• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Украинцы просят белорусов помочь создать цивилизованный рынок автомобильного топлива в Украине

Ассоциация «Объединение операторов рынка нефтепродуктов» Украины обратилась с просьбой к белорусской стороне помочь в борьбе с фальсификатом. Она просит внести этот вопрос в повестку белорусско-украинской межправкомиссии.

Это предложение, прозвучавшее как сигнал отчаяния и полной безнадежности справиться с проблемой в одиночку, озвучил президент ассоциации Леонид Косянчук 24 сентября в Минске на III международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница».

Украина потеряла свою нефтепереработку безвозвратно

Производство нефтепродуктов в Украине находится «в жутком упадке», рассказал Л. Косянчук. За последние 10 лет объем производства нефтепродуктов в стране сократился в 10 раз. А могло ли быть иначе, «если из 6 НПЗ в стране работает полтора завода?», с горечью заметил он.

Причина упадка украинских НПЗ кроется в истории их приватизации. В свое время Украина продала крупные НПЗ поставщикам сырья – российским компаниям. Но когда Европа приняла стандарты топлива евро-4 и евро-5, оказалось, что украинские заводы к ним не готовы. Правительство страны дало владельцам 3 года, чтобы провести модернизацию, в противном случае пообещало найти для них новых собственников.

«Оказалось, что легче купить совесть государственного чиновника, чем заниматься модернизацией заводов. Новые собственники не хотели тратить на это деньги. Компании «Лукойл» и ТНК-ВР пытались что-то сделать, но даже они, имея такой потенциал, не справились с задачей», – отметил Л. Косянчук.

В результате, по его словам, нефтепереработка в Украине практически уничтожена: «без права на восстановление». Это, естественно, не может не радовать белорусских поставщиков нефтепродуктов – и прежде всего Мозырский НПЗ (расположен практически на границе с Украиной).

Но хотя Украина и осталась без собственной нефтепереработки, «особой трагедии в этом нет», заметил Л. Косянчук, «исключая разве то, что теперь мы вынуждены создавать добавочную стоимость на чужих территориях». Дефицита топлива на украинском рынке нет – это открытый, высококонкурентный и диверсифицированный рынок. Сейчас топливо в Украину поставляют компании из более 10 стран.

Главный бич – теневой рынок

Основные проблемы украинского топливного рынка кроются прежде всего в росте теневого рынка, который с одинаковой силой бьет как по рынку, его легальным игрокам, так и по госказне.

Пик развития нелегального топливного рынка в Украине отмечался в 2012-2013 годах и резко снизился в первой половине 2014 года. Но к концу 2014 года рынок вновь захлестнула контрабанда.

В целом в 2014 году теневой рынок топлива оценивался в Украине в 20% (около 1,5 млн. тонн). В 2015 году усилиями правительства удалось перекрыть основные каналы контрабандных поставок топлива. С рынка вынуждена была уйти компания ВЕТЭК, подконтрольная близкому к семье бывшего президента Украины Виктора Януковича олигарху Сергею Курченко, которая благодаря поддержке сверху за несколько лет выросла в главного топливного трейдера Украины. Причем, как утверждают украинские СМИ, значительная часть поставок ВЕТЭК была контрабандой.

«Контрабандному топливу был нанесен серьезный удар, в том числе благодаря усилиям Саакашвили (экс-президент Грузии Михаил Саакашвили 30 мая 2015 года был назначен губернатором Одесской области. – Прим. Т. М.)», – отметил Л. Косянчук. Но, по его словам, вслед за этим «возбудился» рынок фальсификата.

«В кризисное время правительство Украины повысило налоги на топливо. Но если налоги высокие, а контроля на рынке нет, это толкает развитие нелегального сектора», – заключил эксперт.

Из-за снижения покупательной способности (за последнее время гривна упала в 4 раза) внутренний рынок автомобильного топлива в Украине потерял, по официальным оценкам, около 20% потребителей. Очевидцы говорят, что если раньше среднестатистический украинец заправлял целый бак своего авто, то сейчас покупает топливо «на сумму», например, 100 гривен.

Л. Косянчук считает, что на самом деле потребление нефтепродуктов в Украине на 20% не упало. Эта цифра фигурирует потому, что государство мониторит лишь легальный сектор. Фактически же, по его мнению, падение составило около 10%. Часть потребителей перешли на фальсифицированное топливо (причем бензин, в отличие от дизтоплива, больше подвержен фальсификату), а часть – на потребление сжиженного газа.

См. также: Сергей КУЮН: «Украинские владельцы авто массово переходят на сжиженный газ»

А поскольку автогаз в Украине в 3 раза дешевле бензина, потребительский спрос быстро переключился на этот вид топлива. Причем в этом направлении сейчас стал активно развиваться и теневой рынок.

«Сегодня теневой рынок демпингует примерно 2-3 гривны на литр, – теневикам хватает и на маржу, и на штрафы. Ведь продавцы фальсификата и контрабанды не платят налогов, и это открывает широкое поле для подкупа чиновников. Что касается потребителя, то он не думает о качестве, главное для него – цена», – отмечает Л. Косянчук.

По оценкам эксперта, около 10-12% украинских потребителей перешли на покупку нелегального топлива.

Страдают цивилизованные поставщики

Эксперты говорят, что украинский рынок топлива сегодня напоминает такую картину: есть одно поле, на котором одна команда играет в футбол, а вторая – в волейбол.

При этом доля контрабандного топлива на украинском рынке сейчас снижается, а теневой рынок пополняют кустарные производители. «Сейчас это бомба замедленного действия. Если не принять меры, скоро каждый второй литр топлива и на рынке сжиженного газа будет нелегальным», – говорит Л. Косянчук.

