23.10.2015, 8:25
Андрис Озолс: «Бизнесу куда больший урон нанес обвал российского рубля, нежели санкции»
Андрис ОЗОЛС: мы для Беларуси являемся очень хорошим торговым партнером и рынком сбыта.
О приоритетах экономического сотрудничества Латвии и Беларуси, а также о проблемах, обусловленных введением Россией антисанкций, обозреватель БЕЛРЫНКА попросила рассказать директора Латвийского агентства инвестиций и развития Андриса ОЗОЛСА.
Господин Озолс принимал участие в открытии в Беларуси Дней Латвии «Taste Latvia – Адчуй Латвію», которые пройдут с 20 октября по 20 ноября.
– Латвийское агентство инвестиций и развития – это государственная институция с четко поставленной задачей: помогать латвийскому бизнесу на международной арене, находить партнеров там, где есть естественная тяга к сотрудничеству.
В случае с нашими соседями – Беларусью – эта тяга очень большая, причем в разных сферах. Одна из самых естественных сфер сотрудничества нашего бизнеса – это транзит и логистика. Так как у Беларуси нет своего выхода к морю, то получается, что Латвия и Литва являются естественным продолжением тех торговых путей, на перекрестке которых в свое время Беларусь и родилась. Понятно, что международная торговля для таких относительно небольших стран (здесь я говорю не только о Латвии, но и о Беларуси) – это не только неотъемлемая, но и обязательная составляющая их экономики.
– В связи с этим было бы интересно узнать, как Беларусь совместно с Латвией могут поучаствовать в проекте «Новый Шелковый путь»?
– Вокруг этого китайского проекта много мифов. Понятно, что никакую параллельную инфраструктуру, параллельные рельсы из Китая никто строить не будет – по крайней мере, сейчас об этом неизвестно. Значит, речь идет о том, как наладить транзит при уже существующей инфраструктуре. Очевидно, что на Шелковом пути никак не миновать Россию и Казахстан. А куда этот «хвостик» от длинного пути пойдет дальше: в эстонские, литовские или латвийские порты, – это работа также политическая: налаживание так называемых зеленых коридоров для упразднения административных, таможенных и других препятствий, чтобы были блок-поезда, которые регулярно ходят.
Уверен, что ни Китай, ни Казахстан, ни Россия не собираются складывать яйца в одну корзину и иметь только один выход соединения железнодорожных путей в направлении моря. Поэтому, думаю, наивно предположение, что 3 прибалтийские страны реально борются, кто же заберет себе китайский и казахский транзит. Так вопрос вообще не ставится.
Вопрос поставлен иначе: как качественно использовать существующую инфраструктуру и все прибалтийские порты как естественное продолжение железнодорожного соединения с дальнейшими перевозками и в Скандинавию, и в Западную Европу. При этом надо признать уникальность Латвии, Литвы и Эстонии, имеющих железнодорожную колею стандарта бывшего СССР, что является определенным козырем для перевозок из стран с таким же железнодорожным стандартом.
– Есть еще один инфраструктурный проект, который Латвия и Беларусь обсуждают достаточно давно. А в этом году Белорусская нефтяная компания и латвийская SIA Woodison Terminal подписали протокол о намерениях по развитию совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в Рижском порту. На каком этапе находится этот проект сейчас?
– Это нужно спросить у самих участников проекта. Если в Беларуси около 70% ВВП формируют компании, принадлежащие государству, то в Латвии основу экономики составляют преимущественно частные компании. Государство у нас играет значительно меньшую роль, чем в Беларуси. Порой это очень хорошо, а порой – ограничивает возможность господдержки, поскольку государство не имеет прямого права вмешиваться в бизнес.
– Обратила внимание, что в этом году заметно упал латвийский экспорт в Беларусь – на 17%. С чем это связано?
– Да, надо признать, что сейчас мы у вас больше покупаем, чем продаем в Беларуси. Мы покупаем белорусской продукции на 100 млн. евро больше, чем белорусы покупают наших товаров. Получается, что мы для Беларуси являемся очень хорошим торговым партнером и рынком сбыта. Так что нынешний визит нашей экономической миссии в Беларусь – это в том числе и стремление достичь симметрии в торговле между нашими странами.
С другой стороны. Вот с финнами мы торгуем больше чем на 1 млрд. евро, а с белорусами – всего лишь на 600 млн. евро. Думаю, нам есть к чему стремиться. Верю, что наша торговля с белорусами обязательно будет расти, невзирая ни на какие санкции, хотя введенные РФ ограничения больно ударили по латвийскому бизнесу.
Но, надо признать, несмотря на политические искусственные ограничения, предприниматели России и Беларуси, а также потребители этих стран знают и любят нашу продукцию. Это наши шпроты, черный бальзам, изделия мясной и молочной продукции. То же касается и латышей: мы тоже любим качественную белорусскую продукцию.
