Постоянное пополнение реестра лжепредпринимателей может привести к тому, что каждый действующий в Беларуси бизнес станет потенциально «преступным». Возможно ли такое? Да, если государство не проведет четкую грань между лжепредпринимательством и добросовестным бизнесом.

Экономическая ситуация 2015 года стала особым испытанием на прочность для белорусского бизнеса. Объективные финансово-экономические трудности, с которыми столкнулся бизнес в условиях мирового экономического кризиса, усугубляются активными действиями властей по привлечению дополнительных поступлений в бюджет посредством активизации борьбы с лжепредпринимателями. При этом характер и методы борьбы с лжепредпринимателями вызывают опасения у многих добросовестных представителей бизнеса и требуют выработки новой стратегии поведения в сложившейся экономической ситуации.

Эффект налогового домино

Началом активной борьбы с лжепредпринимателями следует назвать 1 января 2013 года, когда вступил в силу Указ от 23 октября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Именно со вступлением в силу Указа № 488 контролирующие органы получили действенный инструмент, позволяющий им привлекать дополнительные поступления в бюджет с минимальными затратами времени на проверку.

С принятием Указа № 488 Министерство по налогам и сборам получило возможность формировать Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр лжепредпринимателей). С Реестром лжепредпринимателей можно ознакомиться на сайте налогового министерства.

Реестр формируется с 1 января 2013 года и пополняется ежедневно. По состоянию на 18 ноября 2015 года в Реестр лжепредпринимателей включено более 6200 субъектов хозяйствования. Фактически ежегодно реестр пополняется более чем на 2000 субъектов предпринимательства. Столь существенный рост количества лжепредпринимателей вполне объясним эффектом налогового домино, проявившимся после принятия Указа № 488.

На практике выявление любой лжепредпринимательской структуры практически автоматически означает проверку и всех его контрагентов. Проверка может быть внеплановой выездной или камеральной. В последнем случае предприятию-контрагенту направляется запрос на предоставление документов по сделке с лжепредпринимателем или сразу же предлагается заплатить налоги в бюджет по указанной сделке с лжепредпринимателем. Сложившаяся правоприменительная практика такова, что доказать законность осуществления сделки фактически невозможно. В основу обвинений в фиктивности сделки, как правило, положены признательные показания директоров, главных бухгалтеров или учредителей об осуществлении ими незаконной предпринимательской деятельности.

В совокупности с принципом «Признание – царица доказательств», который, похоже, заложен в существующей белорусской судебно-процессуальной системе, это создает хорошую основу для проведения дальнейших проверок контрагентов лжепредпринимателей. Признания должностных лиц лжепредпринимательских структур, по мнению контролирующих органов, являются стопроцентной гарантией незаконности всех сделок, заключенных лжепредпринимателями. Следовательно, нарушителями налогового законодательства являются и все предприятия, которые имели хоть какие-либо договорные отношения с лжепредпринимателями.

На практике получается эффект налогового домино, когда выявление одного лжепредпринимателя автоматически приводит к появлению еще нескольких десятков нарушителей налогового законодательства. При этом если договорные отношения с организацией-лжепредпринимателем были длительными, то и доначисления по налогам могут быть существенными. Существенность налоговых нарушений определяется в базовых величинах. Особо крупным нарушением является неуплата налогов в размере более 1000 базовых величин, или 180 млн. рублей на сегодняшний день. Именно с такой суммы наступает уголовная ответственность для предприятия-контрагента.

Наличие уголовной ответственности для предприятия-контрагента в итоге может привести к ситуации, когда оно само будет обвинено в лжепредпринимательстве в связи с неуплатой налогов в особо крупном размере. Соответственно, эта же добросовестная организация может стать участником Реестра лжепредпринимателей. Налицо эффект налогового домино, когда выявление одного лжепредпринимателя автоматически влечет за собой выявление других нарушителей налогового законодательства – лжепредпринимателей, которые фактически таковыми могут и не являться.

Лекарство для государства

Видимый эффект от борьбы с лжепредпринимателями, выражающийся в постоянном расширении реестра в совокупности с ростом поступлений в бюджет от лжепредпринимателей, создает положительную картинку эффективности борьбы с теневым бизнесом. Но у данной «положительной картинки» есть и обратный эффект.

