Украинцы просят белорусов помочь создать цивилизованный рынок автомобильного топлива в Украине

Ассоциация «Объединение операторов рынка нефтепродуктов» Украины обратилась с просьбой к белорусской стороне помочь в борьбе с фальсификатом. Она просит внести этот вопрос в повестку белорусско-украинской межправкомиссии.

Это предложение, прозвучавшее как сигнал отчаяния и полной безнадежности справиться с проблемой в одиночку, озвучил президент ассоциации Леонид Косянчук 24 сентября в Минске на III международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница».

Украина потеряла свою нефтепереработку безвозвратно

Производство нефтепродуктов в Украине находится «в жутком упадке», рассказал Л. Косянчук. За последние 10 лет объем производства нефтепродуктов в стране сократился в 10 раз. А могло ли быть иначе, «если из 6 НПЗ в стране работает полтора завода?», с горечью заметил он.

Причина упадка украинских НПЗ кроется в истории их приватизации. В свое время Украина продала крупные НПЗ поставщикам сырья – российским компаниям. Но когда Европа приняла стандарты топлива евро-4 и евро-5, оказалось, что украинские заводы к ним не готовы. Правительство страны дало владельцам 3 года, чтобы провести модернизацию, в противном случае пообещало найти для них новых собственников.

«Оказалось, что легче купить совесть государственного чиновника, чем заниматься модернизацией заводов. Новые собственники не хотели тратить на это деньги. Компании «Лукойл» и ТНК-ВР пытались что-то сделать, но даже они, имея такой потенциал, не справились с задачей», – отметил Л. Косянчук.

В результате, по его словам, нефтепереработка в Украине практически уничтожена: «без права на восстановление». Это, естественно, не может не радовать белорусских поставщиков нефтепродуктов – и прежде всего Мозырский НПЗ (расположен практически на границе с Украиной).

Но хотя Украина и осталась без собственной нефтепереработки, «особой трагедии в этом нет», заметил Л. Косянчук, «исключая разве то, что теперь мы вынуждены создавать добавочную стоимость на чужих территориях». Дефицита топлива на украинском рынке нет – это открытый, высококонкурентный и диверсифицированный рынок. Сейчас топливо в Украину поставляют компании из более 10 стран.

Главный бич – теневой рынок

Основные проблемы украинского топливного рынка кроются прежде всего в росте теневого рынка, который с одинаковой силой бьет как по рынку, его легальным игрокам, так и по госказне.

Пик развития нелегального топливного рынка в Украине отмечался в 2012-2013 годах и резко снизился в первой половине 2014 года. Но к концу 2014 года рынок вновь захлестнула контрабанда.

В целом в 2014 году теневой рынок топлива оценивался в Украине в 20% (около 1,5 млн. тонн). В 2015 году усилиями правительства удалось перекрыть основные каналы контрабандных поставок топлива. С рынка вынуждена была уйти компания ВЕТЭК, подконтрольная близкому к семье бывшего президента Украины Виктора Януковича олигарху Сергею Курченко, которая благодаря поддержке сверху за несколько лет выросла в главного топливного трейдера Украины. Причем, как утверждают украинские СМИ, значительная часть поставок ВЕТЭК была контрабандой.

«Контрабандному топливу был нанесен серьезный удар, в том числе благодаря усилиям Саакашвили (экс-президент Грузии Михаил Саакашвили 30 мая 2015 года был назначен губернатором Одесской области. – Прим. Т. М.)», – отметил Л. Косянчук. Но, по его словам, вслед за этим «возбудился» рынок фальсификата.

«В кризисное время правительство Украины повысило налоги на топливо. Но если налоги высокие, а контроля на рынке нет, это толкает развитие нелегального сектора», – заключил эксперт.

Из-за снижения покупательной способности (за последнее время гривна упала в 4 раза) внутренний рынок автомобильного топлива в Украине потерял, по официальным оценкам, около 20% потребителей. Очевидцы говорят, что если раньше среднестатистический украинец заправлял целый бак своего авто, то сейчас покупает топливо «на сумму», например, 100 гривен.

Л. Косянчук считает, что на самом деле потребление нефтепродуктов в Украине на 20% не упало. Эта цифра фигурирует потому, что государство мониторит лишь легальный сектор. Фактически же, по его мнению, падение составило около 10%. Часть потребителей перешли на фальсифицированное топливо (причем бензин, в отличие от дизтоплива, больше подвержен фальсификату), а часть – на потребление сжиженного газа.

См. также: Сергей КУЮН: «Украинские владельцы авто массово переходят на сжиженный газ»

А поскольку автогаз в Украине в 3 раза дешевле бензина, потребительский спрос быстро переключился на этот вид топлива. Причем в этом направлении сейчас стал активно развиваться и теневой рынок.

«Сегодня теневой рынок демпингует примерно 2-3 гривны на литр, – теневикам хватает и на маржу, и на штрафы. Ведь продавцы фальсификата и контрабанды не платят налогов, и это открывает широкое поле для подкупа чиновников. Что касается потребителя, то он не думает о качестве, главное для него – цена», – отмечает Л. Косянчук.

По оценкам эксперта, около 10-12% украинских потребителей перешли на покупку нелегального топлива.

Страдают цивилизованные поставщики

Эксперты говорят, что украинский рынок топлива сегодня напоминает такую картину: есть одно поле, на котором одна команда играет в футбол, а вторая – в волейбол.