Поэтому сегодня наша задача – напомнить о Латвии вот таким прекрасным способом, когда страну представят деятели культуры, выдающиеся дизайнеры, повара, а в ваших магазинах с поддержкой белорусской стороны будут размещены латвийские товары…
– На латвийско-белорусском бизнес-форуме член правления Rietumu Ренат Локомет обратил внимание на важность защиты иностранных инвестиций в Беларуси. Он отметил, что инвестиционный климат в Беларуси хороший, но есть определенные нюансы, которые мешают прямому инвестированию или кредитованию в дальнейшее развитие бизнеса в стране. Что это за нюансы?
– Он прокомментировал ситуацию с банковской точки зрения. Мы тесно сотрудничаем с белорусским НАИП (Национальное агентство инвестиций и приватизации. – Прим. Т. М.), у нас нет проблемных вопросов. Опять же, сейчас в Беларуси работает 355 компаний с латвийским капиталом, а в Латвии – более 2000 компаний с белорусским капиталом. Цифры говорят сами за себя.
Другое дело, если бы Беларусь, как и Латвия, была членом ВТО, то эта платформа позволила бы бизнесу двух стран работать более понятно и эффективно. Когда страна демонстрирует одинаковое отношение к международной торговле, не имеет лоббированных тарифов – от этого есть экономическая выгода для всех сторон.
– То есть латвийские предприниматели не жалуются вам, что в Беларуси проблематично вести бизнес?
– Нам они не жалуются. Не хочу искусственно искать проблему там, где ее нет. Считаю, что намного больший урон взаимному бизнесу нанесли недавние изменения в курсах валют, утрата покупательной способности в РФ, а также проблемы в Украине – латвийский бизнес очень пострадал из-за ситуации в Украине.
Куда больше бизнес в России сузился из-за изменения курса валют, нежели из-за санкций. Ведь санкции коснулись лишь 5% продаваемой Латвией в Россию продукции. Не хочу, конечно же, уменьшить урон, которые санкции несут международной торговле, но искусственно концентрироваться на санкциях как основном ограничении нашей торговли – это однозначно ошибка.
Невзирая на санкции, мы активно участвуем в международных выставках в России, в том числе пищевой и другой продукции. Потому что 95% общей продаваемой нами корзины товаров имеем право продавать в РФ. Нас как агентство как-то упрекнули: почему мы участвуем в московской выставке, если нас ограничивают в продажах. Наш ответ: мы не хотим своим решением дополнительно расширять влияние санкций и продавать меньше. Это было бы ошибкой.
– В ходе Дней Латвии в Беларуси прозвучало, что Беларусь достаточно взвешенно отнеслась к российским антисанкциям и осталась хорошим партнером для латвийских компаний пищевой продукции – помогла им сохранить прежние рынки и освоить новые.
– Не хотел бы подливать масла в огонь, сказав, что Беларусь или Казахстан ведут себя в этом вопросе совсем по-другому, нежели Россия. Понятно, что основной источник ограничений – это Россия, а так как вы находитесь с РФ в одном таможенном и экономическом пространстве, то косвенно это ограничивает продукцию, продаваемую Латвией в Беларуси. Тем не менее, мне кажется, что желание белорусов покупать латвийскую продукцию, очевидно.
Для справки
Согласно статданным Латвии, в первом полугодии 2015 года объем экспорта латвийских товаров в Беларусь снизился на 17% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года – до 72,4 млн. евро. Объем импорта белорусских товаров в Латвию увеличился на 7% и составил 168 млн. евро.
В 2014 году торговый оборот товаров и услуг Латвии и Беларуси составил 565,4 млн. евро. Беларусь занимает 12-е место среди важнейших партнеров Латвии по внешней торговле. Объем экспорта товаров и услуг в Беларусь в прошлом году составил 212 млн. евро (1,5% от общего объема экспорта Латвии), объем импорта товаров и услуг – 353,5 млн. евро (2,4% объема импорта Латвии). По данным на 1 октября 2015 года, в Латвии зарегистрировано 2215 предприятий с белорусским капиталом, объем их инвестиций в основной капитал составил 21,4 млн. евро.
Латвия экспортирует в Беларусь в основном продукцию химической и пищевой промышленности, машины и механизмы, транспортные услуги (воздушный, автотранспорт), туристические, коммерческие услуги (строительные, информационные, компьютерные), услуги связи и хозяйственной деятельности.
Читайте также:
- Торговля через мобильное приложение не нарушает законодательство РБ — МАРТ
- Комитет госконтроля проверяет крупные торговые сети: слишком много импорта
- В 2021 году рубль может девальвироваться не менее трех раз
- В период кризиса белорусские банки сократили поддержку населения
- Кто заплатил за стабильность белорусских финансов?