Российские чиновники препятствуют допуску к госзаказу предприятий белорусского ВПК даже в ущерб боеспособности собственной армии.

Как следует из сообщений российских СМИ, на днях недалеко от Сочи потерпел крушение наземный мобильный зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1». Боевая машина опрокинулась на горной дороге вблизи населенного пункта Чемитоквадже. По одной из версий, причиной аварии мог стать размыв дорожного полотна, по другой – ДТП случилось из-за того, что водитель ЗРПК не вписался в поворот на извилистом серпантине. К счастью, обошлось без пострадавших, машину поставили «на ноги» и она своим ходом прибыла в расположение части.

ДТП случилось из-за того, что водитель ЗРПК не вписался в поворот на извилистом серпантине.  Фото privetsochi.ru

ДТП случилось из-за того, что водитель ЗРПК не вписался в поворот на извилистом серпантине. Фото privetsochi.ru

Между тем, как отмечают эксперты, данное ЧП нельзя назвать случайным. Более того, в некотором роде оно является запрограммированным. Очевидно, есть необходимость напомнить, что ЗРПК «Панцирь-С1» на колесном шасси КамАЗ-6560 был принят на вооружение российской армии 16 ноября 2012 года распоряжением председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.

Высока фигура

Надо сказать, что военные встретили его без особого восторга. У КамАЗов с «Панцирями» на борту оказалась не такая, как хотелось, проходимость при движении по бездорожью, не говоря уже о конструктивных недоработках и качестве исполнения.

Кроме того, как отмечают специалисты в области зенитных вооружений, являясь высокими и узкими, эти боевые машины изначально имеют склонность к опрокидыванию. Даже у обычного грузового автомобиля платформа для полезной нагрузки расположена выше балки моста, выше узла подвески, выше рессоры. Это примерно 130 сантиметров. А у авто большой грузоподъемности типа КамАЗа данный показатель составляет все полтора метра. При этом центр массы у них расположен настолько высоко, что риск опрокидывания установки становится неоправданно высоким. Вторая проблема (вытекающая из первой) – это дорожные габариты.

Для того чтобы понять, как так получилось, обратимся к истории вопроса и напомним, что ЗРПК «Панцирь-С1» (по кодификации НАТО – SA-22 Greyhound) был разработан тульским государственным предприятием «Конструкторское бюро приборостроения» – КБП, которое сегодня входит в состав холдинга «Высокоточные комплексы».

Он предназначен для ближнего прикрытия важнейших гражданских и военных объектов, в том числе комплексов ПВО большой дальности типа С-300, а также подвижных частей и подразделений от всех современных и перспективных средств воздушного нападения. Кроме того, он может осуществлять защиту обороняемого объекта от наземных и надводных угроз.

В качестве базы для «Панциря» был взят уже состоящий на вооружении частей ПВО сухопутных войск ряда постсоветских стран (включая Беларусь) ЗРПК «Тунгуска». Однако, в отличие от последнего, новый комплекс был размещен на шасси автомобиля повышенной проходимости. Цель – удешевление комплекса, который, прежде всего, должен прикрывать тыловые объекты, а не войска в боевых порядках.

Опытный образец боевой машины ЗРПК «Панцирь» был создан и прошел испытания к 1994 году, а впервые показан широкой публике в августе 1995 года на авиасалоне МАКС-2005 в г. Жуковский. Однако в условиях обвального сокращения российской армией закупок военной техники войска ПВО и сухопутные войска не проявили к нему интереса.

MAN и КамАЗ – две большие разницы 

К продолжению работ по зенитному ракетно-пушечному комплексу «Панцирь» вернулись вновь лишь во второй половине 90-х годов, после того как им заинтересовались ОАЭ. В соответствии с требованиями заказчика характеристики ЗРПК были существенно улучшены, что практически привело к созданию новой системы. Одновременно были проработаны варианты установки комплекса на различных гусеничных (ГМ352-М1Е производства МТЗ) и колесных шасси (МЗКТ-7930, КамАЗ-6350, MAN и др.), а также размещение его в виде стационарного защищенного объектового комплекса ПВО.

В результате, исходя из пожеланий клиента, было решено, что все ЗРПК «Панцирь-С1» в ОАЭ будут поставляться на колесной платформе 8 х 8 фирмы MAN – MAN-SX45. В мае 2000 года КБП подписало с ОАЭ контракт на поставку 50 таких комплексов на общую сумму 734 млн. долларов США. В дальнейшем последовали другие зарубежные сделки на поставку нескольких десятков «Панцирей». Это позволило сохранить научно-производственный потенциал российских производителей.

А в 2012 году, как мы видели выше, эти ЗРПК, но уже на базе КамАЗ-6560, начали поступать на вооружение российской армии. И почти сразу зазвучали опасения специалистов относительно устойчивости установок, смонтированных на этих шасси. В качестве альтернативы предлагалось перейти на выпуск комплексов «Панцирь-С1» на гусеничном ходу.

