Вероятное обострение отношений России и Турции из-за сбитого самолета может затронуть и ближайшую российскую союзницу – Беларусь.

Как следует из сообщений СМИ, 24 ноября 2015 года российский бомбардировщик Су-24 был сбит на границе Сирии и Турции. Генштаб Турции подтвердил факт нанесения удара по самолету ВВС РФ. По утверждению турецкой стороны, он проник на ее территорию и не реагировал на многочисленные предупреждения. По версии Министерства обороны России, это произошло в воздушном пространстве Сирии.

По сообщению представителей военного ведомства РФ, «российский военный самолет Су-24 при возвращении на авиабазу Хмеймим был сбит турецким истребителем F-16 на территории Сирийской Арабской Республики. Анализ данных объективного контроля однозначно показал, что нарушения воздушного пространства Турции не было».

В этом же убежден и президент России Владимир Путин. Несколько часов спустя после этого инцидента, на встрече с королем Иордании Абдаллой II он заявил, что российский самолет был сбит ракетой «воздух – воздух», запущенной турецким истребителем F-16. Су-24 никак не угрожал Турции, а проводил операцию по борьбе с запрещенной в РФ террористической организацией «Исламское государство» в северной Латакии – горной части Сирии.

«Крушение Су-24 выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом. Это удар, который РФ нанесли в спину пособники террористов… Россия не потерпит, чтобы совершались такие преступления, как атака на российский Су-24», – подчеркнул Владимир Путин.

По его словам, Турция сотрудничала с террористами. «Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идет большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных в Сирии территорий. Отсюда – и большие денежные потоки, большая денежная подпитка бандформирований, а теперь еще и ударами в спину, ударами по нашим самолетам, которые борются с террористами».

Российский лидер отметил, что после инцидента с бомбардировщиком, «вместо того чтобы немедленно наладить с нами необходимый контакт, насколько нам известно, турецкая сторона обратилась к своим партнерам по НАТО для обсуждения этого вопроса… Как будто это мы сбили турецкий самолет, а не они наш».

«Это трагическое событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений. Мы всегда относились к Турции как не просто к близкому соседу, а как к дружественному государству. Не знаю, кому было нужно то, что сделано сегодня, во всяком случае не нам», – сказал он.

И хотя об ответных шагах России пока можно только догадываться, велика вероятность того, что они могут осложнить отношения с Турцией и Беларуси, для которой Анкара является достаточно значимым экономическим партнером. Да и белорусско-турецкие политические отношения можно назвать приязненными.

Старый конь

Для того чтобы понять, почему сбитый российский Су-24 оказался в Сирии, очевидно, есть необходимость предпринять небольшой экскурс в историю. Как было отмечено в статье, опубликованной недавно в журнале National Interest, при проведении Россией воздушной операции в Сирии бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24 (по кодификации НАТО Fencer, «Фехтовальщик») по ряду параметров может оказаться даже более полезным, чем распиаренный новейший многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34.

Несмотря на несколько архаичный дизайн Су-24 (самолету без малого 50 лет), машина имеет высокую боевую эффективность. Российский ВПК ведет модернизацию парка этих бомбардировщиков, и их последние версии обладают достаточно современным бортовым радиоэлектронным оборудованием.

На борту самолета могут находиться управляемые ракеты ближнего боя класса «воздух – воздух». Кроме того, бомбардировщик помимо неуправляемых может нести высокоточные управляемые боеприпасы класса «воздух – поверхность» и способен наносить удары по целям с малых высот. Простота наземного обслуживания позволяет Су-24 подниматься в воздух до 30 раз в сутки, при наличии соответствующего количества пилотов и соответствующей технической поддержки.

Между тем еще пару лет назад никто не мог предположить, что Су-24 станет одной из главных рабочих «лошадок» антитеррористической операции в Сирии. Казалось, что этот самолет-ветеран отлетал и отвоевал свое. Еще в Афганскую войну советские Су-24, действуя с авиабаз в Средней Азии, применялись во время Панджшерской операции 1984 года и при выводе советских войск из Афганистана.

После распада СССР самолеты этого типа, доставшиеся Азербайджану, использовались в ходе карабахской войны. Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, где одна машина была сбита. Наиболее интенсивно применялись российские Су-24 в ходе обеих чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.

Также Су-24 ВВС РФ активно использовались во время войны в Южной Осетии в 2008 году. И хотя в официальных сводках потерь Су-24 не было зафиксировано, некоторые эксперты сообщали об утрате двух самолетов этого типа. Эти бомбардировщики использовались и украинской армией в ходе конфликта на востоке страны. По украинским данным, огнем с земли было сбито два Су-24М и один Су-24 потерян в результате отказа техники.

Однако эти боевые машины участвовали не только в конфликтах на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. Один ливийский Су-24 был сбит огнем повстанцев во время гражданской войны в Ливии в 2011 году. Достаточно широко Су-24 используются сирийскими ВВС в войне против ИГИЛ. Но потери несут не от боевиков, 23 сентября 2014 года сирийский Су-24, вторгшийся на 800 м в воздушное пространство Израиля, был сбит ракетой Patriot.

Уже по состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25-27 лет. В связи с этим планировалось заменить 60-70% парка Су-24 новейшим Су-34, а остальные – подвергнуть дальнейшей модернизации. Однако после целой череды катастроф было принято решение списать все Су-24 к 2020 году. Уже к началу текущего года предполагалось утилизировать 103 Су-24 ВВС России.

