Вероятное обострение отношений России и Турции из-за сбитого самолета может затронуть и ближайшую российскую союзницу – Беларусь.

Как следует из сообщений СМИ, 24 ноября 2015 года российский бомбардировщик Су-24 был сбит на границе Сирии и Турции. Генштаб Турции подтвердил факт нанесения удара по самолету ВВС РФ. По утверждению турецкой стороны, он проник на ее территорию и не реагировал на многочисленные предупреждения. По версии Министерства обороны России, это произошло в воздушном пространстве Сирии.

По сообщению представителей военного ведомства РФ, «российский военный самолет Су-24 при возвращении на авиабазу Хмеймим был сбит турецким истребителем F-16 на территории Сирийской Арабской Республики. Анализ данных объективного контроля однозначно показал, что нарушения воздушного пространства Турции не было».

В этом же убежден и президент России Владимир Путин. Несколько часов спустя после этого инцидента, на встрече с королем Иордании Абдаллой II он заявил, что российский самолет был сбит ракетой «воздух – воздух», запущенной турецким истребителем F-16. Су-24 никак не угрожал Турции, а проводил операцию по борьбе с запрещенной в РФ террористической организацией «Исламское государство» в северной Латакии – горной части Сирии.

«Крушение Су-24 выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом. Это удар, который РФ нанесли в спину пособники террористов… Россия не потерпит, чтобы совершались такие преступления, как атака на российский Су-24», – подчеркнул Владимир Путин.

По его словам, Турция сотрудничала с террористами. «Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идет большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных в Сирии территорий. Отсюда – и большие денежные потоки, большая денежная подпитка бандформирований, а теперь еще и ударами в спину, ударами по нашим самолетам, которые борются с террористами».

Российский лидер отметил, что после инцидента с бомбардировщиком, «вместо того чтобы немедленно наладить с нами необходимый контакт, насколько нам известно, турецкая сторона обратилась к своим партнерам по НАТО для обсуждения этого вопроса… Как будто это мы сбили турецкий самолет, а не они наш».

«Это трагическое событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений. Мы всегда относились к Турции как не просто к близкому соседу, а как к дружественному государству. Не знаю, кому было нужно то, что сделано сегодня, во всяком случае не нам», – сказал он.

И хотя об ответных шагах России пока можно только догадываться, велика вероятность того, что они могут осложнить отношения с Турцией и Беларуси, для которой Анкара является достаточно значимым экономическим партнером. Да и белорусско-турецкие политические отношения можно назвать приязненными.

Старый конь

Для того чтобы понять, почему сбитый российский Су-24 оказался в Сирии, очевидно, есть необходимость предпринять небольшой экскурс в историю. Как было отмечено в статье, опубликованной недавно в журнале National Interest, при проведении Россией воздушной операции в Сирии бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24 (по кодификации НАТО Fencer, «Фехтовальщик») по ряду параметров может оказаться даже более полезным, чем распиаренный новейший многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34.

Несмотря на несколько архаичный дизайн Су-24 (самолету без малого 50 лет), машина имеет высокую боевую эффективность. Российский ВПК ведет модернизацию парка этих бомбардировщиков, и их последние версии обладают достаточно современным бортовым радиоэлектронным оборудованием.

На борту самолета могут находиться управляемые ракеты ближнего боя класса «воздух – воздух». Кроме того, бомбардировщик помимо неуправляемых может нести высокоточные управляемые боеприпасы класса «воздух – поверхность» и способен наносить удары по целям с малых высот. Простота наземного обслуживания позволяет Су-24 подниматься в воздух до 30 раз в сутки, при наличии соответствующего количества пилотов и соответствующей технической поддержки.

Между тем еще пару лет назад никто не мог предположить, что Су-24 станет одной из главных рабочих «лошадок» антитеррористической операции в Сирии. Казалось, что этот самолет-ветеран отлетал и отвоевал свое. Еще в Афганскую войну советские Су-24, действуя с авиабаз в Средней Азии, применялись во время Панджшерской операции 1984 года и при выводе советских войск из Афганистана.

После распада СССР самолеты этого типа, доставшиеся Азербайджану, использовались в ходе карабахской войны. Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, где одна машина была сбита. Наиболее интенсивно применялись российские Су-24 в ходе обеих чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.

Также Су-24 ВВС РФ активно использовались во время войны в Южной Осетии в 2008 году. И хотя в официальных сводках потерь Су-24 не было зафиксировано, некоторые эксперты сообщали об утрате двух самолетов этого типа. Эти бомбардировщики использовались и украинской армией в ходе конфликта на востоке страны. По украинским данным, огнем с земли было сбито два Су-24М и один Су-24 потерян в результате отказа техники.

