В своей инаугурационной речи Александр Лукашенко заявил, что «нас толкают на реформы», и хотя в обществе много говорят о структурных реформах, «никто не знает, что это такое».

Вылез поперед батьки

Негативное отношение главы государства к любым рыночным преобразованиям за 20 лет стало настолько очевидным, что многие успели сделать вывод: рыночные реформы не начнутся, несмотря на экономический кризис и требования международных финансовых организаций.

Выступление Лукашенко резко диссонировало с докладом первого заместителя министра экономики Александра Заборовского, посвященного «дорожной карте» структурных реформ, разработанной Минэкономики, который замминистра прочел на «Кастрычнiцкам эканамiчным форуме» за пару дней до выступления президента. Однако слухи о том, что после доклада Заборовский попал в опалу у главы государства, могут оказаться сильно преувеличенными. Потому что Заборовский не сказал ничего крамольного, идущего вразрез с экономической политикой властей.

Практически все названные им в докладе мероприятия прописаны в индикативном плане экономического развития Беларуси на следующий год (раньше этот документ назывался «Основные направления экономического и социального развития»), который разработан не Заборовским, а экономическим блоком правительства в сотрудничестве с научными организациями и наверняка одобрен лично Александром Лукашенко.

Найди десять отличий

В своем докладе Заборовский назвал макроэкономическую стабилизацию как предпосылку структурных реформ. Об этом же говорится в индикативном плане, мероприятиям по макроэкономической стабилизации посвящен целый раздел.

Второе направление структурных преобразований в докладе Заборовского – «формирование эффективных финансовых рынков для улучшения распределения капитала». Так и в индикативном плане говорится о том же! В частности, устанавливается лимит директивного кредитования в 2016 году в объеме 42 трлн. рублей, что обеспечит рост кредитного предложения на рыночных принципах.

В индикативном плане есть даже раздел «Структурные реформы», и там декларирован «переход к новой, более эффективной системе формирования, финансирования и исполнения государственных программ». Главными критериями выбора проекта станут конкурсный подход, равный доступ, ответственность за окупаемость проекта и реализацию заявленных параметров. Эти цели слово в слово прозвучали в докладе Александра Заборовского. «Кредиты по ставкам ниже рыночных будут выделяться по конкурсу при равном доступе к ним предприятий всех форм собственности», – сообщил Заборовский в своем докладе. Так что одна из основных проблем белорусской экономики – неравные условия доступа к кредитам для частного бизнеса и госпредприятий – в следующем году начнет решаться.

«Предусматривается свободная купля-продажа акций предприятий всех форм собственности, что также будет способствовать развитию финансовых рынков», – сказал Заборовский. О том же говорится в индикативном плане в разделе «Институциональные преобразования макроэкономической среды». Индикативный план предусматривает «проведение IPO (размещение первичных и вторичных акций) на международных и отечественной биржах», будет развиваться страховой рынок.

Третьим направлением структурных реформ в докладе Александра Заборовского значилась «трансформация государственного сектора». Одним из макроэкономических условий следующего года в индикативном плане называется «сокращение господдержки убыточных предприятий и субсидирования экономики». И здесь правительство намерено действовать в соответствии с «дорожной картой» структурных реформ. И в докладе, и в плане примерно одно и то же: предусматриваются разделение функций государства как собственника и регулятора, переход к индикативному планированию, реформирование отношений собственности и поддержка развития частного сектора, всемерная поддержка государственно-частного партнерства. Намечена приватизация малых и средних предприятий, правда, их списка в индикативном плане нет. В рамках мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий индикативный план намечает продажу предприятий инвесторам, сдачу в аренду, передачу в доверительное управление, в обоснованных случаях – применение процедуры банкротства.

Еще одним направлением структурных реформ из «дорожной карты» Минэкономики является расширение частного сектора и создание рабочих мест. В качестве институциональных преобразований в индикативном плане также значится «ускоренное развитие малого и среднего бизнеса». Развитию малого и среднего бизнеса в индикативном плане посвящен целый раздел, среди общих слов о поддержке там есть и совершенно конкретные намерения, например, «совершенствование порядка определения размеров арендной платы за помещения и площади, находящиеся в государственной собственности», «смягчение для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность, условий выкупа арендуемого имущества». Государство начнет поощрять занятия предпринимательством молодежи и научных работников высокой квалификации, говорится в индикативном плане. Это же самое, вкупе с грантовой поддержкой, обещал в докладе Александр Заборовский.

Еще одним направлением «дорожной карты» структурных реформ Заборовский назвал «развитие динамичного рынка труда». Правительство впредь намерено «защищать не собственно рабочие места, а возможность людей зарабатывать доход», сказал первый замминистра экономики. Действительно, и в разделе «Эффективная занятость населения» индикативного плана есть ряд новаций. Во-первых, правительство признает наличие структурной безработицы и пытается определить меры по ее уменьшению. Например, организовывать переобучение работников до того, как на предприятии пройдут сокращения, или же участие временно безработных в оплачиваемых общественных работах. Правительство намерено «креативно» подходить к организации самозанятости населения и удержать безработицу в рамках 1,5-2%. Меры, предлагаемые «дорожной картой» и индикативным планом, также практически идентичны.

Шестое направление структурных реформ в докладе Александра Заборовского – формирование эффективных товарных рынков и рынков услуг. И ему посвящен раздел в индикативном плане, который называется «Антимонопольная политика и развитие конкуренции». В следующем году государство снизит степень антиконкурентного вмешательства в развитие товарных рынков, создаст территориальный антимонопольный орган, не подчиненный местным властям, усилит борьбу с монополизмом, гармонизирует антимонопольную базу с государствами ЕАЭС.

Караван уже в пути

Возможно, Александра Лукашенко возмутило высказывание Александра Заборовского о необходимости повысить тарифы на услуги ЖКХ, постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование. Но то же самое обещает индикативный план правительства, даже с деталями! Так, проезд в Минске подорожает на 33,3% – до 6 тысяч рублей, в регионах – немного меньше. Услуги железнодорожного транспорта подорожают в 2 раза, связи – на 40%, жилищно-коммунальные услуги подорожают, как сказано в индикативном плане, «на 7,3 доллара плюс индексация». Возможно, озвучивание Заборовским накануне инаугурации перспектив роста безработицы и цен не понравились Александру Лукашенко, но это не означает, что он ничего не знает о планах правительства.

В общем, представленным Александром Заборовским структурным реформам – быть. Возможно, в процессе проведения их назовут «трансформацией», «оптимизацией» или как-то еще и проводиться они будут под уверения Александра Лукашенко о превосходстве и неизменности белорусской экономической модели. Тем не менее правительство уже не только разработало «дорожную карту», но и, по некоторым сведениям, представило ее международным финансовым организациям – и документ был воспринят благосклонно.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,