Президентская кампания 2015 года утвердила новую расстановку сил в белорусской оппозиции, однако перспективы демсил при этом не стали более радужными.

Сегодня, весьма условно конечно, можно говорить о существовании трех ветвей белорусской оппозиции.

Первая – это кампания «Говори правду», имеющая репутацию «оппозиции-лайт». У них есть серьезный козырь в виде высокого электорального рейтинга Татьяны Короткевич и в целом самостоятельно проведенной избирательной кампании.

Вторая – это сторонники «игнора»: Николай Статкевич, Владимир Некляев и Анатолий Лебедько. Их главное преимущество заключается пусть бы в весьма относительном, но единстве, а также в их именах – ведь и Лебедько, и Некляева, и уж тем более Статкевича, бесспорно, можно отнести к оппозиционным тяжеловесам.

Третья – это неопределившиеся партии и движения. Они отмежевались от «Говори правду», но и не примкнули к сторонникам «игнора». К числу подобных организаций относятся Партия БНФ, движение «За свободу», Белорусская социал-демократическая партия «Грамада», Белорусская партия левых «Справедливый мир» и др.

Один в поле не воин?

Фото svaboda.org

Фото svaboda.org

Кампания «Говори правду» абсолютно предсказуемо оценила результаты участия Татьяны Короткевич в президентской гонке как успех. В первые часы после выборов Байнет облетело фото штаба Короткевич, празднующего за шампанским свою победу, – на фоне официальных 4,4% голосов эта картинка выглядела совершенно абсурдно.

Однако нельзя не признать, что благодаря самому факту участия в президентской кампании команда «Говори правду» имеет некоторое преимущество над другими оппозиционными структурами. Татьяна Короткевич сегодня действительно является наиболее узнаваемым и популярным оппозиционным политиком – ее рейтинг, согласно данным НИСЭПИ, накануне выборов составлял 17,9%. Вполне вероятно, что позже он только увеличился.

Но рейтинг Короткевич, каким бы он ни был в изображении независимых социологов, не должен вводить в заблуждение. На самом деле подобные рейтинги – величина весьма условная.

Во-первых, опыт показывает, что рейтинги оппозиционных кандидатов в президенты растут уже благодаря самому факту их участия в избирательной гонке, и уж тем более этот принцип применим к Татьяне Короткевич, которая вообще была единственной демократической альтернативой в списке кандидатов на выборах 2015 года. Опыт снова-таки показывает, что впоследствии подобный рейтинг может столь же легко исчезнуть, как легко он и появился. Еще никому из кандидатов в президенты не удавалось в полной мере реализовать тот электоральный ресурс, который он зарабатывал по итогам избирательной кампании.

Во-вторых, рейтинг под 20% в ходе выборов никогда ни одному оппозиционному кандидату в президенты не приносил статуса лидера протестного движения и символа перемен. Даже единые кандидаты в президенты в 2001-м (Владимир Гончарик) и 2006-м (Александр Милинкевич) не становились впоследствии центром притяжения, а их голос не оказывался решающим в оппозиционных дискуссиях – наоборот, они довольно быстро начинали терять свои позиции в демократических силах. Что уж говорить о Татьяне Короткевич, которая никогда не была единым кандидатом и которую многие оппозиционеры даже не считают самостоятельной фигурой.

Судя по всему, кампании «Говори правду» вполне комфортно чувствовать себя политической структурой, которая «гуляет сама по себе». На минувших выборах команда Короткевич изначально не претендовала на поддержку всей оппозиции и не была нацелена в этом плане на компромисс, делая упор не на традиционный демократический электорат, а на электоральное «болото». Очевидно, что подобную линию поведения «Говори правду» планирует сохранять и после президентской кампании, которая, к слову, изначально объявлялась лишь частью долгосрочной стратегии, финалом которой должны стать парламентские выборы 2016 года.

И хотя лидеры «Говори правду» заявляют о своей готовности строить коалиции на выборах-2016 со всеми демократическими партиями и движениями, сегодня представляется крайне маловероятным, чтобы некая коалиция с участием ГП действительно появилась на свет. Во-первых, потому что руководство «Говори правду», судя по всему, не видит большого смысла идти на какие-либо уступки ради союза с другими демократическими структурами. Во-вторых, потому что большая часть оппозиции негативно относится к самой кампании «Говори правду» и ее лидерам.

Политическое одиночество «Говори правду», без сомнения, является их самым слабым местом. И если на президентских выборах это одиночество несколько нивелировалось тем фактом, что Татьяна Короткевич была единственным политиком, претендующим на то, чтобы стать альтернативой действующей власти, то на тех же парламентских выборах команда «Говори правду» будет явно не единственной оппозиционной структурой, участвующей в кампании.

Лидеры уличной политики

Фото belprauda.org

Фото belprauda.org

Лидеры «игнора» – Николай Статкевич, Владимир Некляев и Анатолий Лебедько – сразу после окончания выборов объявили о старте кампании, целью которой является «возвращение власти народу». Задача, без сомнения, амбициозная, однако каким образом она может быть решена, остается загадкой. Все, что на сегодняшний день может предложить трио оппозиционных политиков, – это серия несанкционированных уличных акций, которые вряд ли могут оказаться массовыми.

Между тем следует признать, что ставка на уличный протест действительно дает определенные преимущества Статкевичу, Некляеву и Лебедько. В период между избирательными кампаниями уличные акции протеста (какими бы малочисленными они ни были) – это вообще единственная возможность для оппозиционных политиков привлечь всеобщее внимание. На ближайшее время Статкевич уже анонсировал две несанкционированные акции, а значит, лидеры кампании «Власть – народу» будут находиться в центре внимания СМИ, в то время как Короткевич неизбежно отойдет на второй план. Все это в глазах политизированной общественности будет создавать лидерам «игнора» репутацию наиболее боевой и работоспособной части оппозиции – ведь в период политического затишья они будут «хоть что-то делать».

Однако сколь бы успешными ни были предстоящие акции, вероятность того, что Статкевич сможет объединить оппозицию, все равно останется невысокой. Когда Николай Статкевич находился в заключении, в нем видели человека, способного консолидировать оппозицию, прекратить бесконечные конфликты и скандалы в ее лагере. Вместо этого первым шагом экс-политзаключенного стало деление оппозиции на «правильную» и «неправильную». К числу «неправильной» сразу были отнесены кампания «Говори правду» (потому что якобы подыгрывает властям), Партия БНФ (потому что поддержали «Говори правду») и Белорусская партия левых «Справедливый мир» (потому что коммунисты).

При этом даже если забыть об объединении ВСЕЙ оппозиции, стоит признать, что Статкевич пока не смог создать и какую-либо локальную коалицию. Совместную августовскую пресс-конференцию Николая Статкевича, Владимира Некляева, Анатолия Лебедько и Павла Северинца, на которой была озвучена общая позиция относительно президентской кампании, многие поспешили расценить как создание новой коалиции (или, по крайней мере, протокоалиции). Однако никакой коалиции даже из этой четверки так до сих пор и не создано. Впрочем, в общем-то и создавать коалицию тут не из кого: полноценную политическую структуру за своими плечами имеет только Лебедько (Объединенная гражданская партия). У Владимира Некляева есть лишь идея создания движения «За государственность и независимость Беларуси», а у Николая Статкевича, по сути, – только фантомный оргкомитет Белорусской социал-демократической партии «Народная Грамада». У Павла Северинца (который, к слову, в последнее время держится несколько в стороне от трех оппозиционных тяжеловесов) в оргкомитете по созданию партии «Белорусская христианская демократия» есть люди, но нет регистрации.

Именно в этой ресурсной ограниченности и заключается главная слабость Статкевича и Ко.

См. также: «Месячник свободы», или Как воскрешали белорусский протест

Те, кто оказались в стороне

Несмотря на то что президентская кампания 2015 года прошла на фоне заочного противоборства «умеренного» направления в оппозиции («Говори правду» и Татьяна Короткевич) и «радикального» (Статкевич и Ко), в действительности значительная часть оппозиционных партий и движений так и не определились со своим выбором. В числе тех, кто так и не определился, прежде всего оказались участники кампании «Народный референдум».

Фактически президентские выборы поставили крест на этом оппозиционном объединении. Движение «За свободу» и БСДП(Г) не стали поддерживать Татьяну Короткевич на выборах, а Партия БНФ сначала приняла участие в сборе подписей за кандидата от «Говори правду», но потом вышла из президентской кампании, признав поддержку Татьяны Короткевич ошибкой. Анализ же последних высказываний руководства трех организаций – участников «Народного референдума» свидетельствует о том, что они, скорее всего, не выступят единым фронтом с «Говори правду» на парламентских выборах 2016 года. При этом ни Партия БНФ, ни «За свободу», ни социал-демократы не примкнули к лидерам «игнора», весьма холодно восприняв их стратегию.

В этом смысле обращает на себя особое внимание заявление совета движения «За свободу» от 27 сентября. В этом документе организация призвала объединиться «пробелорусские» и «проевропейские» силы в оппозиции, выступить единым блоком на парламентских выборах 2016 года, а также выдвинуть единого кандидата на президентских выборах-2020. Текст заявления позволяет предположить, что «За свободу» не видит участниками подобной коалиции партию «Справедливый мир» (так как их вряд ли можно считать «проевропейской» силой) и, видимо, кампанию «Говори правду». В пользу последнего свидетельствует то обстоятельство, что в документе говорилось про недопустимость создания «лояльной» и «подконтрольной» власти оппозиции – а ведь это именно то обвинение, которое традиционно выдвигается в отношении «Говори правду».

Как бы то ни было, вполне очевидно, что ни одна из неопределившихся оппозиционных структур не сможет стать создателями новой коалиции, ведь ни одна из них не обладает вообще никакими преимуществами перед остальными – ни в виде электорального рейтинга, ни в виде перспективной стратегии, ни в виде достаточного политического авторитета.

Оппозиция сохраняет статус-кво

Президентская кампания 2015 года не усилила ни одного из игроков на оппозиционном поле настолько, чтобы он смог претендовать на статус лидера демократического движения. Вероятность объединения оппозиции отнюдь не стала выше, как не стали менее туманными и политические перспективы демсил в целом.

Вероятнее всего, сформулированная движением «За свободу» идея объединения «пробелорусской» и «проевропейской» оппозиции станет темой для многочисленных переговоров и дискуссий в стане демократических сил. Однако возможности создания новой большой коалиции не следует оценивать чересчур оптимистически – слишком уж низок уровень договороспособности нынешних оппозиционных политиков.

Представляется более вероятным, что будут созданы несколько тактических союзов, основанных исключительно на личном доверии лидеров либо общих краткосрочных интересах, однако в полноценные коалиции они никогда так и не превратятся, да и к кардинальной перестановке сил внутри демократического лагеря не приведут. В таком состоянии, скорее всего, оппозиция и подойдет к парламентской кампании 2016 года, сохранив в целом тот статус-кво, который установился после выборов-2015.

См. также: Самую «элегантную» победу Лукашенко обеспечила оппозиция

Тэги:

, , , , ,

Избран новый председатель Палаты представителей Нацсобрания

Председателем Палаты представителей восьмого созыва стал бывший руководитель Администрации Александра Лукашенко Игорь Сергеенко. Такое решение было принято на ее первом заседании. Игорь Сергеенко сменил на посту председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, который занимал этот пост 16 лет. В новом составе Палаты представителей будут работать 20 депутатов предыдущего созыва, а также 27 депутатов местных советов 28-го

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,