Всякий заинтересованный наблюдатель может отметить, что Беларусь ужесточает нормативную базу регулирования сферы трудовых отношений. Нововведения коснулись лиц, не имеющих регулярной официальной занятости, власти сообщили о готовности повысить пенсионный возраст работников. 

Примечательно, что начавшаяся весной дискуссия, вызванная стремительным ростом регистрируемой безработицы, в которой представители заинтересованных ведомств признавали необходимость повышения пособия по безработице, предсказуемо сошла на нет.

Ни во время «выборов», ни после тема повышения пособия по безработице не поднималась никем из претендентов на высочайший государственный пост. Имеет смысл напомнить «победителю гонки», что средний размер пособия на одного безработного остается ничтожно малым. Настолько малым, что он не имеет аналогов в мире. По данным Белстата, в сентябре средний размер пособия составил 205,8 тыс. рублей, или 13,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Щедра рука социального государства!

В прежние времена это называлось финансированием по остаточному принципу.

Разумеется, такое мизерное пособие слабо мотивирует безработного к выполнению требований государственной службы занятости. Это одна из причин, которая побуждает законодателя ужесточать требования к тем, кто официально зарегистрировался на бирже. Как сообщают СМИ, в парламенте работают над проектом закона «О занятости населения», который должен усилить мотивацию всех субъектов рынка труда: нанимателей, работников и безработных, чиновников государственной службы занятости. Насколько можно судить, новый закон не претендует на особую новизну. Он больше подтверждает прежние нормы, уточняет их и административно усиливает.

Например, предполагается, что нанимателя, который планирует сокращение штата, обяжут сообщать об этом в службу занятости за 2 месяца. Вполне, на первый взгляд, разумное и необходимое требование, чтобы отделения службы заранее готовились к массовому выбросу лишних кадров и к необходимому сроку подготавливали для большинства из них рабочие места. То есть речь идет о массовых инициируемых нанимателем увольнениях, которые вызваны реформированием предприятий или организаций, – требованиями той самой модернизации, которой так жаждал Лукашенко.

Но это положение уже содержится в ст. 21 действующего закона о занятости, согласно которому нанимателям необходимо «не менее чем за два месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности и штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите… с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобожденных работников».

Оказывается, в действующем законе все прописано. К чему повторяться? К тому, что практика, которая определялась больше «по понятиям», за четверть века существенно разошлась с законом. В 1991 году законодатель предусматривал, что в РБ (в мае 1991-го – еще в БССР) будет проведена рыночная реформа, как следствие, снизится занятость и возрастет безработица. Критерием «массового освобождения» являлась доля увольняемых в общей численности работников. Обратим внимание, что в законе упоминаются индивидуальные предприниматели, которые, как ожидалось, сами сформируют свой значительный штат и обязуются цивилизованно относиться к своим работникам.

…Как известно, Лукашенко «запустил заводы», отказался от реформ и запретил проводить «массовые сокращения».

И что?  При сохранении и повышении объемов производства и одновременном сокращении численности персонала производительность труда повышается. В связи с этим представляет интерес структура увольняемых работников. Оказывается, на одного сокращенного работника (что можно считать результатом сознательной реорганизации) приходится 4-7 (в зависимости от сезона и конъюнктуры) работников, уволенных за пьянство и прогулы.

Вот и получается: де-юре прогульщик считается демотиватором, де-факто служит научно-техническому прогрессу.

Тэги:

, , ,

На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ

Александр Лукашенко 1 октября подписал указы № 384, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2025 год, и № 385 о целевых показателях денежно-кредитной политики на 2025 год. Указ №384 устанавливает параметры роста: ВВП — 4,1% ; экспорт товаров и услуг — на 5,4%, рост инвестиций — 7,8% рост реальных располагаемых денежных доходов населения

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 26 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Raiffeisen Bank продал свою долю в белорусском Приорбанке инвестору из ОАЭ

Австрийская банковская группа Raiffeisen Bank International (RBI) продала свою долю в белорусском Приорбанке.  В начале 2024 года Raiffeisen Bank International AG сообщал, что намерен продать 87,74% своих акций в ОАО «Приорбанк» и его дочерних компаниях инвестору из ОАЭ Soven 1 Holding Limited. 20 сентября Прирбанк распространил пресс-релиз, в котором говорится о заключении договора купли-продажи. Сумма

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 23 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,