13.11.2015, 8:26
Непобедимый «перекресток»
Удастся ли руководству страны в ближайшее время ликвидировать перекрестное субсидирование в энергетике, на чем настаивают и кредиторы Беларуси – МВФ и Евразийский фонд стабилизации и развития?
Миссия МВФ во главе с Питером Долманом приступила к работе в Беларуси. С 9 по 19 ноября эксперты намерены оценить готовность белорусских властей реформировать экономику. МВФ ранее заявлял, что может выдать Беларуси новый кредит только в случае готовности белорусского правительства двигаться по пути глубоких реформ, направленных на повышение эффективности национальной экономики.
Весной 2015 года белорусское правительство при поддержке Всемирного банка подготовило и передало МВФ «дорожную карту» по структурному реформированию экономики. В ней шла речь о сокращении финансирования госпрограмм, о реформировании сектора госпредприятий, а также о ликвидации перекрестного субсидирования, в том числе на транспорте и в ЖКХ.
МВФ рекомендовал Минску провести ключевые реформы в течение 6-18 месяцев. В случае положительной оценки Беларусь может рассчитывать на финансовую поддержку МВФ, а сумма возможной кредитной программы оценивается в 3 млрд. долларов.
За тепло платим примерно четверть
В Беларуси тарифы на электроэнергию для населения уже приблизились к себестоимости. А вот тарифы на тепло покрывают лишь 10-21% затрат на его производство.
Низкие тарифы на тепло для белорусского населения сейчас обеспечивают субсидии из бюджета и перекрестное субсидирование. На практике перекрестное субсидирование означает перераспределение финансовой нагрузки между бытовыми и промышленными потребителями. То есть за то, что недоплачивают граждане, платят предприятия. А то, что переплатили предприятия, потом приходится возмещать тем же гражданам, но уже другим путем – через цену продукции.
Что означает ликвидация перекрестного субсидирования? Всего лишь то, что население должно полностью самостоятельно платить за коммунальные услуги (для малообеспеченных предусмотрены адресные госсубсидии), благодаря чему предприятия освобождаются от излишней финансовой ноши.
Практически все страны, ставшие на путь реформ, постепенно отказались или отказываются от перекрестного субсидирования в экономике. Такой же подход несколько лет назад декларировало и правительство Беларуси. Но тема «перекрестка» в энергетике не только жива, но и процветает до сих пор.
Порочная система
Перекрестное субсидирование – больная проблема для экономики. Оно больно бьет по конкурентоспособности предприятий, которым сегодня и без того непросто удержаться на рынке. С другой стороны, такая система не мотивирует бытовых потребителей к эффективному использованию тепловой энергии. Наконец, механизм формирования тарифов по принципу «издержки плюс» лишает энергетические предприятия, занимающиеся производством и распределением электроэнергии, стимулов к снижению затрат.
В то же время государство вкладывает в развитие энергетической отрасли огромные деньги. Только за последние 4 года, с 2012 по 2016 год, в модернизацию мощностей белорусской энергосистемы было инвестировано более 5 млрд. долларов. Однако эти инвестиции пока не приблизили белорусские предприятия к европейским странам по показателю энергоемкости и себестоимости продукции. Энерготарифы для белорусских промышленных потребителей в большинстве своем уже превысили среднеевропейский уровень, хотя электроэнергия в Беларуси вырабатывается на российском газе, который для нашей страны стоит заметно дешевле, чем он обходится европейским странам.
По данным Минэнерго Беларуси, при цене на газ в 1,7 раза выше, чем в России, Беларусь имеет одинаковую себестоимость выработки электрической и тепловой энергии. В то же время тарифы для реального сектора экономики в Беларуси выше, что обусловлено перекрестным субсидированием, – по этой причине тарифы для населения в Беларуси в 5 раз ниже, чем в России.
За последние 15-20 лет несколько раз на самом высоком уровне было заявлено о планах пошагово избавиться от порочной практики перекрестного субсидирования.
Один из последних таких документов – Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года. В ней предусмотрено поэтапно увеличить уровень возмещения населением затрат на оказание услуг ЖКХ – к 2015 году он должен был составить не менее 60%. Кстати, согласно официальным данным, в 2014 году население установленными государством тарифами покрывало лишь около четверти реальных затрат на оказание услуг ЖКХ.
Что касается тарифов на услуги по электроснабжению, то, согласно программным установкам, в 2015 году население должно полностью компенсировать затраты на их оказание.
Между тем перекрестное субсидирование в электроэнергетике было ликвидировано в Беларуси еще 12 лет назад. Экс-гендиректор концерна «Белэнерго» Сергей Белый на Белорусском энергетическом конгрессе в октябре 2003 года рассказал, что процент оплаты потребленной в стране электроэнергии составил 107% от стоимости потребленной энергии. С тепловой энергией было посложнее: в то время население оплачивало 77% от ее стоимости (остальное доплачивали промышленные предприятия). Но, как было заявлено на конгрессе, полностью уйти от перекрестного субсидирования в энергетике правительство намерено в ближайшие 2-3 года.
Реформа возможна с зарплатой в 1 тысячу долларов?
С тех пор прошло 12 лет, а проблема не только не решена, а напротив, стала еще более неподъемной.
Несмотря на незавидный результат усилий в борьбе с «перекресткой», правительство тем не менее оптимизма не теряло. Иначе как в Госпрограмме развития Белорусской энергетической системы на 2011-2015 годы могла появиться установка, что перекрестное субсидирование для потребителей природного газа в Беларуси должно исчезнуть к 2013 году, а для тепло- и электроснабжения – в 2014 году?
«Мы уходим от этой «перекрестки», что существенно разгружает финансовый пресс на реальный сектор экономики. Естественно, немного будет «подгружаться» население», – заявлял 4 года назад экс-министр энергетики А. Озерец, комментируя поставленные задачи.
На чем основывался оптимизм экс-министра? «Мы знаем, что к 2015 году ставится задача выйти на среднюю заработную плату в 1 тысячу долларов в эквиваленте. Поэтому с учетом этого и будет построена работа, чтобы население на себе резких нагрузок не почувствовало», – аргументировал свою позицию экс-министр.
Увы, за это время белорусы не приблизились к заветной зарплате в размере 1 тысяча долларов, а в последнее время стали и вовсе от нее отдаляться. Следовательно, задача ликвидации перекрестного субсидирования в течение 6-18 месяцев (срок проведения реформ в Беларуси, рекомендуемых МВФ) становится абсолютно нереальной?
Тарифный ограничитель: 5 долларов с учетом инфляции
Ликвидация перекрестного субсидирования напрямую связана с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. Понятно, что это – едва ли не самый социально чувствительный вопрос. Власти опасались недовольства населения в связи с резким ростом энерготарифов, и белорусское руководство придумало надежный «амортизатор».
Было четко заявлено, что повышение тарифов на тепло- и электроэнергию в Беларуси возможно только по мере роста доходов населения. По решению А. Лукашенко, в стране был установлен 5-долларовый ограничитель на рост тарифов ЖКХ. Сначала – в устной форме, а затем – и в письменной.
По Указу президента № 550 от 5 декабря 2013 года в Беларуси установлено ограничение увеличения стоимости коммунальных услуг. Этим документом предусмотрено, что субсидируемые государством тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, в том числе услуги по электро- и теплоснабжению, ежегодно повышаются с 1 января, исходя из допустимого роста платежей населения за такие услуги в размере, эквивалентном 5 долларам по среднегодовому значению обменного курса белорусского рубля к доллару США, в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития страны на очередной финансовый год.
Но так как издержки на производство тепла в Беларуси росли, а уровень возмещения затрат из-за инфляции снижался, было принято решение платежи за услуги ЖКХ ежеквартально индексировать в течение финансового года с учетом роста доходов населения в размерах, не превышающих фактически сложившихся темпов роста номинальной начисленной зарплаты.
Благодаря этим мерам в последние 2 года (2012-2014 годы) уровень возмещения затрат тарифами для населения достиг в прошлом году по электроэнергии 81,4%, по тепловой энергии – до 22,2%. В результате объем перекрестного субсидирования в тарифах на энергию в Беларуси снизился в 2014 году до 690 млн. долларов с 1,085 млрд. долларов в 2012 году.
Такая политика создала некий порочный круг: получается, промышленные предприятия теряют свои позиции, ресурсы, а значит, и конкурентоспособность гораздо быстрее, чем растет благосостояние белорусского населения, которое, в свою очередь, если исходить из установки белорусских властей, является обязательным условием для ликвидации перекрестного субсидирования в теплоэнергетике.
Удастся ли белорусским властям разорвать этот порочный круг под давлением кредиторов? Вопрос все еще остается риторическим, хотя белорусская практика уже давала на него ответ.