• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Постоянное пополнение реестра лжепредпринимателей может привести к тому, что каждый действующий в Беларуси бизнес станет потенциально «преступным». Возможно ли такое? Да, если государство не проведет четкую грань между лжепредпринимательством и добросовестным бизнесом.

Экономическая ситуация 2015 года стала особым испытанием на прочность для белорусского бизнеса. Объективные финансово-экономические трудности, с которыми столкнулся бизнес в условиях мирового экономического кризиса, усугубляются активными действиями властей по привлечению дополнительных поступлений в бюджет посредством активизации борьбы с лжепредпринимателями. При этом характер и методы борьбы с лжепредпринимателями вызывают опасения у многих добросовестных представителей бизнеса и требуют выработки новой стратегии поведения в сложившейся экономической ситуации.

Эффект налогового домино

Началом активной борьбы с лжепредпринимателями следует назвать 1 января 2013 года, когда вступил в силу Указ от 23 октября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Именно со вступлением в силу Указа № 488 контролирующие органы получили действенный инструмент, позволяющий им привлекать дополнительные поступления в бюджет с минимальными затратами времени на проверку.

С принятием Указа № 488 Министерство по налогам и сборам получило возможность формировать Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр лжепредпринимателей). С Реестром лжепредпринимателей можно ознакомиться на сайте налогового министерства.

Реестр формируется с 1 января 2013 года и пополняется ежедневно. По состоянию на 18 ноября 2015 года в Реестр лжепредпринимателей включено более 6200 субъектов хозяйствования. Фактически ежегодно реестр пополняется более чем на 2000 субъектов предпринимательства. Столь существенный рост количества лжепредпринимателей вполне объясним эффектом налогового домино, проявившимся после принятия Указа № 488.

На практике выявление любой лжепредпринимательской структуры практически автоматически означает проверку и всех его контрагентов. Проверка может быть внеплановой выездной или камеральной. В последнем случае предприятию-контрагенту направляется запрос на предоставление документов по сделке с лжепредпринимателем или сразу же предлагается заплатить налоги в бюджет по указанной сделке с лжепредпринимателем. Сложившаяся правоприменительная практика такова, что доказать законность осуществления сделки фактически невозможно. В основу обвинений в фиктивности сделки, как правило, положены признательные показания директоров, главных бухгалтеров или учредителей об осуществлении ими незаконной предпринимательской деятельности.

В совокупности с принципом «Признание – царица доказательств», который, похоже, заложен в существующей белорусской судебно-процессуальной системе, это создает хорошую основу для проведения дальнейших проверок контрагентов лжепредпринимателей. Признания должностных лиц лжепредпринимательских структур, по мнению контролирующих органов, являются стопроцентной гарантией незаконности всех сделок, заключенных лжепредпринимателями. Следовательно, нарушителями налогового законодательства являются и все предприятия, которые имели хоть какие-либо договорные отношения с лжепредпринимателями.

На практике получается эффект налогового домино, когда выявление одного лжепредпринимателя автоматически приводит к появлению еще нескольких десятков нарушителей налогового законодательства. При этом если договорные отношения с организацией-лжепредпринимателем были длительными, то и доначисления по налогам могут быть существенными. Существенность налоговых нарушений определяется в базовых величинах. Особо крупным нарушением является неуплата налогов в размере более 1000 базовых величин, или 180 млн. рублей на сегодняшний день. Именно с такой суммы наступает уголовная ответственность для предприятия-контрагента.

Наличие уголовной ответственности для предприятия-контрагента в итоге может привести к ситуации, когда оно само будет обвинено в лжепредпринимательстве в связи с неуплатой налогов в особо крупном размере. Соответственно, эта же добросовестная организация может стать участником Реестра лжепредпринимателей. Налицо эффект налогового домино, когда выявление одного лжепредпринимателя автоматически влечет за собой выявление других нарушителей налогового законодательства – лжепредпринимателей, которые фактически таковыми могут и не являться.

Лекарство для государства

Видимый эффект от борьбы с лжепредпринимателями, выражающийся в постоянном расширении реестра в совокупности с ростом поступлений в бюджет от лжепредпринимателей, создает положительную картинку эффективности борьбы с теневым бизнесом. Но у данной «положительной картинки» есть и обратный эффект.

Постоянный рост количества предприятий в Реестре лжепредпринимателей может привести в среднесрочной перспективе к ситуации, когда каждое из действующих предприятий будет иметь потенциальное нарушение из-за наличия договора с лжепредпринимателями. По сути, можно вести речь о «массовом лжепредпринимательстве», когда все предприятия будут наказаны за договорные отношения с предприятиями, включенными в Реестр лжепредпринимателей.

