беларуси аутлет-центр Outleto. Застройщиком торгового центра выступил крупный дистрибьютор российского холдинга ГАЗ – ОАО «Управляющая компания холдинга «БелГАЗавтосервис», который застраивает территорию базы бывшего минского автотаксопарка.

Формат аутлет-центра представляет собой торговый центр, в котором все товары реализуются со скидками. Причем это исключительно марочные товары не ниже среднего ценового уровня. В мире торговых центров такого формата уже тысячи, они работают и в Европе, и в России, а в Беларуси открыт первый. В отличие от обычных торговых центров, радиус первичной зоны охвата аутлет-центра – от 40 до 120 км, вторичной – вплоть до 300 км. Поэтому в перспективе Outleto планирует даже арендовать электрички, чтобы бесплатно подвозить покупателей на распродажи.

В строительство комплекса вложено 30 млн. долларов. Председатель совета директоров ОАО «Управляющая компания холдинга «БелГАЗавтосервис» Михаил Супрунович сообщил, что часть вложенных инвестиций – это собственные деньги холдинга, а часть – кредит Белгазпромбанка.

В беседе с обозревателем БЕЛРЫНКА Михаил Супранович не стал скрывать, что поначалу был против такого формата. «Считал, что работать по скидкам – это понижение уровня торгового центра», – пояснил он. Сейчас владелец торгового центра так не думает – переубедили литовские специалисты, которые работают в управляющей компании аутлет-центра Outleto стратегическими консультантами.

Кстати, на начальном этапе М. Супранович хотел привлечь в качестве управляющей компании белорусскую фирму. Но та оказалась не готова. «Она ориентирована на оказание риэлтерских услуг, а наш проект превышает рамки простых риэлтерских отношений», – пояснил М. Супранович.

Сейчас в рабочую группу по управлению Outleto входят литовские, латвийские и белорусские специалисты. «Когда они работают, часто искры летят, и мне приходится в роли «работника МЧС» выступать. Но это нормально, если люди заинтересованы в успехе дела», – улыбается М. Супранович.

Он не скрывает, что аутлет-центр Outleto собирается стать конкурентом литовским торговым центрам. «А почему нет? Почему мы должны своих людей вынуждать ездить за границу за товаром и оставлять там деньги? Мы должны здесь создать условия, чтобы наши люди оставляли деньги здесь. Если кто-то хочет просто погулять по Вильнюсу, – пожалуйста, однако шопинг надо делать здесь», – убежден владелец нового торгового центра.

* * * * *

Вайдас АНДРЮНАС: «Беларусь от Литвы уже не настолько далека, как 5 лет назад»

Обозреватель БЕЛРЫНКА побеседовала со стратегическим консультантом Outleto Вайдасом АНДРЮНАСОМ и попросила рассказать, как литовский специалист собирается «выращивать» белорусского конкурента литовским торговым центрам.

– Если оценивать ситуацию на рынке ретейла в Беларуси, то могу уверенно сказать: она очень серьезно поменялась. Я внимательно наблюдаю за этим рынком в последние 5-6 лет, и могу заявить, что ситуация реально очень сильно улучшилась.

Серьезно развиваются операторы розничного рынка – супермаркеты, – здесь конкуренция растет, игроки становятся сильнее, а значит, и покупатель выигрывает.

Что касается торговых центров, то их развитие можно разделить на два этапа. Первый этап – это те торговые центры, которые были открыты до 2010 года. Второй этап – появление на рынке торговых центров, которые стараются иметь свою концепцию (правда, это не у всех получается). Появление таких объектов – со своим «лицом» – это очень хорошо для потребителя. Он начинает понимать: если я хочу сэкономить, я еду в аутлет-центр, если у меня другая цель – еду в другой центр. Чем больше в стране появится торговых центров со своим «лицом», тем лучше и для потребителя, и для страны.

Наша цель – собрать в аутлет-центре Outleto операторов, которые предложат широкий ассортимент. Здесь свои магазины и центры обслуживания клиентов откроют 80 операторов. Также сюда придут от 5 до 10 новых игроков серьезных брендов.

– А какие риски вы видите на пути этого проекта в Беларуси?

– Рисков больше, чем можно себе представить. Ведь это первый такого рода формат торгового центра в Беларуси. Наблюдать за белорусским рынком, где бы работал еще один такой же формат в Минске, в другом городе или за кольцевой дорогой, у нас нет возможности. Значит, все прогнозы и оценки нужно делать исходя, что называется, из своего чутья и смотреть на то, как поведет себя потребитель.

Что касается рисков, то они понятны. Есть такое понятие, как средний чек. В Литве в торговых центрах такого же формата средний чек составляет примерно 40-60 долларов. Но это зависит от микса арендаторов и количества покупателей. У меня, например, всегда вызывает улыбку, когда читаю, что в каком-то небольшом торговом центре ожидают 15 тысяч покупателей в день. Не совсем это возможно в наше время. Многое зависит от того, как поведут себя экономика, рынок, арендаторы…

– На фоне экономических проблем в стране белорусские власти сделали ставку на импортозамещение. Не станет ли это барьером?