Постоянный рост количества предприятий в Реестре лжепредпринимателей может привести в среднесрочной перспективе к ситуации, когда каждое из действующих предприятий будет иметь потенциальное нарушение из-за наличия договора с лжепредпринимателями. По сути, можно вести речь о «массовом лжепредпринимательстве», когда все предприятия будут наказаны за договорные отношения с предприятиями, включенными в Реестр лжепредпринимателей.

Последнее означает, что весь бизнес у нас преступный? Но возможно ли такое на практике в европейском цивилизованном государстве, которым считает себя Республика Беларусь? Вполне возможно, если государство не изменит подходы к правоприменительной практике Указа № 488. Новые правоприменительные подходы, предлагаемые ниже, должны помочь провести четкую грань между лжепредпринимательством и добросовестным бизнесом.

Первым существенным законодательным моментом является определение в Указе № 488 даты начала осуществления деятельности лжепредпринимателем. В существующей практике лжепредпринимательской, как правило, признается вся деятельность организации, начиная с момента ее регистрации. При этом фактически это не совсем так. Далеко не всегда предприятие с первого же дня своей регистрации нарушает законодательство и не платит налоги.

Началом лжепредпринимательства зачастую являются дата смены собственника или руководства предприятия, изменение экономических условий деятельности предприятия, после которых и происходят нарушения законодательства, трактуемые как лжепредпринимательство. Законодательное требование об обязательном выявлении и определении даты начала лжепредпринимательской деятельности весьма важно для добросовестного бизнеса, так как от этого зависит его возможность защищать свои права по сделкам, которые фактически были совершены ранее и соответствуют требованиям законодательства.

Вторым существенным моментом, требующим закрепления в Указе № 488, является установление признаков, помимо свидетельских показаний, при которых сделка является законной, даже если в ней участвует лжепредприниматель. Такими дополнительными доказательствами могут стать наличие в бухгалтерском учете остатков товаров на отчетную дату, подтвержденную результатами инвентаризации, документы по импорту товара, подтверждающие фактическое наличие товаров, и так далее.

Последнее весьма важно для добросовестного бизнеса, так как в настоящее время фактически единственным доказательством в суде являются свидетельские показания. При этом после истечения длительного периода (нескольких лет) весьма проблематично найти свидетелей, которые подтвердят фактическое совершение хозяйственной операции. Последнее и немудрено, так как сложно найти человека, который точно помнит, что он делал несколько лет назад в такое-то время в таком-то месте.

Третье существенное изменение должно быть связано с введением полного запрета на проверку контролирующими органами субъекта хозяйствования более одного раза в отношении одного и того же периода времени.

В настоящее время запрет на проверку по одному и тому же вопросу за один и тот же период закреплен пунктом 12 Указа от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Фактически же запрет не действует в связи со значительным перечнем исключений, закрепленным этим же пунктом 12.

Для улучшения делового климата государство должно законодательно внедрить принцип одной проверки, когда деятельность за один период может проверяться не более одного раза. То есть если за какой-то период предприниматель был проверен каким-либо контролирующим органом, то повторно проверяться он не должен ни при каких условиях.

Введение данного положения показало бы высокий уровень доверия государства к белорусскому бизнесу и фактически закрепило бы принцип «право государства на одну проверку». Данный принцип не только бы улучшил деловой климат в государстве, но и повысил доверие бизнеса к государству, исключил бы возможность злоупотреблений со стороны государственных контролирующих органов.

Принятие принципа «права государства на одну проверку» явилось бы прологом амнистии капитала в Республике Беларусь. Проведение одной проверки фактически освобождало бы предприятие от других проверок контролирующих органов за проверенный период. При этом если в ходе проверки государство не находит нарушений, то вся деятельность за проверяемый период считается законной и весь заработанный капитал является законным.

Предложенные изменения в законодательство позволят создать действенный инструмент защиты добросовестного бизнеса от лжепредпринимателей, повысят взаимное доверие бизнеса и государства. Иначе бизнес должен будет сам адаптироваться к сложным условиям работы в рамках Указа № 488.

Методы адаптации для бизнеса смотрите здесь.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,