Первый материал цикла был опубликован 7.10.2015 г.

С тем, что Беларусь остается советской, спорить особенно не приходится. Не случайно и показательно, что главная беларусская* государственная газета остается «Советской Белоруссией», второе ее название «Беларусь сегодня» только подчеркивает приверженность советским традициям. Живучесть советских стереотипов и масштаб их использования в нашей стране можно понять, рассмотрев подробнее, в чем, где и как проявляется «советскость» Беларуси. Мне представляется, что без четкого понимания этого невозможно успешное преодоление советского прошлого. Иногда я слышу, что это прошлое не такое уж и плохое было. Возможно, для кого-то и было, но надо ли вновь воспроизводить его в Беларуси XXI века? Помогает ли это развитию страны, общества, людей или тормозит его?

За время существования БССР сложились определенные системные характеристики советского государственного строя и советского государственного режима. Эти системные характеристики проявлялись на четырех уровнях:

1) во внешней политике государства;

2) в устройстве государства и его внутренней политике;

3) в развитии общества и его устройстве;

4) в развитии личности, ее взаимоотношениях с обществом и государством.

В последующих публикациях я постараюсь коротко охарактеризовать, что из «советскости» сохранилось в Беларуси на вышеперечисленных уровнях, как это влияет на настоящее и будущее страны.

Начну с первого уровня – геополитического, который представляется особенно важным: до сих пор среди наших людей сильна вера в то, что решение беларусских проблем осуществится внешними силами – или с помощью Запада, или с помощью Востока.

Уровень 1. Проявление «советскости» в международной деятельности Беларуси

С начала 1990-х годов Беларусь стала самостоятельным участником мировой геополитики. Какие проблемы начала решать наша страна?

Современное мировое сообщество существенным образом отличается от того, каким оно являлось еще сто лет назад. В первой половине ХХ века сформировались и были четко продекларированы разные пути государственного развития, которые можно обозначить как либеральный (например, как в США), демократический (как во Франции), национал-социалистический (Германия), коммунистический (СССР). Как минимум два из этих путей – национал-социалистический и коммунистический – видели конечным этапом развития государства мировое господство. Естественно, что все указанные пути имели и противоречия, и сходства. Общие черты имели либеральный и демократический пути развития, а также, в свою очередь, национал-социалистический и коммунистический. Различия и противоречия между группами также были ярко выраженными.

Находясь в составе СССР, советская Белоруссия (БССР) следовала по коммунистическому пути развития. Основные геополитические характеристики этого пути были следующие: БССР рассматривает страны либерального и демократического пути развития как страны недружественные и даже враждебные (особенно выделялась враждебность к США); военное могущество и продажа вооружения укрепляют могущество БССР; инициатива в принятии решений по любым вопросам международного характера исходит только от Москвы; содержание любого принятого в БССР решения в вопросах международной политики должно быть одобрено в Москве; страна должна быть изолирована от влияния других стран. Особо следует отметить правовой нигилизм, присущий государствам, следующим по пути коммунистического развития, – нормы международных договоров рассматривались ими с точки зрения сиюминутной выгоды, при определенных условиях эти договоры могли и не соблюдаться.

Разрешением противоречий между путями государственного развития в середине ХХ века стала Вторая мировая война. К ее главным следствиям можно отнести: всеобщее осуждение национал-социалистического пути государственного развития, образование мирового союза государств – ООН, образование союзов государств, поддерживающих коммунистический путь развития (Организация стран Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи), и союзов, поддерживающих демократический путь развития (крупнейший – Европейский Союз). Следует отметить, что страны, придерживавшиеся либерального пути развития (в первую очередь США), открыто осудили не только национал-социализм, но и коммунизм – как неприемлемые пути государственного и общественного развития, содержащие опасность уничтожения современной цивилизации.

Важным итогом Второй мировой войны стала также формулировка понимания необходимости недопущения Третьей мировой войны, которая при использовании ядерного оружия неизбежно приведет к гибели современной цивилизации и даже человечества в целом. Развитие этого понимания имело свои вехи, связанные с утверждением принципов новых взаимоотношений между государствами и государством и гражданами, а также подписанием международных обязательств государств соблюдать эти принципы. Существенно, что политические аспекты нового видения взаимоотношений государств стали определять их экономические взаимоотношения.