Однако эти боевые машины участвовали не только в конфликтах на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. Один ливийский Су-24 был сбит огнем повстанцев во время гражданской войны в Ливии в 2011 году. Достаточно широко Су-24 используются сирийскими ВВС в войне против ИГИЛ. Но потери несут не от боевиков, 23 сентября 2014 года сирийский Су-24, вторгшийся на 800 м в воздушное пространство Израиля, был сбит ракетой Patriot.

Уже по состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25-27 лет. В связи с этим планировалось заменить 60-70% парка Су-24 новейшим Су-34, а остальные – подвергнуть дальнейшей модернизации. Однако после целой череды катастроф было принято решение списать все Су-24 к 2020 году. Уже к началу текущего года предполагалось утилизировать 103 Су-24 ВВС России.

Аналогичное решение приняло и военно-политическое руководство Беларуси: в феврале 2012 года было объявлено о снятии бомбардировщиков Су-24 с вооружения ВС Республики Беларусь (в 1992 году в нашей армии их числилось около 100 шт., на начало 2012 года – 35 шт.). Это сразу же резко сократило до минимума возможности белорусской армии по применению высокоточных авиационных боеприпасов.

А вот россияне спохватились и вовремя реанимировали планы модернизации парка Су-24. Теперь в их намерениях не утилизация всех этих машин, а завершение программы реновации. Что стало причиной? Скорее всего, отставание с производством и принятием на вооружение Су-34 вкупе с нарастанием напряженности в отношениях России и НАТО. Но в любом случае подобная неторопливость оказалась оправданной.

Самая продвинутая версия Су-24, выполненная уже российским ВПК, – Су-24М2 (Fencer G). Первый полет самолет этой модификации совершил в 2001 году. На нем установлена новая цифровая навигационная система, обеспечивающая за счет интеграции данных, поступающих от различных источников, длительный полет на высотах 30-50 м и кратковременно на высотах 10-30 м.

Летные характеристики: вес боевой нагрузки – 7000-7500 кг, максимальная скорость самолета на высоте – 1700 км/ч, на уровне моря – 1400 км/ч, боевой радиус действия – до 600 км, практический потолок – 11 000 м.

Летно-технические характеристики СУ-24М

Вооружен и очень опасен

Можно предположить, что одной из основных причин использования бомбардировщиков Су-24 в воздушной операции в Сирии стала широкая номенклатура вооружения и боеприпасов, использование которых обеспечивает этот самолет. Тем более что имеется опыт применения их в боевых условиях, начиная с Афганистана.

Вооружение Су-24 располагается на 8 узлах подвески: 4 – под фюзеляжем, 2 – на неподвижных частях крыла и 2 поворачивающихся узла на подвижных консолях крыла, на все узлы подвески могут устанавливаться многозамковые держатели.

Артвооружение представлено одной встроенной шестиствольной 23-миллиметровой пушкой ГШ-6-23 (ГШ-6-23М) с боезапасом 500 снарядов, скорострельностью 9000-10 000 выстрелов в минуту; начальная скорость снаряда – 700 м/с. Возможна также подвеска до 3 контейнеров с пушками типа УПК-23-250 или СППУ-6 (шестиствольные 23-миллиметровые пушки 9А620 или 9А768, боекомплект 400 снарядов, угол отклонения 45 градусов вниз).

Управляемое ракетно-бомбовое вооружение класса «воздух – поверхность», начиная с Су-24М, представлено управляемыми ракетами типа Х-23, Х-25, Х-29 (4 ракеты типа Х-23/Х-25 под крылом или 3 типа Х-29: две под крылом и одна под фюзеляжем) со всеми видами систем наведения, противорадиолокационными ракетами типа Х-28, Х-58/Х-58У (с установкой контейнера с аппаратурой наведения ЛО-81 «Фантасмагория»), ракетами Х-59 с установкой контейнера с аппаратурой АПК-9, Х-31П или Х-31А (все типы ракет, начиная с Х-28, – до 2 шт. на внутренних подкрыльевых узлах подвески).

На самолете применяются также корректируемые авиабомбы типа КАБ-500Л/КР (до 4 шт. – на внутренних подкрыльевых и на двух подфюзеляжных узлах) и КАБ-1500 (до 2 шт. под крылом).

Что касается неуправляемого оружия, то все версии Су-24 могут нести свободно падающие бомбы от 100 до 500 кг (в том числе на многозамковый балочный держатель с 6 точками подвески – МДБЗ-У6-68). Предусмотрена возможность размещения до 2 атомных бомб мощностью до 250-350 кТ на специальной подвеске. Все ударные модификации Су-24 оснащаются неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) калибром 57-370 мм одиночной подвески и в блоках (до 6 шт., только С-24/С-24Б – 4 шт. под крылом).

В целях самообороны Су-24 всех модификаций могут нести по 2 ракеты класса «воздух – воздух» с инфракрасными головками самонаведения Р-60 (Р-60М), самые последние версии – Р-73.

Оснащение и вооружение СУ-24М

Использована инфографика РИА Новости

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,