– Нет, не думаю. Давайте посмотрим на развитие торговых центров, которые уже работают в Беларуси. Я как литовец могу сказать: понятно, не все так гладко, но реально рынок двигается вперед, импортная продукция в торговых центрах есть. Я хожу по торговым центрам и вижу, какие бренды присутствуют здесь. И точно могу сказать: Беларусь от Литвы в этом смысле уже не настолько далека, как это было еще 5 лет назад. В Беларуси реально открываются брендовые магазины. Поэтому я не сказал бы, что импортозамещение может стать суперпрепятствием, ведь рынок Беларуси тоже заинтересован в том, чтобы инвесторы открывали здесь магазины.

– И оставляли здесь свои деньги…

– Да, и чтобы оставляли здесь свои деньги. Хотя мне об этом заявлять по меньшей мере странно, ведь литовская экономика выигрывает от белорусских покупателей, которые приезжают в «Акрополис» и другие торговые центры Литвы.

– Этот тренд за последнее время не изменился?

– Он потихонечку меняется. Если посмотреть на показатели литовских торговых центров «Акрополис», «Озас» и других, то могу сказать: их показатели падают. Но это связано не только с тем, что белорусы стали больше товаров покупать в своих торговых центрах, – просто денег стало меньше. Думаю, что и построенные в Беларуси новые торговые объекты этому помогают. Зачем ехать за 180 км (хотя это и не так уж далеко), если можно нужный товар купить здесь.

– Вайдас, а как вы стали стратегическим консультантом Outleto?

– Реально я работаю на белорусском рынке не первый день. Я достаточно давно работаю в розничной торговле, имею опыт работы в Литве в торговом центре «Максима», в Беларуси – опыт работы в «Европе».

Разговоры о строительстве этого торгового центра велись давно. Думаю, что открывать этот объект в том формате, в котором его поначалу задумывали, было бы ошибкой. Наша компания Hunters имела четкое понимание, как стратегически выстроить его работу. Собственник не сразу воспринял эту концепцию, но потом осторожно поддержал эту идею.

На данном этапе компания Hunters является стратегическим консультантом объекта. Мы попытались сформировать профессиональную команду, которая будет заниматься развитием этого торгового центра. Занимаемся маркетингом, другие стратегические вопросы решаем. Стараемся изо всех сил, чтобы этот аутлет был аутлетом.

Первое, что мы хотим поменять, – отношение владельцев и арендаторов, владельцев магазинов. Потому что до этого времени они были очень односторонними. Величина арендной платы не должна быть единственным критерием сотрудничества. Нужно повышать культуру и арендодателя, и арендатора, чтобы все поняли: мы все в одной лодке. У владельцев аутлет-центра правильный подход: они взяли на себя обязательство обеспечить надлежащий поток покупателей и вкладывать средства в маркетинг торгового центра.

Конечно, мы как литовцы иногда немного по-другому смотрим на некоторые вещи. Но с этим объектом, думаю, будет все в порядке.

– Почему вы в этом уверены?

– Почему мы не так сильно побаиваемся, а может быть, и совсем не побаиваемся? У нас есть сильное преимущество: владелец торгового центра готов вкладывать деньги в его активное продвижение. Это большие инвестиции в маркетинг – от 700 тысяч долларов в год. Это не то что нас спасает, а реально помогает в это трудное время.

– Вайдас, вы сказали, что иногда несколько иначе смотрите на продвижение объекта, чем ваши коллеги по команде. В чем суть такого рода разногласий?

– Это вопрос определенной практики. Чтобы работать в этом бизнесе, специалисты обязательно должны пройти определенный путь. Книжки почитать, в конференциях поучаствовать – это одно. Но когда ты самостоятельно проходишь этот путь в бизнесе с самого начала его становления, побываешь в этом прессинге, который тебя, что называется, «выжимает», то по-другому смотришь на некоторые вещи…

– Как думаете, сможет ли белорусский Outleto конкурировать с известными литовскими торговыми центрами?

– Да, на сто процентов. Если нам удастся сформировать тот микс арендаторов, о котором мы сейчас договариваемся с собственником, то думаю, что часть белорусских потребителей, которые ездят за покупками в Вильнюс, элементарно переключатся на Outleto.

Тэги:

, , , , ,

На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ

Александр Лукашенко 1 октября подписал указы № 384, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2025 год, и № 385 о целевых показателях денежно-кредитной политики на 2025 год. Указ №384 устанавливает параметры роста: ВВП — 4,1% ; экспорт товаров и услуг — на 5,4%, рост инвестиций — 7,8% рост реальных располагаемых денежных доходов населения

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 26 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Raiffeisen Bank продал свою долю в белорусском Приорбанке инвестору из ОАЭ

Австрийская банковская группа Raiffeisen Bank International (RBI) продала свою долю в белорусском Приорбанке.  В начале 2024 года Raiffeisen Bank International AG сообщал, что намерен продать 87,74% своих акций в ОАО «Приорбанк» и его дочерних компаниях инвестору из ОАЭ Soven 1 Holding Limited. 20 сентября Прирбанк распространил пресс-релиз, в котором говорится о заключении договора купли-продажи. Сумма

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 23 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,