• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Недостаточная технико-экономическая проработка ставит под вопрос реализацию очередного проекта по выпуску легковых автомобилей в РБ

В производство легковых автомобилей под брендом Geely на белорусско-китайском предприятии «БелДжи» следует привнести отечественный опыт и наработки. Такую задачу президент Беларуси Александр Лукашенко поставил 30 ноября 2015 года на совещании по вопросу реализации этого инвестиционного проекта.

При этом глава государства не преминул напомнить, что создание в Беларуси производства легковых автомобилей является его давней мечтой. «Моя мечта – чтобы мы имели не только производство большегрузных автомобилей, грузовых, средней грузоподъемности, тракторов, но и легковых автомобилей, близких к народному, чтобы наша страна могла обеспечивать потребности юридических и физических лиц в собственных легковых автомобилях», – поделился он с участниками совещания.

Но надо исходить из сложившихся реалий. «Естественно, создавать самим, с нуля, легковой автомобиль сегодня – это смерти подобно. И не для Беларуси эта тема, поскольку и рынок не тот, и прочее. И самое главное – ведь многие государства, которые производят легковые автомобили, не просто на годы, на века ушли вперед… Конкурировать с этими странами очень сложно», – посетовал Лукашенко.

Без технологического партнера здесь не обойтись. Поэтому была поставлена задача: найти страну, которая готова помочь на основе собственных и белорусских технологий создать приемлемый по соотношению цены и качества автомобиль для нашего народа. В качестве таковой была выбрана Китайская Народная Республика. И это вполне обоснованно: сегодня Китай завоевывает практически весь мир, выпуская автомобили хорошего качества.

Сначала – мы им, теперь – они нам

С учетом опыта работы существующего производства по сборке китайских автомобилей Geely из машинокомплектов высокой заводской готовности, которое уже функционирует в Беларуси, было принято решение: создавать завод полного цикла по выпуску легковых автомобилей вместе с китайцами, на основе их технологий.

«Это не значит, что мы просто возьмем и один в один скопируем и произведем аналогичный автомобиль, – рассказал президент. – Там, где можем (а мы можем, опыт у нас есть сборки и производства грузовых автомобилей и компонентов для легковых автомобилей), мы должны использовать собственный опыт и собственные наработки. Они есть и в Национальной академии наук, и в прикладной науке также. Поэтому потихоньку мы должны усовершенствовать этот автомобиль и построить новый завод».

Планируется, что с запуском первой очереди предприятия на нем будет выпускаться до 60 тыс. автомобилей в год и 120 тыс. – после ввода в строй второй очереди. Между тем, как считает Лукашенко, уже сейчас надо побеспокоиться о рынках сбыта этой продукции: «Самое главное – где будем продавать? Будет ли рынок для наших автомобилей? Понятно, внутренний рынок мы обеспечим, создадим соответствующие условия… Конечно, мы заставим коллектив делать самые качественные автомобили, учитывая, что здесь и производство, и сервис, и власть все-таки требовательна в стране».

Но в конечном счете все будет зависеть от того, как решит покупатель: наш автомобиль покупать или, может быть, уже известной марки, пусть и более дорогой. «Поэтому первый вопрос – это вопрос рынка».

Оценивая рыночные перспективы продукции будущего автозавода, заместитель премьер-министра РБ Владимир Семашко в своей беседе с журналистами по итогам совещания у президента выразил уверенность, что даже в условиях некоторого экономического спада, который наблюдается в настоящее время, по самому пессимистичному сценарию развития событий предприятие сможет продавать в год 50 тыс. автомобилей. «Я считаю, что по совокупности цены, качества, надежности и сервиса автомобиль «Джили», а в данном случае «БелДжи» – наш совместный продукт, нашел своего покупателя».

Правда, по непонятным причинам, аргументируя свою точку зрения, вице-премьер опирался на данные продаж 2013 года, из которых следовало, что за этот период объемы реализации всех ведущих автопроизводителей упали в России на 15-35%, а вот продажи Geely, напротив, выросли на 41%. Основываясь на этой статистике, в белорусском правительстве сделали вывод, что уже через два года потребность только российского рынка составит 3 млн. новых легковых машин, из которых на долю Geely придется не менее 10%.

«Таким образом, 250-300 тыс. автомобилей мы можем продавать на этом рынке. Мы ставим задачу дойти до выпуска 120 тыс. автомобилей в год, произведенных по полному технологическому циклу. При этом уровень локализации к июлю 2018 года должен составлять не менее 50%». По словам Владимира Семашко, в производстве комплектующих будет задействовано много белорусских предприятий, гарантирующих этот уровень локализации.

