• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Вероятное обострение отношений России и Турции из-за сбитого самолета может затронуть и ближайшую российскую союзницу – Беларусь.

Как следует из сообщений СМИ, 24 ноября 2015 года российский бомбардировщик Су-24 был сбит на границе Сирии и Турции. Генштаб Турции подтвердил факт нанесения удара по самолету ВВС РФ. По утверждению турецкой стороны, он проник на ее территорию и не реагировал на многочисленные предупреждения. По версии Министерства обороны России, это произошло в воздушном пространстве Сирии.

По сообщению представителей военного ведомства РФ, «российский военный самолет Су-24 при возвращении на авиабазу Хмеймим был сбит турецким истребителем F-16 на территории Сирийской Арабской Республики. Анализ данных объективного контроля однозначно показал, что нарушения воздушного пространства Турции не было».

В этом же убежден и президент России Владимир Путин. Несколько часов спустя после этого инцидента, на встрече с королем Иордании Абдаллой II он заявил, что российский самолет был сбит ракетой «воздух – воздух», запущенной турецким истребителем F-16. Су-24 никак не угрожал Турции, а проводил операцию по борьбе с запрещенной в РФ террористической организацией «Исламское государство» в северной Латакии – горной части Сирии.

«Крушение Су-24 выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом. Это удар, который РФ нанесли в спину пособники террористов… Россия не потерпит, чтобы совершались такие преступления, как атака на российский Су-24», – подчеркнул Владимир Путин.

По его словам, Турция сотрудничала с террористами. «Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идет большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных в Сирии территорий. Отсюда – и большие денежные потоки, большая денежная подпитка бандформирований, а теперь еще и ударами в спину, ударами по нашим самолетам, которые борются с террористами».

Российский лидер отметил, что после инцидента с бомбардировщиком, «вместо того чтобы немедленно наладить с нами необходимый контакт, насколько нам известно, турецкая сторона обратилась к своим партнерам по НАТО для обсуждения этого вопроса… Как будто это мы сбили турецкий самолет, а не они наш».

«Это трагическое событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений. Мы всегда относились к Турции как не просто к близкому соседу, а как к дружественному государству. Не знаю, кому было нужно то, что сделано сегодня, во всяком случае не нам», – сказал он.

И хотя об ответных шагах России пока можно только догадываться, велика вероятность того, что они могут осложнить отношения с Турцией и Беларуси, для которой Анкара является достаточно значимым экономическим партнером. Да и белорусско-турецкие политические отношения можно назвать приязненными.

Старый конь

Для того чтобы понять, почему сбитый российский Су-24 оказался в Сирии, очевидно, есть необходимость предпринять небольшой экскурс в историю. Как было отмечено в статье, опубликованной недавно в журнале National Interest, при проведении Россией воздушной операции в Сирии бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24 (по кодификации НАТО Fencer, «Фехтовальщик») по ряду параметров может оказаться даже более полезным, чем распиаренный новейший многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34.

Несмотря на несколько архаичный дизайн Су-24 (самолету без малого 50 лет), машина имеет высокую боевую эффективность. Российский ВПК ведет модернизацию парка этих бомбардировщиков, и их последние версии обладают достаточно современным бортовым радиоэлектронным оборудованием.

На борту самолета могут находиться управляемые ракеты ближнего боя класса «воздух – воздух». Кроме того, бомбардировщик помимо неуправляемых может нести высокоточные управляемые боеприпасы класса «воздух – поверхность» и способен наносить удары по целям с малых высот. Простота наземного обслуживания позволяет Су-24 подниматься в воздух до 30 раз в сутки, при наличии соответствующего количества пилотов и соответствующей технической поддержки.

Между тем еще пару лет назад никто не мог предположить, что Су-24 станет одной из главных рабочих «лошадок» антитеррористической операции в Сирии. Казалось, что этот самолет-ветеран отлетал и отвоевал свое. Еще в Афганскую войну советские Су-24, действуя с авиабаз в Средней Азии, применялись во время Панджшерской операции 1984 года и при выводе советских войск из Афганистана.

После распада СССР самолеты этого типа, доставшиеся Азербайджану, использовались в ходе карабахской войны. Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, где одна машина была сбита. Наиболее интенсивно применялись российские Су-24 в ходе обеих чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.

Также Су-24 ВВС РФ активно использовались во время войны в Южной Осетии в 2008 году. И хотя в официальных сводках потерь Су-24 не было зафиксировано, некоторые эксперты сообщали об утрате двух самолетов этого типа. Эти бомбардировщики использовались и украинской армией в ходе конфликта на востоке страны. По украинским данным, огнем с земли было сбито два Су-24М и один Су-24 потерян в результате отказа техники.

Однако эти боевые машины участвовали не только в конфликтах на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. Один ливийский Су-24 был сбит огнем повстанцев во время гражданской войны в Ливии в 2011 году. Достаточно широко Су-24 используются сирийскими ВВС в войне против ИГИЛ. Но потери несут не от боевиков, 23 сентября 2014 года сирийский Су-24, вторгшийся на 800 м в воздушное пространство Израиля, был сбит ракетой Patriot.

Уже по состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25-27 лет. В связи с этим планировалось заменить 60-70% парка Су-24 новейшим Су-34, а остальные – подвергнуть дальнейшей модернизации. Однако после целой череды катастроф было принято решение списать все Су-24 к 2020 году. Уже к началу текущего года предполагалось утилизировать 103 Су-24 ВВС России.