Страны, придерживающиеся демократического пути развития, таких острых заявлений в адрес коммунизма, как, например, США, не делали, стремились найти точки сотрудничества между странами коммунистического и либерального пути развития. Стремления эти оказались успешными, и в августе 1975 года был создан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения), который подписали 33 европейских государства, включая СССР, а также США и Канада. В этом важном соглашении была подтверждена поддержка новых принципов межгосударственного сотрудничества и республиками, входящими в состав СССР.

26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. Страна – инициатор и организатор коммунистического пути развития государств – перестала существовать. От коммунистического пути развития к этому времени отказались и страны, входящие в Организацию Варшавского договора. Однако сторонники восстановления коммунистического пути развития, хотя и потерпели поражение в первых демократических выборах, оставались второй по значимости политической силой – структурированной (Россия) и неструктурированной (Беларусь) – практически во всех республиках бывшего СССР.

Стартовые возможности Республики Беларусь – правопреемницы БССР – были более чем хорошие. От СССР остались заводы и предприятия, квалифицированная рабочая сила, относительно развитая структура внутренних и внешних коммуникаций. Особую привлекательность представляло географическое положение страны: в географическом центре Европы и рядом с Россией, которая официально стала правопреемницей СССР и путь ее будущего развития в середине 1990-х годов не представлялся достаточно безопасным для стран западного мира.

На некоторое время – почти на 5 лет – Беларусь отказалась от главных принципов коммунистического пути развития, встала на путь демократического развития. В Республике Беларусь начались демократические реформы. В 1994 году была принята Конституция, гарантирующая демократический путь развития Беларуси. Близко к европейским стандартам прошли выборы депутатов Верховного Совета XII и XIII созывов, первые выборы президента страны. Были зарегистрированы и достаточно большими тиражами начали издаваться независимые от государства газеты и журналы, были зарегистрированы и начали деятельность политические партии, неправительственные организации, в том числе и правозащитные. Наше государство, как и другие европейские страны, декларировало, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств – членов ОБСЕ. Беларусь приняла стандарты выборов ОБСЕ и многие другие документы, касающиеся взаимоотношений государств в условиях современной цивилизации.

Это сразу принесло положительные результаты, которые особенно ярко проявились в международных отношениях.

Стремительно начали развиваться отношения с европейским сообществом и США. В 1992 году в Минске открылось посольство США, Беларусь получила статус наибольшего благоприятствования в торговле с Америкой. В 1993-м в Вашингтоне появилось беларусское посольство. В июле 1993-го в Вашингтон приезжал Станислав Шушкевич, бывший тогда председателем Верховного Совета. 15 января 1994 года Минск посетил с официальным визитом президент США Билл Клинтон. В 1994 году Беларусь вошла в число стран, пользующихся таможенными льготами. Республика Беларусь получила статус «специально приглашенного» в Парламентской ассамблее Совета Европы.

В Беларуси открылось представительство Фонда Сороса, по договоренности с правительством стали работать программы Европейского Союза, в том числе самая крупная – ТАСИС, благотворительные фонды европейских стран.

Начавшиеся процессы демократизации привели к тому, что европейские инвесторы с интересом начали исследовать потенциальные возможности Беларуси, склоняясь к тому, что республика вполне может стать своеобразной Швейцарией для стран бывшего СССР и некоторых стран Варшавского договора. Появились сторонники этой идеи и среди высшего беларусского политического и экономического руководства.

Процесс развития по демократическому пути, обусловивший активное включение Беларуси в мировую экономику и политику, однако, был недолгим и к началу ХХI века совсем приутих. Традиционно это объясняется личными симпатиями и антипатиями первого беларусского президента. Однако это объяснение не совсем точное.

