Андрис ОЗОЛС: мы для Беларуси являемся очень хорошим торговым партнером и рынком сбыта.

Андрис ОЗОЛС: мы для Беларуси являемся очень хорошим торговым партнером и рынком сбыта.

О приоритетах экономического сотрудничества Латвии и Беларуси, а также о проблемах, обусловленных введением Россией антисанкций, обозреватель БЕЛРЫНКА попросила рассказать директора Латвийского агентства инвестиций и развития Андриса ОЗОЛСА.

Господин Озолс принимал участие в открытии в Беларуси Дней Латвии «Taste Latvia – Адчуй Латвію», которые пройдут с 20 октября по 20 ноября.

– Латвийское агентство инвестиций и развития – это государственная институция с четко поставленной задачей: помогать латвийскому бизнесу на международной арене, находить партнеров там, где есть естественная тяга к сотрудничеству.

В случае с нашими соседями – Беларусью – эта тяга очень большая, причем в разных сферах. Одна из самых естественных сфер сотрудничества нашего бизнеса – это транзит и логистика. Так как у Беларуси нет своего выхода к морю, то получается, что Латвия и Литва являются естественным продолжением тех торговых путей, на перекрестке которых в свое время Беларусь и родилась. Понятно, что международная торговля для таких относительно небольших стран (здесь я говорю не только о Латвии, но и о Беларуси) – это не только неотъемлемая, но и обязательная составляющая их экономики.

– В связи с этим было бы интересно узнать, как Беларусь совместно с Латвией могут поучаствовать в проекте «Новый Шелковый путь»?

– Вокруг этого китайского проекта много мифов. Понятно, что никакую параллельную инфраструктуру, параллельные рельсы из Китая никто строить не будет – по крайней мере, сейчас об этом неизвестно. Значит, речь идет о том, как наладить транзит при уже существующей инфраструктуре. Очевидно, что на Шелковом пути никак не миновать Россию и Казахстан. А куда этот «хвостик» от длинного пути пойдет дальше: в эстонские, литовские или латвийские порты, – это работа также политическая: налаживание так называемых зеленых коридоров для упразднения административных, таможенных и других препятствий, чтобы были блок-поезда, которые регулярно ходят.

Уверен, что ни Китай, ни Казахстан, ни Россия не собираются складывать яйца в одну корзину и иметь только один выход соединения железнодорожных путей в направлении моря. Поэтому, думаю, наивно предположение, что 3 прибалтийские страны реально борются, кто же заберет себе китайский и казахский транзит. Так вопрос вообще не ставится.

Вопрос поставлен иначе: как качественно использовать существующую инфраструктуру и все прибалтийские порты как естественное продолжение железнодорожного соединения с дальнейшими перевозками и в Скандинавию, и в Западную Европу. При этом надо признать уникальность Латвии, Литвы и Эстонии, имеющих железнодорожную колею стандарта бывшего СССР, что является определенным козырем для перевозок из стран с таким же железнодорожным стандартом.

– Есть еще один инфраструктурный проект, который Латвия и Беларусь обсуждают достаточно давно. А в этом году Белорусская нефтяная компания и латвийская SIA Woodison Terminal подписали протокол о намерениях по развитию совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в Рижском порту. На каком этапе находится этот проект сейчас?

– Это нужно спросить у самих участников проекта. Если в Беларуси около 70% ВВП формируют компании, принадлежащие государству, то в Латвии основу экономики составляют преимущественно частные компании. Государство у нас играет значительно меньшую роль, чем в Беларуси. Порой это очень хорошо, а порой – ограничивает возможность господдержки, поскольку государство не имеет прямого права вмешиваться в бизнес.

– Обратила внимание, что в этом году заметно упал латвийский экспорт в Беларусь – на 17%. С чем это связано?

– Да, надо признать, что сейчас мы у вас больше покупаем, чем продаем в Беларуси. Мы покупаем белорусской продукции на 100 млн. евро больше, чем белорусы покупают наших товаров. Получается, что мы для Беларуси являемся очень хорошим торговым партнером и рынком сбыта. Так что нынешний визит нашей экономической миссии в Беларусь – это в том числе и стремление достичь симметрии в торговле между нашими странами.

С другой стороны. Вот с финнами мы торгуем больше чем на 1 млрд. евро, а с белорусами – всего лишь на 600 млн. евро. Думаю, нам есть к чему стремиться. Верю, что наша торговля с белорусами обязательно будет расти, невзирая ни на какие санкции, хотя введенные РФ ограничения больно ударили по латвийскому бизнесу.

Но, надо признать, несмотря на политические искусственные ограничения, предприниматели России и Беларуси, а также потребители этих стран знают и любят нашу продукцию. Это наши шпроты, черный бальзам, изделия мясной и молочной продукции. То же касается и латышей: мы тоже любим качественную белорусскую продукцию.

Поэтому сегодня наша задача – напомнить о Латвии вот таким прекрасным способом, когда страну представят деятели культуры, выдающиеся дизайнеры, повара, а в ваших магазинах с поддержкой белорусской стороны будут размещены латвийские товары…

– На латвийско-белорусском бизнес-форуме член правления Rietumu Ренат Локомет обратил внимание на важность защиты иностранных инвестиций в Беларуси. Он отметил, что инвестиционный климат в Беларуси хороший, но есть определенные нюансы, которые мешают прямому инвестированию или кредитованию в дальнейшее развитие бизнеса в стране. Что это за нюансы?

– Он прокомментировал ситуацию с банковской точки зрения. Мы тесно сотрудничаем с белорусским НАИП (Национальное агентство инвестиций и приватизации. – Прим. Т. М.), у нас нет проблемных вопросов. Опять же, сейчас в Беларуси работает 355 компаний с латвийским капиталом, а в Латвии – более 2000 компаний с белорусским капиталом. Цифры говорят сами за себя.

Другое дело, если бы Беларусь, как и Латвия, была членом ВТО, то эта платформа позволила бы бизнесу двух стран работать более понятно и эффективно. Когда страна демонстрирует одинаковое отношение к международной торговле, не имеет лоббированных тарифов – от этого есть экономическая выгода для всех сторон.

– То есть латвийские предприниматели не жалуются вам, что в Беларуси проблематично вести бизнес?

– Нам они не жалуются. Не хочу искусственно искать проблему там, где ее нет. Считаю, что намного больший урон взаимному бизнесу нанесли недавние изменения в курсах валют, утрата покупательной способности в РФ, а также проблемы в Украине – латвийский бизнес очень пострадал из-за ситуации в Украине.

Куда больше бизнес в России сузился из-за изменения курса валют, нежели из-за санкций. Ведь санкции коснулись лишь 5% продаваемой Латвией в Россию продукции. Не хочу, конечно же, уменьшить урон, которые санкции несут международной торговле, но искусственно концентрироваться на санкциях как основном ограничении нашей торговли – это однозначно ошибка.

Невзирая на санкции, мы активно участвуем в международных выставках в России, в том числе пищевой и другой продукции. Потому что 95% общей продаваемой нами корзины товаров имеем право продавать в РФ. Нас как агентство как-то упрекнули: почему мы участвуем в московской выставке, если нас ограничивают в продажах. Наш ответ: мы не хотим своим решением дополнительно расширять влияние санкций и продавать меньше. Это было бы ошибкой.

– В ходе Дней Латвии в Беларуси прозвучало, что Беларусь достаточно взвешенно отнеслась к российским антисанкциям и осталась хорошим партнером для латвийских компаний пищевой продукции – помогла им сохранить прежние рынки и освоить новые.

– Не хотел бы подливать масла в огонь, сказав, что Беларусь или Казахстан ведут себя в этом вопросе совсем по-другому, нежели Россия. Понятно, что основной источник ограничений – это Россия, а так как вы находитесь с РФ в одном таможенном и экономическом пространстве, то косвенно это ограничивает продукцию, продаваемую Латвией в Беларуси. Тем не менее, мне кажется, что желание белорусов покупать латвийскую продукцию, очевидно.

Для справки
Согласно статданным Латвии, в первом полугодии 2015 года объем экспорта латвийских товаров в Беларусь снизился на 17% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года – до 72,4 млн. евро. Объем импорта белорусских товаров в Латвию увеличился на 7% и составил 168 млн. евро.
В 2014 году торговый оборот товаров и услуг Латвии и Беларуси составил 565,4 млн. евро. Беларусь занимает 12-е место среди важнейших партнеров Латвии по внешней торговле. Объем экспорта товаров и услуг в Беларусь в прошлом году составил 212 млн. евро (1,5% от общего объема экспорта Латвии), объем импорта товаров и услуг – 353,5 млн. евро (2,4% объема импорта Латвии). По данным на 1 октября 2015 года, в Латвии зарегистрировано 2215 предприятий с белорусским капиталом, объем их инвестиций в основной капитал составил 21,4 млн. евро.
Латвия экспортирует в Беларусь в основном продукцию химической и пищевой промышленности, машины и механизмы, транспортные услуги (воздушный, автотранспорт), туристические, коммерческие услуги (строительные, информационные, компьютерные), услуги связи и хозяйственной деятельности.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,