Всякий заинтересованный наблюдатель может отметить, что Беларусь ужесточает нормативную базу регулирования сферы трудовых отношений. Нововведения коснулись лиц, не имеющих регулярной официальной занятости, власти сообщили о готовности повысить пенсионный возраст работников. 

Примечательно, что начавшаяся весной дискуссия, вызванная стремительным ростом регистрируемой безработицы, в которой представители заинтересованных ведомств признавали необходимость повышения пособия по безработице, предсказуемо сошла на нет.

Ни во время «выборов», ни после тема повышения пособия по безработице не поднималась никем из претендентов на высочайший государственный пост. Имеет смысл напомнить «победителю гонки», что средний размер пособия на одного безработного остается ничтожно малым. Настолько малым, что он не имеет аналогов в мире. По данным Белстата, в сентябре средний размер пособия составил 205,8 тыс. рублей, или 13,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Щедра рука социального государства!

В прежние времена это называлось финансированием по остаточному принципу.

Разумеется, такое мизерное пособие слабо мотивирует безработного к выполнению требований государственной службы занятости. Это одна из причин, которая побуждает законодателя ужесточать требования к тем, кто официально зарегистрировался на бирже. Как сообщают СМИ, в парламенте работают над проектом закона «О занятости населения», который должен усилить мотивацию всех субъектов рынка труда: нанимателей, работников и безработных, чиновников государственной службы занятости. Насколько можно судить, новый закон не претендует на особую новизну. Он больше подтверждает прежние нормы, уточняет их и административно усиливает.

Например, предполагается, что нанимателя, который планирует сокращение штата, обяжут сообщать об этом в службу занятости за 2 месяца. Вполне, на первый взгляд, разумное и необходимое требование, чтобы отделения службы заранее готовились к массовому выбросу лишних кадров и к необходимому сроку подготавливали для большинства из них рабочие места. То есть речь идет о массовых инициируемых нанимателем увольнениях, которые вызваны реформированием предприятий или организаций, – требованиями той самой модернизации, которой так жаждал Лукашенко.

Но это положение уже содержится в ст. 21 действующего закона о занятости, согласно которому нанимателям необходимо «не менее чем за два месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности и штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите… с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобожденных работников».

Оказывается, в действующем законе все прописано. К чему повторяться? К тому, что практика, которая определялась больше «по понятиям», за четверть века существенно разошлась с законом. В 1991 году законодатель предусматривал, что в РБ (в мае 1991-го – еще в БССР) будет проведена рыночная реформа, как следствие, снизится занятость и возрастет безработица. Критерием «массового освобождения» являлась доля увольняемых в общей численности работников. Обратим внимание, что в законе упоминаются индивидуальные предприниматели, которые, как ожидалось, сами сформируют свой значительный штат и обязуются цивилизованно относиться к своим работникам.

…Как известно, Лукашенко «запустил заводы», отказался от реформ и запретил проводить «массовые сокращения».

И что?  При сохранении и повышении объемов производства и одновременном сокращении численности персонала производительность труда повышается. В связи с этим представляет интерес структура увольняемых работников. Оказывается, на одного сокращенного работника (что можно считать результатом сознательной реорганизации) приходится 4-7 (в зависимости от сезона и конъюнктуры) работников, уволенных за пьянство и прогулы.

Вот и получается: де-юре прогульщик считается демотиватором, де-факто служит научно-техническому прогрессу.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,