Аналогичное решение приняло и военно-политическое руководство Беларуси: в феврале 2012 года было объявлено о снятии бомбардировщиков Су-24 с вооружения ВС Республики Беларусь (в 1992 году в нашей армии их числилось около 100 шт., на начало 2012 года – 35 шт.). Это сразу же резко сократило до минимума возможности белорусской армии по применению высокоточных авиационных боеприпасов.

А вот россияне спохватились и вовремя реанимировали планы модернизации парка Су-24. Теперь в их намерениях не утилизация всех этих машин, а завершение программы реновации. Что стало причиной? Скорее всего, отставание с производством и принятием на вооружение Су-34 вкупе с нарастанием напряженности в отношениях России и НАТО. Но в любом случае подобная неторопливость оказалась оправданной.

Самая продвинутая версия Су-24, выполненная уже российским ВПК, – Су-24М2 (Fencer G). Первый полет самолет этой модификации совершил в 2001 году. На нем установлена новая цифровая навигационная система, обеспечивающая за счет интеграции данных, поступающих от различных источников, длительный полет на высотах 30-50 м и кратковременно на высотах 10-30 м.

Летные характеристики: вес боевой нагрузки – 7000-7500 кг, максимальная скорость самолета на высоте – 1700 км/ч, на уровне моря – 1400 км/ч, боевой радиус действия – до 600 км, практический потолок – 11 000 м.

Летно-технические характеристики СУ-24М

Вооружен и очень опасен

Можно предположить, что одной из основных причин использования бомбардировщиков Су-24 в воздушной операции в Сирии стала широкая номенклатура вооружения и боеприпасов, использование которых обеспечивает этот самолет. Тем более что имеется опыт применения их в боевых условиях, начиная с Афганистана.

Вооружение Су-24 располагается на 8 узлах подвески: 4 – под фюзеляжем, 2 – на неподвижных частях крыла и 2 поворачивающихся узла на подвижных консолях крыла, на все узлы подвески могут устанавливаться многозамковые держатели.

Артвооружение представлено одной встроенной шестиствольной 23-миллиметровой пушкой ГШ-6-23 (ГШ-6-23М) с боезапасом 500 снарядов, скорострельностью 9000-10 000 выстрелов в минуту; начальная скорость снаряда – 700 м/с. Возможна также подвеска до 3 контейнеров с пушками типа УПК-23-250 или СППУ-6 (шестиствольные 23-миллиметровые пушки 9А620 или 9А768, боекомплект 400 снарядов, угол отклонения 45 градусов вниз).

Управляемое ракетно-бомбовое вооружение класса «воздух – поверхность», начиная с Су-24М, представлено управляемыми ракетами типа Х-23, Х-25, Х-29 (4 ракеты типа Х-23/Х-25 под крылом или 3 типа Х-29: две под крылом и одна под фюзеляжем) со всеми видами систем наведения, противорадиолокационными ракетами типа Х-28, Х-58/Х-58У (с установкой контейнера с аппаратурой наведения ЛО-81 «Фантасмагория»), ракетами Х-59 с установкой контейнера с аппаратурой АПК-9, Х-31П или Х-31А (все типы ракет, начиная с Х-28, – до 2 шт. на внутренних подкрыльевых узлах подвески).

На самолете применяются также корректируемые авиабомбы типа КАБ-500Л/КР (до 4 шт. – на внутренних подкрыльевых и на двух подфюзеляжных узлах) и КАБ-1500 (до 2 шт. под крылом).

Что касается неуправляемого оружия, то все версии Су-24 могут нести свободно падающие бомбы от 100 до 500 кг (в том числе на многозамковый балочный держатель с 6 точками подвески – МДБЗ-У6-68). Предусмотрена возможность размещения до 2 атомных бомб мощностью до 250-350 кТ на специальной подвеске. Все ударные модификации Су-24 оснащаются неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) калибром 57-370 мм одиночной подвески и в блоках (до 6 шт., только С-24/С-24Б – 4 шт. под крылом).

В целях самообороны Су-24 всех модификаций могут нести по 2 ракеты класса «воздух – воздух» с инфракрасными головками самонаведения Р-60 (Р-60М), самые последние версии – Р-73.

Оснащение и вооружение СУ-24М

Использована инфографика РИА Новости

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Президент США хочет девальвировать доллар, Беларуси придется ответить

Чтобы поддержать экономику США перед президентскими выборами 2020 года, Дональд Трамп может прибегнуть к девальвации доллара посредством  проведения валютных интервенций. Это будет настоящая мировая валютная война, в которой жители Беларуси окажутся в числе пострадавших. Дональд Трамп еще 3 июля текущего года в твиттере написал, что Китай и Европа занимаются масштабными валютными манипуляциями и вливают деньги

Калий как новый экономический драйвер Беларуси

Ввод в эксплуатацию новых калийных комбинатов – Нежинского и Петриковского ГОКов, бесспорно, еще больше усилит позиции Беларуси на мировом калийном рынке. Какие преимущества получит в результате Беларусь? И сможет ли она влиять на цены на калийном рынке? «Беларуськалий» на сегодняшний день остается единственным производителем хлоркалия в Беларуси. Спецэкспортером белорусских калийных удобрений с 2013 года является

В поисках альтернативы устаревшей либеральной идее

Жить двойной жизнью способны не только герои остросюжетных кинофильмов, но и политические режимы, претендующие на собственный путь развития. Подобные режимы принято называть «имитационными». Их лидеры периодически решаются на публичное осуждение «либеральной идеи» (вспомним июньское интервью Путина газете The Financial Times: «Есть современная так называемая либеральная идея, она, по-моему, себя просто изжила окончательно»). Но осуждать что-либо

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.