Михаил Мясникович сообщил, что 5-е Всебелорусское народное собрание состоится. На нем обсудят результаты завершающейся пятилетки и рассмотрят программу социально-экономического развития на 2016-2020 годы, то есть на предстоящую пятилетку.

К слову, г-н Мясникович возглавил правительство в 2011 году, в самом начале прошлой пятилетки. В качестве премьера он не преуспел, то есть ничего из возложенных на него задач не выполнил. Предполагалось, что правительство обеспечит стратегию развития экономики, ее устойчивость перед внешними вызовами. Она же не смогла справиться даже с функциональными расстройствами имманентного свойства. С одной стороны, экономика страдала от чрезмерного роста в одних отраслях, с другой – отрасли, на рост которых надеялись, практически отказались расти.

Например, агропромышленный комплекс, выстроенный как цех для пополнения валютного запаса страны, де-факто обанкротился. Судите сами: экспорт продовольственных товаров в январе – июле 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в стоимостном выражении сократился с 2,5 до 2,2 млрд. USD (на 300 млн. USD) и составил 85%.

За этот же период импорт продовольственных товаров возрос с 1,8 до 2,2 млрд. USD (увеличился на 400 млн. USD) и составил 121%.

Впрочем, еще Давид Рикардо советовал критично подходить к балансу экспорта и импорта. По его мнению, страна должна продавать только конкурентоспособную продукцию, отказываться от использования отечественных плохих товаров в пользу качественного и дешевого импорта.

Сама жизнь диктует такое поведение. В Беларуси (хорошо это или плохо) не производят качественных автомобилей, поэтому белорусы покупают иномарки. А если бы было наоборот, то соседи-европейцы встали бы в очередь за белорусскими моделями с ирано-китайскими корнями.

Вообще, в экономике все перемешалось: статистика, мифология, реклама, кредо (личное убеждение, охватившее сознание масс), согласно которому Беларусь является страной, специализирующейся на производстве продукции животноводства. Поэтому от экспорта ее продукции ожидают постоянно растущих прибылей. Но растут только убытки.

Валютная выручка от экспорта молока уменьшилась за январь – июль на 130 млн. USD и составила 67,8% от объема прошлого года, колбасы – на 72 млн. USD (33% от объема прошлого года), говядины охлажденной – на 203 млн. USD (78,3% от объема прошлого года).

Все говорят: кризис. Мол, вполне могло быть хуже. Но лучше – нет. Ведь относительная компенсация ценовых потерь достигнута при помощи увеличения физических объемов поставок на 17%. Иными словами, объемы производства продукции сельского хозяйства стабилизировались, а вместе с тем и объемы экспорта. То есть «кредо» аграриев, которое обязывает их производить все больше, чтобы «кормить народ» и больше продавать за рубеж, нуждается в корректировке, с учетом того обстоятельства, что животноводство исчерпало свои производственные возможности, а также организационные, технологические, экономические.

Еще два года назад всем известный Петр Прокопович высказался на этот счет определенно. Мол, в производстве молока есть большие резервы. А мы уже два года топчемся на месте. Критично и самокритично. Как всегда – с той поры, когда в Беларуси появилась именно такая модель сельского хозяйства, ее всегда считали перспективной, но труднореализуемой. Аграрии больше топтались на месте, нежели шагали вперед.

Хоть им было стыдно, стране обидно, что советская колхозная корова дает молока меньше, чем голландская, французская или немецкая. Пробовали разные подходы к корове, и иногда успешно. Оказывалось, что не так уж все и сложно. Вот, например, что рассказывала одна доярка: «План продажи молока в этом году выполнили досрочно, выйдем по году на удой 3200 литров с коровы. Секрета в этом большого нет – просто стали заниматься выращиванием своих телочек от высокоудойных коров».

Вот как: бились с низкоудойными коровами за высокие удои, но игнорировали высокоудойных. А всего-то надо было сменить стадо. Всякие там технологические и организационные новшества (Лукашенко говорил, чтобы отказались доить молоко в ведро), но прежде всего требовалось обновить стадо. Задачу решили не полностью. Из 2,5 млн. коров половину отправили на бойню (совершили скачок по мясу), а оставленные оказались не такими уж и высокоудойными. В итоге надои не удвоились, как ожидалось, и отрасль отказалась наращивать производство до требуемого уровня. Грубо говоря, нарушилось соответствие количества и качества. Оказывается, достигнутый в молочном животноводстве уровень мог обеспечиваться только 2,5 млн. дойных коров.

А сейчас в наличии только 1,4 млн. коров, которые не демонстрируют европейской эффективности.

Ведь колхоз всегда остается колхозом: он способен освоить любые ресурсы, но на выходе вместо плюса всегда получается весомый минус. Это всем известная аксиома, признать которую наше правительство не решается. Потому что положительный ответ провоцирует нездоровый интерес публики к политике, которую они проводили. В такой ситуации чиновникам лучше бы промолчать, но предстоящий всенародный форум требует объяснений.

В том смысле, что народ интересуется: что это было и что будет?

Михаил Мясникович, который в прошедшую пятилетку хорошо потрудился в должности премьера, а нынче стал спикером парламента, пообещал, что официальная интерпретация достижений страны и народа и прогнозы социально-экономического развития, бюджета и денежно-кредитной политики разрабатываются и парламентариями, и учеными, и известными специалистами.

Теми же людьми, которые планировали текущую пятилетку. Многие из них стали специалистами по планированию еще при прежней власти. Когда власть требовала от плана «плановости», пропорциональности, сбалансированности, целесообразности, научности. С «научностью» и «целесообразностью» в планировании трудностей не было. Возникали осложнения со сбалансированностью. Упомянутое мною молочное животноводство – как его сбалансировать с прогнозными показателями экспорта? Ведь уже и Назарбаев, и Путин регулярно заявляют, что Лукашенко продает молочный продукт под видом молока.

То есть надо наращивать производство, на что и укажет новый план. А как?

Получается, никак. Вот «если бы мы, – как утверждал Петр Прокопович, – могли сегодня иметь 2,5 миллиона коров, как в 1992 году, и каждая корова давала бы 5 тысяч литров молока, у нас бы вообще сегодня никаких проблем в экономике не было».

Эта фраза заставляет задуматься о планировании прогнозных показателей. Например, не сразу, но за 7-10 лет можно восстановить поголовье коров, повысить удои до 5 тысяч, потратить на это много квалифицированного труда, денег, чтобы этот проект, возможно, заработал с прибылью.

Но это невозможно. Поскольку для работы с 1,5-миллионным стадом потребуется около 30 тыс. квалифицированных, дисциплинированных, трудолюбивых доярок, которых придется перевести на обещанную зарплату в размере 1000 долларов.

А таких доярок в современной деревне нет. Вымерли за ненадобностью.

Следовательно, новый план обречен на провал, как гарантированно проваливались предыдущие.

Наше правительство прагматично, но ему не хватает ощущения реальности. Оно не столько планирует свою деятельность, сколько устраивает препятствия на пути.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,