В конце 1980-х годов в Беларуси коммунисты-перестройщики, работавшие в аппарате управления Беларуси – как в партийных, так и советских и экономических его звеньях, потерпели поражение на последнем съезде КПБ – перестройка и гласность в БССР не были значительными по сравнению с Россией и другими республиками СССР. Однако с поражением коммунисты-перестройщики не смирились. За поддержкой они обратились в Москву: были установлены взаимоотношения с российскими единомышленниками, которые к этому времени укрепили связи с российским олигархическим бизнесом, имели достаточно твердую финансовую поддержку в России и согласны были поделиться финансами с беларусами.

После развала СССР в качестве главных задач коммунисты-перестройщики выдвигали восстановление СССР в виде СНГ (Союза Независимых Государств) или других новых межгосударственных союзов, но обязательно с Россией во главе, построение здесь социализма в его нэповском варианте. Одними из главных «восстановителей» СССР на постсоветском пространстве стали Евгений Примаков и руководитель Москвы (сначала председатель Мосгорисполкома, затем мэр) Юрий Лужков. Между ними и руководством Беларуси установилось полное взаимопонимание и поддержка.

В результате выборов первого президента Беларуси, успешно проведенных коммунистами-перестройщиками и их союзниками в ЛКСМ(Б), в различных эшелонах беларусской власти стали преобладать сторонники коммунистического пути развития беларусского государства и восстановления СССР. По замыслу Примакова и его соратников, президент Беларуси Александр Лукашенко, сделавшись руководителем нового союзного государства России и Беларуси, мог направить развитие этого союза по пути восстановления СССР[1].

В сентябре 1995 года Лукашенко провозгласил курс на построение в Беларуси «рыночного социализма». Он пояснил, что под этой формулировкой понимает «строительство общества с высоким уровнем социальной защищенности человека, с высокой материальной и нравственной мотивацией к труду, без дефицитов и очередей. Общества, где законы рынка действуют не стихийно, а в масштабах, обеспечивающих эффективность производства и распределения»[2]. Вместе с регулируемым рынком вводилась и регулируемая государством демократия.

И в Москве, и в Минске первый шаг в сторону успешного восстановления СССР увидели в укреплении авторитарного управления страной – как во времена Сталина, – причем как в Беларуси, так и в России. Условия воспроизведения сильной единоличной системы управления государством, ее характер и основные черты в новых исторических условиях, как в лаборатории, вырабатывались в Беларуси и затем использовались в политических технологиях России.

Установление авторитарного правления в Беларуси в 1996 году было связано с неправовыми изменениями в Конституции, существенными ограничениями, а в отдельных случаях – и с уничтожением демократических прав и свобод человека, определенных в международных обязательствах Беларуси. Перестали выполняться нормы избирательного процесса, установленные в рамках обязательств по ОБСЕ.

В ноябре 1996 года сторонники демократического «швейцарского» пути развития потеряли свое влияние в Беларуси: предпринятые активные политические шаги части аппарата управления страной (М. Чигирь и др.) оказались неудачными – и более 15 лет эта модель развития в Беларуси не рассматривалась.

Возвращение к коммунистическому пути развития сразу лишило Беларусь достигнутых преимуществ. Некоторые государственные политические и экономические структуры, а также должностные лица – виновники нарушения прав и свобод – попали под санкции ЕС и США. В 1997 году Беларусь лишилась статуса «специально приглашенного» в ПАСЕ, в стране перестали легально работать иностранные благотворительные фонды, существенно сократились программы ТАСИС. Страна оказалась практически изолированной от общих тенденций европейского политического и экономического развития.

Вместе с тем в России процесс восстановления СССР в начале 2000-х годов принял новое направление. В основу идеологии восстановления была положена модель, получившая название «русского мира». Переход к новой модели был обусловлен желанием руководства России использовать потенциал иммигрировавших граждан России и русифицированных граждан бывших советских республик (их насчитали порядка четверти миллиона) в интересах развития прежде всего и только российского государства. Заместитель руководителя Администрации президента РФ, отвечающий за реализацию политической стратегии Путина, Владислав Сурков поддержал идею «русского мира» и развил ее, сформулировав концепцию «суверенной демократии»: совершенствуясь, политическая система России должна оставаться под национальным контролем и обязательно соотноситься со спецификой русской культурной традиции.

