• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Желание белорусских властей отучить своих граждан от шопинга за границей, в том числе в соседней Литве, начинает осуществляться. Что интересно – не без помощи самих литовских специалистов.

В Минске 10 декабря открылся первый в Беларуси аутлет-центр Outleto. Застройщиком торгового центра выступил крупный дистрибьютор российского холдинга ГАЗ – ОАО «Управляющая компания холдинга «БелГАЗавтосервис», который застраивает территорию базы бывшего минского автотаксопарка.

Формат аутлет-центра представляет собой торговый центр, в котором все товары реализуются со скидками. Причем это исключительно марочные товары не ниже среднего ценового уровня. В мире торговых центров такого формата уже тысячи, они работают и в Европе, и в России, а в Беларуси открыт первый. В отличие от обычных торговых центров, радиус первичной зоны охвата аутлет-центра – от 40 до 120 км, вторичной – вплоть до 300 км. Поэтому в перспективе Outleto планирует даже арендовать электрички, чтобы бесплатно подвозить покупателей на распродажи.

В строительство комплекса вложено 30 млн. долларов. Председатель совета директоров ОАО «Управляющая компания холдинга «БелГАЗавтосервис» Михаил Супрунович сообщил, что часть вложенных инвестиций – это собственные деньги холдинга, а часть – кредит Белгазпромбанка.

В беседе с обозревателем БЕЛРЫНКА Михаил Супранович не стал скрывать, что поначалу был против такого формата. «Считал, что работать по скидкам – это понижение уровня торгового центра», – пояснил он. Сейчас владелец торгового центра так не думает – переубедили литовские специалисты, которые работают в управляющей компании аутлет-центра Outleto стратегическими консультантами.

Кстати, на начальном этапе М. Супранович хотел привлечь в качестве управляющей компании белорусскую фирму. Но та оказалась не готова. «Она ориентирована на оказание риэлтерских услуг, а наш проект превышает рамки простых риэлтерских отношений», – пояснил М. Супранович.

Сейчас в рабочую группу по управлению Outleto входят литовские, латвийские и белорусские специалисты. «Когда они работают, часто искры летят, и мне приходится в роли «работника МЧС» выступать. Но это нормально, если люди заинтересованы в успехе дела», – улыбается М. Супранович.

Он не скрывает, что аутлет-центр Outleto собирается стать конкурентом литовским торговым центрам. «А почему нет? Почему мы должны своих людей вынуждать ездить за границу за товаром и оставлять там деньги? Мы должны здесь создать условия, чтобы наши люди оставляли деньги здесь. Если кто-то хочет просто погулять по Вильнюсу, – пожалуйста, однако шопинг надо делать здесь», – убежден владелец нового торгового центра.

* * * * *

Вайдас АНДРЮНАС: «Беларусь от Литвы уже не настолько далека, как 5 лет назад»

Обозреватель БЕЛРЫНКА побеседовала со стратегическим консультантом Outleto Вайдасом АНДРЮНАСОМ и попросила рассказать, как литовский специалист собирается «выращивать» белорусского конкурента литовским торговым центрам.

– Если оценивать ситуацию на рынке ретейла в Беларуси, то могу уверенно сказать: она очень серьезно поменялась. Я внимательно наблюдаю за этим рынком в последние 5-6 лет, и могу заявить, что ситуация реально очень сильно улучшилась.

Серьезно развиваются операторы розничного рынка – супермаркеты, – здесь конкуренция растет, игроки становятся сильнее, а значит, и покупатель выигрывает.

Что касается торговых центров, то их развитие можно разделить на два этапа. Первый этап – это те торговые центры, которые были открыты до 2010 года. Второй этап – появление на рынке торговых центров, которые стараются иметь свою концепцию (правда, это не у всех получается). Появление таких объектов – со своим «лицом» – это очень хорошо для потребителя. Он начинает понимать: если я хочу сэкономить, я еду в аутлет-центр, если у меня другая цель – еду в другой центр. Чем больше в стране появится торговых центров со своим «лицом», тем лучше и для потребителя, и для страны.

Наша цель – собрать в аутлет-центре Outleto операторов, которые предложат широкий ассортимент. Здесь свои магазины и центры обслуживания клиентов откроют 80 операторов. Также сюда придут от 5 до 10 новых игроков серьезных брендов.

– А какие риски вы видите на пути этого проекта в Беларуси?

– Рисков больше, чем можно себе представить. Ведь это первый такого рода формат торгового центра в Беларуси. Наблюдать за белорусским рынком, где бы работал еще один такой же формат в Минске, в другом городе или за кольцевой дорогой, у нас нет возможности. Значит, все прогнозы и оценки нужно делать исходя, что называется, из своего чутья и смотреть на то, как поведет себя потребитель.

Что касается рисков, то они понятны. Есть такое понятие, как средний чек. В Литве в торговых центрах такого же формата средний чек составляет примерно 40-60 долларов. Но это зависит от микса арендаторов и количества покупателей. У меня, например, всегда вызывает улыбку, когда читаю, что в каком-то небольшом торговом центре ожидают 15 тысяч покупателей в день. Не совсем это возможно в наше время. Многое зависит от того, как поведут себя экономика, рынок, арендаторы…

– На фоне экономических проблем в стране белорусские власти сделали ставку на импортозамещение. Не станет ли это барьером?

– Нет, не думаю. Давайте посмотрим на развитие торговых центров, которые уже работают в Беларуси. Я как литовец могу сказать: понятно, не все так гладко, но реально рынок двигается вперед, импортная продукция в торговых центрах есть. Я хожу по торговым центрам и вижу, какие бренды присутствуют здесь. И точно могу сказать: Беларусь от Литвы в этом смысле уже не настолько далека, как это было еще 5 лет назад. В Беларуси реально открываются брендовые магазины. Поэтому я не сказал бы, что импортозамещение может стать суперпрепятствием, ведь рынок Беларуси тоже заинтересован в том, чтобы инвесторы открывали здесь магазины.

