20.11.2015, 17:24
Как начинающему стартапу попасть в 500 Startups
Специально для БЕЛРЫНКА
Всегда интересно послушать успешных людей. Мой сегодняшний собеседник – Ян Маневич, предприниматель, сооснователь успешного стартапа Metadata.
– Ян, у вас интересный и перспективный бизнес. Расскажите о нем немного подробнее.
– Мы разрабатываем платформу, которая должна полностью автоматизировать процесс привлечения новых клиентов (B2B demand generation), начиная от получения более 150 различных данных о контакте, исходя из его адреса электронной почты и построения критерия идеального покупателя, и заканчивая оптимизацией рекламы на различных медийных каналах. Есть много компаний, которые делают что-то похожее, но того, что строим мы, на рынке нет.
Компанию основал Гиль Алуш полгода назад. Я присоединился к нему спустя два месяца. Первое время работали, просто сидя в кафе. Перед тем как посылать письма по e-mail потенциальным клиентам, проверяли и обсуждали каждое слово.
Компания существовала на деньги, которые мы с Гилем в нее вложили. Поэтому приходилось экономить. Максимально пытались делать все сами – от построения сайта до ведения финансов. В такое время и испытывается на прочность связь между партнерами. Было несколько трудных моментов, которые мы прошли. Это только усилило наше уважение друг к другу. Главное – не держать проблемы в себе. Если что-то беспокоит, нужно сразу это обсуждать, решать проблему и двигаться дальше.
Не имея готовой платформы, мы смогли заполучить пробный проект. Делали его вручную. Результат превзошел ожидания клиента, и он сразу подписал контракт еще на два проекта. На данный момент у нас уже 8 клиентов, включая Comcast. Мы взяли на работу продавца и сейчас интервьюируем СТО. На нас работают 4 программиста. Недавно мы начали 4-месячную программу в 500 Startups, а на днях подписали предложение от Alchemist начать программу у них.
Alchemist и 500 Startups – это инкубаторы молодых компаний. Они ездят по всему миру и отбирают самые интересные компании. Вкладывают в них небольшие деньги взамен на проценты в компании и предлагают программу развития стартапа. В эту программу входит обучение разных аспектов ведения стартапа, начиная от того, как следует разговаривать с инвесторами, и заканчивая тем, как устанавливать цены на продукт. В конце курса они приглашают пару сотен инвесторов и все компании – участники программы делают презентации.
Думаю, мы на правильном пути, если наши конкуренты, которые существуют на рынке уже много лет, предлагают нам сотрудничество, а другие компании адаптируют свою продукцию под наши нужды. Но мы не обольщаемся. Мы только в самом начале долгого, но интересного пути.
– А как вам удалось попасть в 500 Startups, ведь там существует очень большая конкуренция?
– Как и везде, в этом деле большое значение имеют связи (в английском это завуалировано под красивым словом Networking). За нас замолвили слово два человека, которые сами прошли программу 500 Startups. Это помогло получить аудиенцию с одним из кураторов акселератора. На аудиенцию мы пришли, имея уже платящих клиентов. Клиентов было немного, но среди них была такая известная компания, как Comcast Spotlight. За время беседы куратор несколько раз повторила, что мы еще на слишком ранней стадии, чтобы нас взяли в 500 Startups. Через неделю после собеседования она нам прислала письмо на e-mail о том, что вам, конечно, еще рано, но пришлите ваш конвейер продаж (sales pipeline). А еще через неделю мы получаем от них новое письмо: несмотря на то что для нас вы еще очень молодые, мы приглашаем вас вступить в нашу программу-акселератор.
– Что вы посоветуете делать стартапам, чтобы повысить их шансы на попадание в бизнес-акселератор?
– Во-первых, как я уже говорил, нужны связи. Обзаводитесь связями в мире стартапов, инвесторов, ваших потенциальных клиентов. Никогда не знаешь, какая палка «выстрелит».
Кроме того, 500 Startups не меценаты. Они, в принципе, обычные инвесторы. Предлагают 125 тыс. долларов за 5% в капитале компании. Затем 25 тыс. долларов они забирают в качестве оплаты за 4-месячную программу-акселератор. Естественно, можно торговаться.
Например, мы не взяли денег от акселератора Alchemist. Мы договорились с ними, что не возьмем у них денег, но отдадим меньший процент (они тоже просили 5% за 36 тыс. долларов), а от них мы хотим их инфраструктуру и связи с инвесторами.
Так вот, как и любой инвестор, 500 Startups и Alchemist хотят быть уверенными, что смогут на вас заработать. Поэтому если ваш продукт должен совершить революцию в какой-то индустрии, то это плюс. Если продукт может отбить часть рынка у одного из гигантов на рынке, это тоже плюс, так как повышаются шансы, что этот гигант вас выкупит. Если ни то и ни другое, но у вас есть примерно 50-100 тыс. долларов ежемесячного дохода или хотя бы 30% ежемесячного роста продаж, то это уже большой плюс.
– Какая миссия у вашего бизнеса и каким вы его видите через пять лет?
– Честно говоря, нам сейчас важно понять, и понять как можно быстрее, каким мы хотим видеть продукт через 3 месяца, когда у нас будет презентация перед сотней инвесторов по окончании программы 500 Startups.
А если серьезно, то, каким мы видим наш бизнес через пять лет сейчас, может значительно отличаться от того, каким он будет через пять лет на самом деле. Это еще одна важная черта для стартаповцев – быть гибкими. Даже если вы всю жизнь мечтали и четко представляли свой продукт, надо прислушиваться к рынку и клиентам. Немало компаний в определенный момент меняли бизнес-модель (pivoting) и добивались огромного успеха.
Наше видение продукта – это платформа, которая должна помочь компаниям более эффективно использовать финансовые и человеческие ресурсы на привлечение новых клиентов, вне зависимости от профессионального уровня и способностей их собственной команды маркетологов. Мы строим платформу, которая будет рабочим местом маркетолога. Там можно будет создавать все необходимые рекламные материалы, анализировать своих нынешних клиентов, запускать рекламные кампании на различных каналах (в социальных сетях, платных медиа, по электронной почте и т. д.), анализировать результаты этих кампаний и вносить коррективы в режиме реального времени. Что из этого получится через пять лет – как говорится, поживем – увидим.
– Ян, спасибо большое за интересное интервью. И удачи в бизнесе!
Читайте также:
- Правительство мониторит ситуацию для выработки мер по поддержке бизнеса из-за пандемии
- Александр ШВЕЦ: Чем «скромнее» будут интеграционные соглашения с РФ, тем быстрее пойдут реформы в Беларуси
- Польский эксперт: белорусским предприятиям нужна интернационализация
- Судебная система Беларуси: доверяет ли ей бизнес?
- Систему оценки рисков бизнеса разрабатывают Минэкономики и МНС Беларуси