А как оно на самом деле

Однако реальное развитие событий на основном для «Белджи» российском рынке заставляет серьезно усомниться в обоснованности подобных прогнозов. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих (LCV) автомашин в октябре 2015 года упали по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 38,5%, до 129,9 тыс. ед. С начала текущего года продажи рухнули на 33,6% относительно прошлогоднего уровня, до 1,322 млн. машин.

В АЕБ отмечают, что после короткой передышки в августе и сентябре темп падения рынка в октябре вновь ускорился. Основная причина – стабилизация курса рубля, неожиданное падение которого в августе привело к временному оживлению продаж. Как полагает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: «Именно покупателей, сделавших свой выбор в то время, сейчас и не хватает. К тому же и приостановка правительственной программы по поддержке утилизации и трейд-ин, первоначально начатой в сентябре прошлого года, оказывает негативное влияние на розничные продажи».

В перечне самых продаваемых марок в России по итогам октября первое место занимает Lada (снижение сбыта на 46%, до 20,6 тыс. машин), второе место – Kia (-17%, 14,4 тыс.), третье место – Hyundai (-8%, 14,1 тыс.), четвертое – Renault (-35%, 10,8 тыс. машин). Пятерку лидеров замыкает Volkswagen (снижение на 26%, до 6,9 тыс. машин).

«Наша» Geely оказалась на 20-м месте среди 63 представленных на российском рынке брендов, увеличив свои продажи по сравнению с октябрем прошлого года аж… на 1%: с 1.364 до 1.376 машин. Это, разумеется, не смогло компенсировать потери в размере 35% (с 14.519 до 9.483), понесенные с начала нынешнего года. Как результат, 24-е место по итогам 10 месяцев.

Продукции «БелДжи» не оказалось и среди 25 самых продаваемых по итогам октября моделей. Первое место занимает Hyundai Solaris (-10%, 9,5 тыс. машин), на втором месте – Lada Granta (-55,3%, 9,3 тыс.), на третьем – KIA New Rio (+27%, 9 тыс.), на четвертом – Volkswagen Polo (+19,9%, 3,7 тыс.). Замыкает пятерку лидеров Renault Duster (-27,2%, 4,2 тыс. машин).

Между тем «БелДжи» испытывает серьезные трудности с реализацией своих автомобилей не только в России, но даже и в Беларуси. По последним данным, продажи Geely на внутреннем рынке упали приблизительно на 50%. Сейчас на рынке РБ завод продает в лучшем случае до 100 автомобилей в месяц, причем часть из них закупается на бюджетные деньги для нужд министерств и ведомств. В данном контексте планы по реализации в 2017 году 10 тыс. автомобилей внутри страны и 50 тыс. в России выглядят, мягко говоря, чрезмерно оптимистичными.

По расчетам аналитиков The Boston Consulting Group (BCG), российский авторынок может выйти на докризисный уровень продаж лишь к 2020 году, правда, в базовом сценарии после кризисного 2015 года эксперты ожидают ежегодного роста продаж на 10%. Некоторые аналитики и участники рынка согласны с расчетами BCG, другие считают их слишком оптимистичными и полагают, что пока прогнозировать динамику конъюнктуры в России на несколько лет вперед невозможно.

И тем не менее белорусские высокопоставленные чиновники уверены в обратном. Поэтому, по словам Владимира Семашко, уже в январе – феврале следующего года планируется начать поставку оборудования для нового автомобильного предприятия и его монтаж. Первая очередь завода будет запущена к концу 2016 года.

Генеральным проектировщиком и генподрядчиком строительства определена китайская компания «Ситик», на которую будут распространены условия, гарантированные ранее учредителям «БелДжи». Соответствующий указ глава государства намерен подписать на днях.

Объем инвестиций в соответствии с бизнес-планом должен составить 318 млн. долларов на строительство завода и всей внутренней инфраструктуры и около 320 млрд. рублей для создания внешней инфраструктуры, в частности, дорог, железнодорожной ветки, газо- и электроснабжения, канализации, водообеспечения и прочего. Ожидается, что с вводом первой очереди завода число работников на нем составит 1285 человек, а с выходом предприятия на полную мощность – 1850-1900 «квалифицированных людей с хорошей заработной платой».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Меж двух друзей, как меж двух огней

Конкуренцию никто не отменял

Исходя из вышеизложенного, есть достаточно оснований утверждать, что вложения в белорусско-китайский автомобильный проект не смогут окупиться в приемлемые сроки, как это уже случилось с модернизацией цементных и деревообрабатывающих заводов. Тем более что сжатие потенциальных рынков – это не единственная напасть, которая подстерегает нашу легковушку. Речь идет о недавней инициативе России и Казахстана, которые предложили отменить исключительные экспортные льготы для зарубежных автоконцернов, ведущих сборку в свободных экономических зонах (СЭЗ) в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Сейчас эти льготы есть только у заводов, которые работают по соглашениям о промсборке, при этом уровень локализации производства должен достигать 30%, а с июля 2018 года – 50%. Но в виде исключения они распространяются и на резидентов СЭЗ. Суть предложений России и Казахстана состоит в том, чтобы всех привести к единому знаменателю. Для машин тех производителей, которые не обеспечили условия локализации, предусматриваются экспортные квоты, размер которых будет согласовываться.