– И оставляли здесь свои деньги…

– Да, и чтобы оставляли здесь свои деньги. Хотя мне об этом заявлять по меньшей мере странно, ведь литовская экономика выигрывает от белорусских покупателей, которые приезжают в «Акрополис» и другие торговые центры Литвы.

– Этот тренд за последнее время не изменился?

– Он потихонечку меняется. Если посмотреть на показатели литовских торговых центров «Акрополис», «Озас» и других, то могу сказать: их показатели падают. Но это связано не только с тем, что белорусы стали больше товаров покупать в своих торговых центрах, – просто денег стало меньше. Думаю, что и построенные в Беларуси новые торговые объекты этому помогают. Зачем ехать за 180 км (хотя это и не так уж далеко), если можно нужный товар купить здесь.

– Вайдас, а как вы стали стратегическим консультантом Outleto?

– Реально я работаю на белорусском рынке не первый день. Я достаточно давно работаю в розничной торговле, имею опыт работы в Литве в торговом центре «Максима», в Беларуси – опыт работы в «Европе».

Разговоры о строительстве этого торгового центра велись давно. Думаю, что открывать этот объект в том формате, в котором его поначалу задумывали, было бы ошибкой. Наша компания Hunters имела четкое понимание, как стратегически выстроить его работу. Собственник не сразу воспринял эту концепцию, но потом осторожно поддержал эту идею.

На данном этапе компания Hunters является стратегическим консультантом объекта. Мы попытались сформировать профессиональную команду, которая будет заниматься развитием этого торгового центра. Занимаемся маркетингом, другие стратегические вопросы решаем. Стараемся изо всех сил, чтобы этот аутлет был аутлетом.

Первое, что мы хотим поменять, – отношение владельцев и арендаторов, владельцев магазинов. Потому что до этого времени они были очень односторонними. Величина арендной платы не должна быть единственным критерием сотрудничества. Нужно повышать культуру и арендодателя, и арендатора, чтобы все поняли: мы все в одной лодке. У владельцев аутлет-центра правильный подход: они взяли на себя обязательство обеспечить надлежащий поток покупателей и вкладывать средства в маркетинг торгового центра.

Конечно, мы как литовцы иногда немного по-другому смотрим на некоторые вещи. Но с этим объектом, думаю, будет все в порядке.

– Почему вы в этом уверены?

– Почему мы не так сильно побаиваемся, а может быть, и совсем не побаиваемся? У нас есть сильное преимущество: владелец торгового центра готов вкладывать деньги в его активное продвижение. Это большие инвестиции в маркетинг – от 700 тысяч долларов в год. Это не то что нас спасает, а реально помогает в это трудное время.

– Вайдас, вы сказали, что иногда несколько иначе смотрите на продвижение объекта, чем ваши коллеги по команде. В чем суть такого рода разногласий?

– Это вопрос определенной практики. Чтобы работать в этом бизнесе, специалисты обязательно должны пройти определенный путь. Книжки почитать, в конференциях поучаствовать – это одно. Но когда ты самостоятельно проходишь этот путь в бизнесе с самого начала его становления, побываешь в этом прессинге, который тебя, что называется, «выжимает», то по-другому смотришь на некоторые вещи…

– Как думаете, сможет ли белорусский Outleto конкурировать с известными литовскими торговыми центрами?

– Да, на сто процентов. Если нам удастся сформировать тот микс арендаторов, о котором мы сейчас договариваемся с собственником, то думаю, что часть белорусских потребителей, которые ездят за покупками в Вильнюс, элементарно переключатся на Outleto.

Тэги:

, , , , ,

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Прогноз курса рубля на неделю 23-27 сентября

Возможно изменение курса доллара на БВФБ на доли процента как в сторону уменьшения, так и роста. В понедельник 23 сентября курс может подняться на доли процента. Прогнозируемого обвала курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не произошло, однако средневзвешенный курс американской валюты все же снизился, хотя и всего на 0,5% – до 2,0412

Средства ПВО: простой ответ на сложный вопрос

Предприятия ВПК Беларуси разрабатывают средства противодействия ударным малогабаритным беспилотным летательным аппаратам. Практически сразу после атаки дронов и крылатых ракет хуситов на НПЗ Саудовской Аравии в СМИ началась полемика на тему защиты от кустарно изготовленных БПЛА и таких же крылатых ракет. Из которой однозначно следовал вывод о том, что на сцене появился очень серьезный противник для

Украинский рынок: бонус для белорусского дизтоплива и риски для бензина

Основной и самый высокомаржинальный украинский рынок для экспорта светлых белорусских нефтепродуктов может в скором времени преподнести сюрпризы. Сюрприз со знаком плюс – рост поставок дизтоплива в связи с новой возможностью транспортировки по трубе, со знаком минус – введение пошлин на белорусские бензины. Белорусский бензин «под напряжением» В последние годы Украина несколько раз пыталась ограничить импорт

Фольксваген выпускает первый народный электромобиль

Автомобильный концерн Volkswagen на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне представил свой первый серийный электромобиль, созданный на собственной платформе, который, как надеются в концерне, станет третьим народным автомобилем после «Жука» и «Гольфа». Модель называется ID.3. Ее запас хода в зависимости от батареи составляет от 330 до 550 км. Автомобиль действительно, будет сравнительно дешев: в базовой комплектации с пробегом в 330 км он

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в