Аналогичное решение приняло и военно-политическое руководство Беларуси: в феврале 2012 года было объявлено о снятии бомбардировщиков Су-24 с вооружения ВС Республики Беларусь (в 1992 году в нашей армии их числилось около 100 шт., на начало 2012 года – 35 шт.). Это сразу же резко сократило до минимума возможности белорусской армии по применению высокоточных авиационных боеприпасов.

А вот россияне спохватились и вовремя реанимировали планы модернизации парка Су-24. Теперь в их намерениях не утилизация всех этих машин, а завершение программы реновации. Что стало причиной? Скорее всего, отставание с производством и принятием на вооружение Су-34 вкупе с нарастанием напряженности в отношениях России и НАТО. Но в любом случае подобная неторопливость оказалась оправданной.

Самая продвинутая версия Су-24, выполненная уже российским ВПК, – Су-24М2 (Fencer G). Первый полет самолет этой модификации совершил в 2001 году. На нем установлена новая цифровая навигационная система, обеспечивающая за счет интеграции данных, поступающих от различных источников, длительный полет на высотах 30-50 м и кратковременно на высотах 10-30 м.

Летные характеристики: вес боевой нагрузки – 7000-7500 кг, максимальная скорость самолета на высоте – 1700 км/ч, на уровне моря – 1400 км/ч, боевой радиус действия – до 600 км, практический потолок – 11 000 м.

Летно-технические характеристики СУ-24М

Вооружен и очень опасен

Можно предположить, что одной из основных причин использования бомбардировщиков Су-24 в воздушной операции в Сирии стала широкая номенклатура вооружения и боеприпасов, использование которых обеспечивает этот самолет. Тем более что имеется опыт применения их в боевых условиях, начиная с Афганистана.

Вооружение Су-24 располагается на 8 узлах подвески: 4 – под фюзеляжем, 2 – на неподвижных частях крыла и 2 поворачивающихся узла на подвижных консолях крыла, на все узлы подвески могут устанавливаться многозамковые держатели.

Артвооружение представлено одной встроенной шестиствольной 23-миллиметровой пушкой ГШ-6-23 (ГШ-6-23М) с боезапасом 500 снарядов, скорострельностью 9000-10 000 выстрелов в минуту; начальная скорость снаряда – 700 м/с. Возможна также подвеска до 3 контейнеров с пушками типа УПК-23-250 или СППУ-6 (шестиствольные 23-миллиметровые пушки 9А620 или 9А768, боекомплект 400 снарядов, угол отклонения 45 градусов вниз).

Управляемое ракетно-бомбовое вооружение класса «воздух – поверхность», начиная с Су-24М, представлено управляемыми ракетами типа Х-23, Х-25, Х-29 (4 ракеты типа Х-23/Х-25 под крылом или 3 типа Х-29: две под крылом и одна под фюзеляжем) со всеми видами систем наведения, противорадиолокационными ракетами типа Х-28, Х-58/Х-58У (с установкой контейнера с аппаратурой наведения ЛО-81 «Фантасмагория»), ракетами Х-59 с установкой контейнера с аппаратурой АПК-9, Х-31П или Х-31А (все типы ракет, начиная с Х-28, – до 2 шт. на внутренних подкрыльевых узлах подвески).

На самолете применяются также корректируемые авиабомбы типа КАБ-500Л/КР (до 4 шт. – на внутренних подкрыльевых и на двух подфюзеляжных узлах) и КАБ-1500 (до 2 шт. под крылом).

Что касается неуправляемого оружия, то все версии Су-24 могут нести свободно падающие бомбы от 100 до 500 кг (в том числе на многозамковый балочный держатель с 6 точками подвески – МДБЗ-У6-68). Предусмотрена возможность размещения до 2 атомных бомб мощностью до 250-350 кТ на специальной подвеске. Все ударные модификации Су-24 оснащаются неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) калибром 57-370 мм одиночной подвески и в блоках (до 6 шт., только С-24/С-24Б – 4 шт. под крылом).

В целях самообороны Су-24 всех модификаций могут нести по 2 ракеты класса «воздух – воздух» с инфракрасными головками самонаведения Р-60 (Р-60М), самые последние версии – Р-73.

Оснащение и вооружение СУ-24М

Использована инфографика РИА Новости

Тэги:

, , , ,

Прогнозы на 2021 год: доллару грозит девальвация

После потрясений 2020 года хочется надеяться на стабильность в 2021 году, но существуют значительные риски того, что мир потрясет новый кризис, который не обойдет стороной и Беларусь: доллар, который является основной валютой для сбережения у жителей Беларуси, подешевеет, а золото вырастет в цене, что поддержит резервы страны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют рост мировой экономики в

Прогноз курса рубля на неделю 4-6 января

Январь 2021 года вполне может оказаться удачным месяцем для белорусского рубля, и курс доллара на БВФБ уже за первую неделю месяца способен снизиться на 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за последнюю неделю 2020 года не вырос, как прогнозировалось, а уменьшился: на 0,4%, составив 30 декабря 2,5789 рубля. Причиной этого стало неожиданное ослабление

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 января

За последнюю неделю января курс доллара на БВФБ может вырасти еще примерно на 1% на фоне небольшого роста курсов других валют. Уже в понедельник 25 января доллар может подорожать где-то на 0,5%. В начале прошедшей недели курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, как и ожидалось, но в пятницу 22 января он резко вырос, и

Прогноз курса рубля на неделю 1-5 февраля

Можно ожидать коррекции курса доллара на БВФБ примерно на 1%, хотя нельзя исключить резких колебаний курса. Уже в понедельник 1 февраля доллар может ослабеть на величину в пределах 0-0,5%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос, как и прогнозировалось, но существенно больше, чем ожидалось: на 3,1% – до 2,6262 рубля. Причиной

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия