30.10.2015, 15:49
Мотиваторы против демотиваторов
Всякий заинтересованный наблюдатель может отметить, что Беларусь ужесточает нормативную базу регулирования сферы трудовых отношений. Нововведения коснулись лиц, не имеющих регулярной официальной занятости, власти сообщили о готовности повысить пенсионный возраст работников.
Примечательно, что начавшаяся весной дискуссия, вызванная стремительным ростом регистрируемой безработицы, в которой представители заинтересованных ведомств признавали необходимость повышения пособия по безработице, предсказуемо сошла на нет.
Ни во время «выборов», ни после тема повышения пособия по безработице не поднималась никем из претендентов на высочайший государственный пост. Имеет смысл напомнить «победителю гонки», что средний размер пособия на одного безработного остается ничтожно малым. Настолько малым, что он не имеет аналогов в мире. По данным Белстата, в сентябре средний размер пособия составил 205,8 тыс. рублей, или 13,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Щедра рука социального государства!
В прежние времена это называлось финансированием по остаточному принципу.
Разумеется, такое мизерное пособие слабо мотивирует безработного к выполнению требований государственной службы занятости. Это одна из причин, которая побуждает законодателя ужесточать требования к тем, кто официально зарегистрировался на бирже. Как сообщают СМИ, в парламенте работают над проектом закона «О занятости населения», который должен усилить мотивацию всех субъектов рынка труда: нанимателей, работников и безработных, чиновников государственной службы занятости. Насколько можно судить, новый закон не претендует на особую новизну. Он больше подтверждает прежние нормы, уточняет их и административно усиливает.
Например, предполагается, что нанимателя, который планирует сокращение штата, обяжут сообщать об этом в службу занятости за 2 месяца. Вполне, на первый взгляд, разумное и необходимое требование, чтобы отделения службы заранее готовились к массовому выбросу лишних кадров и к необходимому сроку подготавливали для большинства из них рабочие места. То есть речь идет о массовых инициируемых нанимателем увольнениях, которые вызваны реформированием предприятий или организаций, – требованиями той самой модернизации, которой так жаждал Лукашенко.
Но это положение уже содержится в ст. 21 действующего закона о занятости, согласно которому нанимателям необходимо «не менее чем за два месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности и штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите… с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобожденных работников».
Оказывается, в действующем законе все прописано. К чему повторяться? К тому, что практика, которая определялась больше «по понятиям», за четверть века существенно разошлась с законом. В 1991 году законодатель предусматривал, что в РБ (в мае 1991-го – еще в БССР) будет проведена рыночная реформа, как следствие, снизится занятость и возрастет безработица. Критерием «массового освобождения» являлась доля увольняемых в общей численности работников. Обратим внимание, что в законе упоминаются индивидуальные предприниматели, которые, как ожидалось, сами сформируют свой значительный штат и обязуются цивилизованно относиться к своим работникам.
…Как известно, Лукашенко «запустил заводы», отказался от реформ и запретил проводить «массовые сокращения».
И что? При сохранении и повышении объемов производства и одновременном сокращении численности персонала производительность труда повышается. В связи с этим представляет интерес структура увольняемых работников. Оказывается, на одного сокращенного работника (что можно считать результатом сознательной реорганизации) приходится 4-7 (в зависимости от сезона и конъюнктуры) работников, уволенных за пьянство и прогулы.
Вот и получается: де-юре прогульщик считается демотиватором, де-факто служит научно-техническому прогрессу.