Последнее означает, что весь бизнес у нас преступный? Но возможно ли такое на практике в европейском цивилизованном государстве, которым считает себя Республика Беларусь? Вполне возможно, если государство не изменит подходы к правоприменительной практике Указа № 488. Новые правоприменительные подходы, предлагаемые ниже, должны помочь провести четкую грань между лжепредпринимательством и добросовестным бизнесом.

Первым существенным законодательным моментом является определение в Указе № 488 даты начала осуществления деятельности лжепредпринимателем. В существующей практике лжепредпринимательской, как правило, признается вся деятельность организации, начиная с момента ее регистрации. При этом фактически это не совсем так. Далеко не всегда предприятие с первого же дня своей регистрации нарушает законодательство и не платит налоги.

Началом лжепредпринимательства зачастую являются дата смены собственника или руководства предприятия, изменение экономических условий деятельности предприятия, после которых и происходят нарушения законодательства, трактуемые как лжепредпринимательство. Законодательное требование об обязательном выявлении и определении даты начала лжепредпринимательской деятельности весьма важно для добросовестного бизнеса, так как от этого зависит его возможность защищать свои права по сделкам, которые фактически были совершены ранее и соответствуют требованиям законодательства.

Вторым существенным моментом, требующим закрепления в Указе № 488, является установление признаков, помимо свидетельских показаний, при которых сделка является законной, даже если в ней участвует лжепредприниматель. Такими дополнительными доказательствами могут стать наличие в бухгалтерском учете остатков товаров на отчетную дату, подтвержденную результатами инвентаризации, документы по импорту товара, подтверждающие фактическое наличие товаров, и так далее.

Последнее весьма важно для добросовестного бизнеса, так как в настоящее время фактически единственным доказательством в суде являются свидетельские показания. При этом после истечения длительного периода (нескольких лет) весьма проблематично найти свидетелей, которые подтвердят фактическое совершение хозяйственной операции. Последнее и немудрено, так как сложно найти человека, который точно помнит, что он делал несколько лет назад в такое-то время в таком-то месте.

Третье существенное изменение должно быть связано с введением полного запрета на проверку контролирующими органами субъекта хозяйствования более одного раза в отношении одного и того же периода времени.

В настоящее время запрет на проверку по одному и тому же вопросу за один и тот же период закреплен пунктом 12 Указа от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Фактически же запрет не действует в связи со значительным перечнем исключений, закрепленным этим же пунктом 12.

Для улучшения делового климата государство должно законодательно внедрить принцип одной проверки, когда деятельность за один период может проверяться не более одного раза. То есть если за какой-то период предприниматель был проверен каким-либо контролирующим органом, то повторно проверяться он не должен ни при каких условиях.

Введение данного положения показало бы высокий уровень доверия государства к белорусскому бизнесу и фактически закрепило бы принцип «право государства на одну проверку». Данный принцип не только бы улучшил деловой климат в государстве, но и повысил доверие бизнеса к государству, исключил бы возможность злоупотреблений со стороны государственных контролирующих органов.

Принятие принципа «права государства на одну проверку» явилось бы прологом амнистии капитала в Республике Беларусь. Проведение одной проверки фактически освобождало бы предприятие от других проверок контролирующих органов за проверенный период. При этом если в ходе проверки государство не находит нарушений, то вся деятельность за проверяемый период считается законной и весь заработанный капитал является законным.

Предложенные изменения в законодательство позволят создать действенный инструмент защиты добросовестного бизнеса от лжепредпринимателей, повысят взаимное доверие бизнеса и государства. Иначе бизнес должен будет сам адаптироваться к сложным условиям работы в рамках Указа № 488.

Методы адаптации для бизнеса смотрите здесь.

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Компенсация за налоговый маневр для Беларуси: как минимум, через несколько лет и с пакетными условиями

Налоговый маневр и поставки некачественной нефти уже затормозили темпы экономического роста в Беларуси. И если белорусским властям в ближайшее время не удастся договориться с Москвой о компенсации понесенных потерь, прогнозные показатели в 2019 году могут быть провалены. Рост ВВП в Беларуси, согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития страны на 2019 год, запланирован на уровне 4%.

Крупнейший игрок на белорусском рынке корпоративных облигаций Ласерта и сливается с депозитарием Промреестр

Компания Lacerta, лидер в сфере корпоративных облигаций, завершила сделку по слиянию с депозитарием «Промреестр». Сделка позволит компаниям увеличить отрыв от конкурентов в сегменте организации размещения и продаж долговых бумаг компаний, а также предоставить более выгодные условия для клиентов — как эмитентов, так и покупателей облигаций. В ближайшее время произойдет реорганизация ООО «Ласерта» и ООО «Промреестр».

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что