При этом доля контрабандного топлива на украинском рынке сейчас снижается, а теневой рынок пополняют кустарные производители. «Сейчас это бомба замедленного действия. Если не принять меры, скоро каждый второй литр топлива и на рынке сжиженного газа будет нелегальным», – говорит Л. Косянчук.

По оценкам экспертов, в 2014 году украинские кустарные производители стали вторыми по величине поставщиками бензина на рынок (поставили 670 тыс. тонн), едва не догнав лидера в лице белорусов (760 тыс. тонн).

При этом никто не питает иллюзий, что с нелегальным производством можно быстро справиться. Рост цен на топливо, отсутствие налогов и контроля со стороны Государственной фискальной службы и других контролирующих органов – все это питательная среда для контрабанды. Потери госбюджета от недобранных с «левого» бензина акцизов и НДС в 2014 году оцениваются в 5 млрд. гривен.

По официальным данным Госстатистики Украины, за первое полугодие 2015 года Украина потребила около 1,124 млн. тонн бензина. Собственное производство составило 305 тыс. тонн, следовательно, остальные 819 тыс. тонн – импорт. Однако, как утверждают эксперты, через таможню прошло только 705 тыс. тонн бензина. Откуда взялись еще 114 тыс. тонн (а это – почти 10% рынка)?

По мнению экспертов, этот «бензин» был произведен в Украине на легальных и нелегальных предприятиях путем смешения компонентов моторного топлива. Кроме того, статистика не учитывает продажу поддельного бензина «мимо кассы». А это – реакция на введение с января 2015 года 5-процентного сбора с розничных продаж подакцизных товаров.

По экспертным оценкам, размер теневого рынка бензина в Украине в первом полугодии можно оценить минимум в 275 тыс. тонн, а за весь год на рынке будет около 550 тыс. тонн нелегальных нефтепродуктов, вследствие чего госказна потеряет до 8 млрд. гривен.

Очевидно, что потери несет и крупнейший поставщик автомобильного топлива в Украину – БНК-Украина (дочернее предприятие ЗАО «Белорусская нефтяная компания», спецэкспортер белорусских нефтепродуктов). По данным украинских экспертов, в прошлом году более трети украинцев использовали белорусский бензин, более половины – дизтопливо.

Согласно данным консалтинговой компании UPECO, в 2014 году в Украину было импортировано около 6,8 млн. тонн светлых нефтепродуктов, из которых около 2 млн. тонн составили бензины и около 4,8 млн. тонн – дизтопливо. Это около 75% всего топлива, потребляемого Украиной. Больше всего поставила Беларусь – 49% всего импорта. Для сравнения: Россия ввезла 16,4% импорта, Литва – 14,7%. Среди поставщиков были также Румыния, Польша, Венгрия, Греция, Израиль и даже Финляндия.

Вот почему украинская ассоциация операторов рынка нефтепродуктов ждет от БНК активной позиции в выстраивании цивилизованного рынка в Украине.

«Усилия по борьбе с фальсификатом требуют совместной помощи белорусско-украинской межправительственной комиссии. Надеюсь, что совместными усилиями нам удастся достучаться до властных структур и создать условия для добросовестной конкуренции на внутреннем рынке Украины», – заявил Л. Косянчук.

Для справки
Налоговые новации топливного рынка Украины
В результате изменений в Налоговый кодекс, вступивших в силу в январе 2015 года, новый размер акциза для бензинов составляет 202 евро за тонну (ранее – 198), для сжиженного пропана или пропан-бутана – 50 евро за тонну (ранее – 44). Появился акциз на альтернативные виды топлива (99 евро/тонна) и сжиженный природный газ (6 евро/тонна). Также появился дополнительный акциз с оборота в размере 5%, который распространяется на бензин и дизельное топливо, топливо моторное альтернативное, биодизель, сжиженный газ. Акциз добавил к цене каждого литра 1 гривну. Акциз рассчитывается исходя из розничной цены плюс НДС. То есть если сумма в чеке составляет без НДС 100 гривен, то к ней прибавляется 20 гривен НДС и уже сверху налагается акциз.

Для справки
5 признаков поддельного бензина в Украине (экспертные оценки)
1.
Цена ниже рыночной на 2-3 и более гривны. Учитывая, что прибыль легальных производителей после уплаты налогов составляет 2-3 гривны, этого не может быть: А-95 должен стоить 18-18,5 гривны, а не 15-16 гривен и менее.

2. АЗС расположена в неприметном месте: промзоне, гаражном кооперативе, нет «Уголка потребителя» либо он не оформлен, персонал отказывается сообщить информацию о происхождении топлива и предоставить сертификат качества, хотя должен это сделать.

3. Топливо пахнет не бензином, а имеет резкий «химический» запах.

4. Цвет бензина должен быть светло-желтым или зеленоватым, а не желтовато-коричневым, налитый в емкость бензин – прозрачным, а не мутным.

5. Если капнуть бензином из заправочного пистолета или канистры на руку, чистый продукт быстро испаряется и сушит кожу, а не размазывается жирным пятном – это знак примеси дизтоплива.

Тэги:

, , ,

С 2023 года изменится порядок уплаты взносов в ФСЗН для ИП

Лукашенко подписан закон о внесении поправок в законы по вопросам государственного социального страхования», которые вступят в силу с 2023 года. «Начиная с 2023 года, индивидуальные предприниматели, также как и все остальные категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в бюджет фонда, в период нахождения в трудовых отношениях будут обязаны уплачивать взносы в бюджет фонда»,

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 5 декабря

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 3 октября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар и евро продолжили дорожать на торгах на БВФБ 19 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия