9.11.2015, 8:10
Марек ДОМБРОВСКИ: «Возможности Беларуси привлечь внешние заимствования сейчас сильно ограниченны»
Поэтому вопрос о структурных реформах стоит в повестке дня Беларуси. Об этом доктор экономических наук, профессор, старший научный сотрудник Центра социально-экономических исследований CASE Марек Домбровски заявил в интервью обозревателю БЕЛРЫНКА.
Может ли Беларусь как анклав нерыночной экономики сохраниться в центре Европы? Такой вопрос доктор экономических наук, профессор Марек Домбровски задавал на одной из конференций в конце 2002 года. На этот вопрос 13 лет назад он ответил так: «Вряд ли. Беларуси в любом случае придется эволюционировать в сторону экономических реформ».
Выступление на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором», которая прошла в Минске 3-4 ноября в рамках «Кастрычніцкага эканамічнага форума» (KEF-2015), М. Домбровски предварил комментарием, почему Беларуси так долго удается сохраниться в качестве анклава нерыночной экономики.
Причин несколько, отметил профессор. Беларусь имела очень хорошие стартовые условия после распада Союза – была одной из самых развитых стран, а затем получала огромные российские дотации в виде дешевых нефти и газа. В результате сегодня Беларусь осталась единственной из постсоветских стран, сохранившей институциональный потенциал командной экономики. Однако в последнее время «белорусское экономическое чудо» затухает – налицо хроническая макроэкономическая нестабильность: инфляция, периодические валютные кризисы.
Марек ДОМБРОВСКИ: ситуация в Беларуси и вокруг нее заставляет руководство страны проводить структурные реформы.
Обозреватель БЕЛРЫНКА в кулуарах форума пообщалась с Мареком ДОМБРОВСКИ и попросила его ответить на несколько вопросов относительно перспектив белорусской экономики.
– Господин Домбровски, вы отметили, что Беларусь – единственная из стран бывшего Союза, которой удалось сохранить институты командной экономики. Может ли страна и дальше их сохранить и остаться анклавом нерыночной экономики в центре Европы?
– Думаю, что нет смысла сохранять эти институты. Я не вижу смысла перспектив для самой системы командной экономики.
Что же касается возможности и далее сохранить командные институты – это вопрос, скорее, политический. Вопрос способности политической системы их сохранить. Однако с точки зрения экономического развития сохранение командных институтов не имеет никакого смысла.
– Но помощник президента Кирилл Рудый, выступая на конференции, сказал, что в Беларуси структурные реформы пока не получатся: общество не готово, не созрели чиновники, нет серьезных вызовов, способных мотивировать страну к таким реформам.
– Думаю, именно ситуация в Беларуси и вокруг нее заставляет руководство страны проводить структурные реформы. Потому что без этого не получится продолжение экономического роста. А получится затяжной экономический спад.
Что же касается вопроса, готова ли к реформам белорусская власть, – это не ко мне вопрос. Готово ли белорусское общество? Тоже сказать не могу: я не социолог и не проводил исследований на эту тему. Но я всегда скептически отношусь к заявлениям представителей власти и правительства, в принципе, любого политика в любой стране, которые говорят, что общество к чему-то готово или не готово. Это надо проверить. Для этого нужны хорошие социологические исследования. А также, думаю, что на практике общество реагирует иначе, чем на какие-то абстрактные, не до конца понятные разговоры о реформах, когда кто-то агитирует за или против. Надо обсуждать конкретные программы реформ.
– Одна из больных проблем на пути реформ, с которой столкнутся белорусские власти: что делать с гигантами белорусской промышленности? Уже приходилось слышать от чиновников: время для их приватизации ушло, сегодня они никому не нужны.
– Мне не хотелось бы огульно отвечать на этот вопрос. Есть разные предприятия: некоторые из них можно приватизировать, реструктуризировать, другие, наверное, уже нет.
Но цель экономического развития – это не сохранение конкретных предприятий. Цель – улучшение уровня жизни, повышение благосостояния страны, а этой цели можно достичь, создавая новые, более эффективные предприятия. Но очевидно: те предприятия, время которых ушло, вероятно, надо закрывать. Чтобы сохранить их ресурсы, государственные ресурсы, и более эффективно их использовать.
– Белорусские власти опасаются, что проведение структурных реформ приведет к обострению социальных проблем в стране. Оправданны ли эти опасения? О чем говорит опыт других стран?
– Наверное, в белорусском правительстве тоже нет единого мнения по этому вопросу. Но мне как экономисту тяжело входить в роль абстрактного полисмейкера – прежде нужно спросить тех, кто опасается социальных последствий реформ, и узнать, чего они боятся.
За последние 25 лет в разных странах в разное время проводились разные реформы. То есть были разные подходы к разного рода реформам. Но что актуально для любой страны: если вы создаете возможности для развития бизнеса, то таким образом вы создаете «подушку» для высвобожденных работников.
Конечно, определенные издержки переходного периода будут, потому что сначала высвобождается ненужная рабочая сила в неэффективных предприятиях, и только спустя время создаются новые предприятия. Но все-таки у таких реформ есть перспектива. Важно также, что имеющиеся ресурсы – и человеческие, и материальные – можно более эффективно задействовать. Если же такой путь закрыт, то ситуация более сложная: в этом случае издержки самопроизвольной трансформации будут более серьезными.
– На ваш взгляд, есть ли у Беларуси возможности и время оттянуть реформы?
– Думаю, времени нет. Чем дольше руководство страны будет затягивать с принятием решений, тем издержки проведения необходимых реформ будут выше. Но это не означает, что исключительно лишь реформы связаны с издержками. Да, реформы, наверное, связаны с какими-то издержками. Но ведь отсутствие реформ создает более серьезные издержки.
Если реформы назрели, а их не проводить, то издержки непринятия решения – предпочтение статус-кво – будут только увеличиваться.
– В ходе конференции представители зарубежных институтов говорили о готовности помочь Беларуси с реформами. На ваш взгляд, какая помощь сейчас нужна Беларуси?
– Наверное, и техническая, и финансовая. Да, такая помощь возможна. Но она зависит от качества программы и нацеленности правительства проводить структурные реформы. Это не означает, что помощь будет предоставлена автоматически. В любом случае этому будут предшествовать переговоры, и в зависимости от программы реформ, их качества международные организации будут принимать решения.
– Не случится ли так, что МВФ вновь выделит Беларуси финансовую помощь на проведение реформ, а власти обойдутся полумерами?
– Все может случиться. Но, думаю, что уроки из опыта из программы МФВ stand-by 2009-2010 годов должны быть извлечены и белорусским правительством, и МВФ. В противном случае подобные программы лишь поставят под сомнение репутацию и заемщика, и кредитора.
– Но, в принципе, возможности у Беларуси как заемщика еще немалые: внешняя задолженность относительно невелика, долги Беларусь исправно платит. Почему бы еще раз не попросить финансовую помощь и у МВФ, и у России и при этом не торопиться с реформами – ожидая, что цены на нефть снова вырастут…
– Я этого не говорил, – это ваше мнение, – не внушайте мне ваши мысли.
– Исходя из недавнего опыта отношений Беларуси и ее основных кредиторов, опасаюсь, что так оно и будет.
– Лично я считаю, что больших возможностей привлечь внешние заимствования у Беларуси нет. Сейчас эти возможности у нее сильно ограниченны. Если бы это было не так, вопрос реформ вообще не стоял бы на повестке дня. А так как возможности внешних заимствований серьезно сократились за последнее время (в силу понятных причин, в том числе из-за того, что у России сейчас другое финансовое положение), вопрос о реформах в Беларуси вынесен на повестку дня.
Для справки
МАРЕК ДОМБРОВСКИ
Старший научный сотрудник Центра социально-экономических исследований CASE. Доктор экономических наук, профессор, бывший председатель правления CASE – Центра социально-экономических исследований в Варшаве и один из его учредителей, с ноября 2011 г. – старший научный сотрудник CASE, председатель наблюдательного совета Центра социально-экономических исследований CASE в Украине (Киев), член ученого совета Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара в Москве.
С 1991 года Марек Домбровски участвовал в исследовательских и консультационных программах CASE в Азербайджане, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Грузии, Египте, Ираке, Йемене, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Монголии, Польше, России, Румынии, Македонии, Сербии, Сирии, Туркменистане, Узбекистане и в Украине.
В прошлом занимал пост первого заместителя министра финансов Польши (1989–1990), был депутатом польского Сейма (1991–1993), членом Совета денежной политики Национального банка Польши (1998–2004). Марек Домбровски является консультантом Всемирного банка и Программы развития ООН. В настоящее время сфера его научных интересов включает проблемы макроэкономической политики, глобализации, финансовых кризисов, политической экономии трансформации, европейской интеграции, Европейской политики соседства, роли международных финансовых организаций.
Читайте также:
Беларусь получит кредит от Евразийского фонда стабилизации и развития в обмен на согласие разместить российскую авиабазу?