Первоначально на идею «русского мира» руководство Беларуси внимания не обратило. Первым сигналом того, что «русский мир» не просто философская или политологическая модель, а реальная политика России, касающаяся и Беларуси, стали события в Грузии. Беларусь резко отошла от советской модели и не поддержала Россию в вопросах оценки грузинских сепаратистов и последующего расчленения Грузии. Вторым шагом стали события в Украине: сначала аннексия Россией Крыма, затем военная поддержка Россией донбасских и луганских сепаратистов. Они показали правовой нигилизм России в вопросах государственного суверенитета республик бывшего СССР. Поскольку к этому времени и Примаков, и Лужков потеряли свое влияние в руководстве Россией и идея стать руководителем объединенных государств России и Беларуси для беларусского президента стала призрачной, Беларусь еще более решительно отмежевалась от положительных оценок действий союзника в Украине и даже предложила посреднические услуги для урегулирования конфликта.

Следует отметить, что до настоящего времени Беларусь не полностью отказалась от особенностей коммунистического пути развития государства: остался и правовой нигилизм, и пренебрежение к правам и свободам человека, и США по инерции рассматриваются как главный враг современного мира и диктатор, осталась и корреляция действий на международной арене с Россией. Возможно, такой поворот и темп событий обусловлен внутренними причинами: часть сторонников восстановления СССР уже отошли от активной деятельности в силу преклонного возраста, заменившие их молодые дипломат и государственные деятели, знакомые с особенностями развития современной цивилизации, видящие бесперспективность для Беларуси коммунистического пути развития, еще не стали достаточно влиятельными в аппарате управления и в стране.

Однако уже те небольшие шаги в сторону принципов демократических европейских стран и союзов, которые были предприняты в 2008-2015 годах, позволили говорить о возможности возвращения к «швейцарской модели» развития Беларуси, были приостановлены санкции ЕС и США. Единственным условием для восстановления статуса Беларуси в ПАСЕ стала отмена смертной казни в стране.

Движения беларусского государства в сторону демократизации не остались незамеченными и в России. «С акцентом на развитие «минского формата» беларусское руководство стремится нарастить международный авторитет, что позволило бы получить от Запада кредиты и новые технологии, сохранив при этом стратегический союз с Россией. Минск превращается в «евразийский Берн» – об этом все чаще говорят авторитетные беларусские эксперты»,[3] – сдержанно отметил новую тенденцию аналитик из МГУ им. Ломоносова.

«Беларусь претендует на роль наследника СССР. Эта роль состоит в сохранении социального наследия в противовес олигархическому капитализму, а также в сохранении и приумножении промышленного потенциала. Минск убежден, что события в Украине и ухудшение украино-российских отношений закрепят за Беларусью роль промышленной мастерской и даже промышленного центра постсоветского пространства. Минск рассчитывает «перетянуть» на себя крупные, в первую очередь оборонные заказы»,[4] – так современные российские аналитики трансформировали высказанную президентом формулу развития беларусского государства.

К настоящему времени Беларусь является участником международных образований двух типов:

1) с формальным и неформальным главенством России – Содружество Независимых Государств (СНГ), Союзное государство России и Беларуси, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Единое экономическое пространство;

2) с участием ведущих европейских стран и США – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), программа НАТО «Партнрство ради мира», Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ). До недавнего времени участие в работе организаций второго типа было минимальным.

Отказ от «советскости» в геополитическом плане позволит нашей стране более активно включиться в процесс европейского развития, расширить свое участие в работе организаций второго типа. Отказавшись от принципа согласования с Москвой действий на международной арене, Беларусь вполне может стать главным инициатором образования новых государственных союзов в Восточной Европе, направленных на стабилизацию ситуации в случае катаклизмов, которые могут возникнуть в связи с действиями руководства России на постсоветском пространстве, реализацией ими модели «русского мира». Возможность таких союзов уже обсуждается аналитиками[5], однако пока роль Беларуси в них туманная и само участие неопределенное.

Кроме того, движение по демократическому пути развития будет иметь важные последствия как для государственного строительства Беларуси, так и для развития общества и личности, даст всем возможность не только участвовать в развитии современной цивилизации, но и более полно использовать ее достижения.

* Орфография авторская.

Тэги:

, , , , , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,