И, как сообщил недавно замглавы холдинга «Высокоточные комплексы» Дмитрий Коноплев, модификация ЗРПК «Панцирь» на гусеничном ходу в ближайшее время будет принята на вооружение. Данная версия разрабатывается в интересах сухопутных и воздушно-десантных войск РФ. Но что делать с иностранными заказчиками, которые желают получить ЗРПК «Панцирь-С1» на колесном ходу, однако по финансовым соображениям не могут себе позволить дорогие шасси ведущих западных автомобильных фирм?

По мнению ряда экспертов, в таких случаях следовало бы пойти по пути разработчиков мобильных ЗРК «Тор» и «Бук», то есть использовать специальное корпусное шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-6922. Как в гусеничных машинах, аппаратно-приборный комплекс и экипаж находятся не сверху на шасси, а в нем. Это сокращает общую высоту боевой машины и резко уменьшает риск опрокидывания. И хотя корпус у МЗКТ-6922 чуть выше, чем у гусеничного шасси, оно имеет изменяемый клиренс. Что позволяет свободно проезжать под мостами и путепроводами, вписываться в железнодорожные габариты.

…Да кто ж ему даст!

Тем же клиентам, которые за более скромные деньги желают получить почти полный аналог ЗРПК «Панцирь-С1», закупленных ОАЭ, можно порекомендовать в качестве базы для их комплектов машину МЗКТ-6002 колесной формулы 8 x 8 из семейства унифицированных колесных шасси дорожного габарита МЗКТ-6001. Ее полная масса может достигать 34 000 кг при собственном весе 17 300 кг. Мощность двигателя – 540 л. с. + АКПП собственной разработки, максимальная скорость – 110 км/ч, запас хода – до 1000 км. Ключевой особенностью автомобиля является использование инновационной независимой регулируемой по высоте гидропневматической подвески.

Еще одной отличительной особенностью данных автомобилей являются каркасно-панельные кабины с высокой степенью эргономики, которые в зависимости от модификаций грузовика допускают возможность скрытого бронирования. Компоновка с установленным за кабиной двигателем предоставляет заказчику возможность широкого выбора силовых агрегатов и других комплектующих от любых мировых производителей.

Совокупность высокой проходимости, плавности хода и скорости движения по бездорожью, по мнению экспертов, делает шасси МЗКТ-6002 идеальным вариантом для размещения дорогостоящего и прихотливого оборудования, которое нуждается в повышенной мобильности: радиолокационных станций, противокорабельных ракетных систем «Бастион П», модернизированных реактивных систем залпового огня «Смерч», машин обеспечения разминирования «Скарабей» и, конечно же, зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С1».

(Впервые информация о том, что Минский завод колесных тягачей прорабатывает возможность размещения ЗРПК «Панцирь-С1» на своем шасси с колесной формулой 8 х 8, стала известна из статьи MZKT proposes vehicle family for missile applications в номере журнала Missiles & Rockets от 31 января 2013 года.)

Совокупность высокой проходимости, плавности хода и скорости движения по бездорожью, по мнению экспертов, делает шасси МЗКТ-6002 идеальным вариантом для размещения дорогостоящего и прихотливого оборудования, которое нуждается в повышенной мобильности.

Совокупность высокой проходимости, плавности хода и скорости движения по бездорожью, по мнению экспертов, делает шасси МЗКТ-6002 идеальным вариантом для размещения дорогостоящего и прихотливого оборудования, которое нуждается в повышенной мобильности.

Так что нет ничего удивительного в том, что именно четырехосный армейский внедорожник МЗКТ-6002, по мнению специалистов, стал одной из главных премьер и сенсаций на проходившем в июне нынешнего года в подмосковной Кубинке первом международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Однако хотелось бы остудить чрезмерный энтузиазм тех оптимистов, которые полагают, что теперь автомобилям семейства МЗКТ-6001 открыта широкая дорога не только на международный рынок, но и в российскую армию. «Шкурные» интересы и лоббизм никто не отменял.

Вот о чем говорится в одной из недавних публикаций российского отраслевого журнала «Новый оборонный заказ» (№ 5 (37)/2015): «Нужно ли России, находившейся во многих областях в зависимости от украинского ВПК, теперь впадать в зависимость от того же Минска? Политическая ситуация сейчас такова, что можно и «глазом не успеть моргнуть», как союзник начнет стремительно менять свои дружественные позиции. Поэтому приоритетом все же должно стать развертывание производства ключевых компонентов военной техники на территории России, даже если это дольше, труднее и дороже».

Правда, глава Администрации президента РФ Сергей Иванов в эксклюзивном интервью 19 октября для спецпроекта ТАСС «Первые лица» стремление к тотальному импортозамещению назвал «маразмом». «Мы не стремимся к тотальному импортозамещению. И отгораживаться от внешнего мира тоже не собираемся». При этом, по словам Иванова, России «не нужна имитация процесса для балды», когда товарная позиция появляется, но заметно уступает зарубежным аналогам.

Эти бы слова, как говорится, да богу в уши. Ну хотя бы тем российским чиновникам, которые будут подводить итоги тендеров на поставку автомобильной техники в Вооруженные силы РФ.

Тэги:

, , , , , ,

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар продолжил дешеветь на торгах на БВФБ 28 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,