На сегодняшний день Армения и Кыргызстан одобрили идею, Беларусь ее не поддерживает. Предполагается, что в случае согласования позиций на уровне вице-премьеров вопрос будет вынесен на Высший совет ЕАЭС в конце декабря.

Из сообщений российских источников следует, что там «наибольшей проблемой» считают поставки из Беларуси. В этом году из нашей страны в Россию поступило около 2 тыс. легковушек Geely. У белорусско-китайского «БелДжи» нет необходимой степени локализации производства, и экспорт осуществляется в соответствии с договоренностью о квоте поставок на российский рынок не более 10 тыс. машин Geely в год. Поставки вроде бы невелики, но на фоне падающего спроса и такие объемы беспокоят местных автопроизводителей.

Здесь, очевидно, уместно будет напомнить, что, согласно планам белорусского правительства, локализация производства белорусско-китайских Geely достигнет 50% лишь во второй половине 2018 года. Таким образом, если намерения Казахстана и России реализуются, велик риск того, что в 2017 и 2018 годах о беспошлинном экспорте продукции «БелДжи» на российский рынок придется забыть, а ее ценовая конкурентоспособность там резко ухудшится.

Тэги:

, , , , , ,

Скидки в июле в магазинах Минска: где купить дешевле

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, в июле 2020 года в торговых организациях столицы пройдут «Дни скидок»: ОАО «ЦУМ Минск»: 1-5, 8-12, 15-19, 22-26, 29-31 июля – до 27 % на непродовольственные товары, 5% на продовольственные товары; 15, 22, 29 июля – до 50 % на непродовольственные товары (Акция «День школьника!»); Для держателей дисконтных карт:

Прогноз курса рубля на неделю 6-10 июля

Курс доллара на БВФБ может продолжить подъем, но увеличение, скорее всего, окажется не таким значительным, как на прошедшей неделе и составит примерно 0,5-1%. Но в понедельник 6 июня не исключен скачек курса примерно на 1%. Как и прогнозировалось, на прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже значительно вырос: – на 1,6% (до 2,4214

Финансовая система Беларуси: тренд на кризис

Из-за обострения ситуации в стране в связи с президентскими выборами, девальвационные настроения населения снова усиливаются, а из-за экономического кризиса банки сокращают объемы кредитования экономики, и их чистая прибыль падает. И это становится тенденцией. Еще месяц назад казалось, что выборная компания в РБ пройдет спокойно, но  ситуация довольно неожиданно обострилась, после того как самый опасный конкурент

Два пункта пропуска возобновили работу на белорусско-украинской границе

С полуночи 7 июля 2020 года на границе с Беларусью возобновлена работа пунктов пропуска «Дольск» (Волынская область) и «Вильча» (Киевская область). Еще в девяти пунктах пропуска на украинско-российской и украинско-белорусской границах восстановлена возможность пешего пересечения границы. Об этом сообщила Госпогранслужба Украины.В ГПСУ подчеркнули, что в «Дольске» и «Вильче» границу можно пересечь пешком, на пассажирском или

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Противотанковые средства: хотя “Барражирующая труба” и не Иерихонская

Дефицит финансовых средств и отсутствие необходимой технологической базы заставляют наш оборонный комплекс идти на нетривиальные технические решения при создании вооружений для успешного противодействия современным танкам и бронетехнике. В последние несколько лет на мировом рынке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения набирает силу новая многообещающая тенденция: растет предложение ударных БПЛА на базе мультикоптеров. Причем в качестве

Анекдот о спорте и политике

Сейчас мало кто слушает Галича, в том числе и «репортаж о матче британских и советских футболистов», но кто прослушал его в юности, видимо, запомнил многое из этого текста на всю жизнь. Главное в нем, по форме и содержанию, это классный современный анекдот на тему спорта и политики. Точнее, полного поглощение спортом политикой в тоталитарном обществе при авторитарном методе его управлением.

Экспорт под вирусом: как пандемия повлияет на продажи минеральных удобрений?

Динамику белорусского ВВП во многом определяет конъюнктура на рынке минеральных удобрений. Каковы прогнозы для этой отрасли на 2020 год? Для белорусской экономики цена этого вопроса достаточна высока. В первом квартале текущего года белорусский экспорт товаров и услуг снизился на 11,7% к аналогичному периоду 2019 года и составил 16, 833 млрд долларов. При этом основное снижение