По оценкам экспертов, в 2014 году украинские кустарные производители стали вторыми по величине поставщиками бензина на рынок (поставили 670 тыс. тонн), едва не догнав лидера в лице белорусов (760 тыс. тонн).

При этом никто не питает иллюзий, что с нелегальным производством можно быстро справиться. Рост цен на топливо, отсутствие налогов и контроля со стороны Государственной фискальной службы и других контролирующих органов – все это питательная среда для контрабанды. Потери госбюджета от недобранных с «левого» бензина акцизов и НДС в 2014 году оцениваются в 5 млрд. гривен.

По официальным данным Госстатистики Украины, за первое полугодие 2015 года Украина потребила около 1,124 млн. тонн бензина. Собственное производство составило 305 тыс. тонн, следовательно, остальные 819 тыс. тонн – импорт. Однако, как утверждают эксперты, через таможню прошло только 705 тыс. тонн бензина. Откуда взялись еще 114 тыс. тонн (а это – почти 10% рынка)?

По мнению экспертов, этот «бензин» был произведен в Украине на легальных и нелегальных предприятиях путем смешения компонентов моторного топлива. Кроме того, статистика не учитывает продажу поддельного бензина «мимо кассы». А это – реакция на введение с января 2015 года 5-процентного сбора с розничных продаж подакцизных товаров.

По экспертным оценкам, размер теневого рынка бензина в Украине в первом полугодии можно оценить минимум в 275 тыс. тонн, а за весь год на рынке будет около 550 тыс. тонн нелегальных нефтепродуктов, вследствие чего госказна потеряет до 8 млрд. гривен.

Очевидно, что потери несет и крупнейший поставщик автомобильного топлива в Украину – БНК-Украина (дочернее предприятие ЗАО «Белорусская нефтяная компания», спецэкспортер белорусских нефтепродуктов). По данным украинских экспертов, в прошлом году более трети украинцев использовали белорусский бензин, более половины – дизтопливо.

Согласно данным консалтинговой компании UPECO, в 2014 году в Украину было импортировано около 6,8 млн. тонн светлых нефтепродуктов, из которых около 2 млн. тонн составили бензины и около 4,8 млн. тонн – дизтопливо. Это около 75% всего топлива, потребляемого Украиной. Больше всего поставила Беларусь – 49% всего импорта. Для сравнения: Россия ввезла 16,4% импорта, Литва – 14,7%. Среди поставщиков были также Румыния, Польша, Венгрия, Греция, Израиль и даже Финляндия.

Вот почему украинская ассоциация операторов рынка нефтепродуктов ждет от БНК активной позиции в выстраивании цивилизованного рынка в Украине.

«Усилия по борьбе с фальсификатом требуют совместной помощи белорусско-украинской межправительственной комиссии. Надеюсь, что совместными усилиями нам удастся достучаться до властных структур и создать условия для добросовестной конкуренции на внутреннем рынке Украины», – заявил Л. Косянчук.

Для справки
Налоговые новации топливного рынка Украины
В результате изменений в Налоговый кодекс, вступивших в силу в январе 2015 года, новый размер акциза для бензинов составляет 202 евро за тонну (ранее – 198), для сжиженного пропана или пропан-бутана – 50 евро за тонну (ранее – 44). Появился акциз на альтернативные виды топлива (99 евро/тонна) и сжиженный природный газ (6 евро/тонна). Также появился дополнительный акциз с оборота в размере 5%, который распространяется на бензин и дизельное топливо, топливо моторное альтернативное, биодизель, сжиженный газ. Акциз добавил к цене каждого литра 1 гривну. Акциз рассчитывается исходя из розничной цены плюс НДС. То есть если сумма в чеке составляет без НДС 100 гривен, то к ней прибавляется 20 гривен НДС и уже сверху налагается акциз.

Для справки
5 признаков поддельного бензина в Украине (экспертные оценки)
1.
Цена ниже рыночной на 2-3 и более гривны. Учитывая, что прибыль легальных производителей после уплаты налогов составляет 2-3 гривны, этого не может быть: А-95 должен стоить 18-18,5 гривны, а не 15-16 гривен и менее.

2. АЗС расположена в неприметном месте: промзоне, гаражном кооперативе, нет «Уголка потребителя» либо он не оформлен, персонал отказывается сообщить информацию о происхождении топлива и предоставить сертификат качества, хотя должен это сделать.

3. Топливо пахнет не бензином, а имеет резкий «химический» запах.

4. Цвет бензина должен быть светло-желтым или зеленоватым, а не желтовато-коричневым, налитый в емкость бензин – прозрачным, а не мутным.

5. Если капнуть бензином из заправочного пистолета или канистры на руку, чистый продукт быстро испаряется и сушит кожу, а не размазывается жирным пятном – это знак примеси дизтоплива.

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Средства ПВО: простой ответ на сложный вопрос

Предприятия ВПК Беларуси разрабатывают средства противодействия ударным малогабаритным беспилотным летательным аппаратам. Практически сразу после атаки дронов и крылатых ракет хуситов на НПЗ Саудовской Аравии в СМИ началась полемика на тему защиты от кустарно изготовленных БПЛА и таких же крылатых ракет. Из которой однозначно следовал вывод о том, что на сцене появился очень серьезный противник для

Прогноз курса рубля на неделю 23-27 сентября

Возможно изменение курса доллара на БВФБ на доли процента как в сторону уменьшения, так и роста. В понедельник 23 сентября курс может подняться на доли процента. Прогнозируемого обвала курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не произошло, однако средневзвешенный курс американской валюты все же снизился, хотя и всего на 0,5% – до 2,0412

Фольксваген выпускает первый народный электромобиль

Автомобильный концерн Volkswagen на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне представил свой первый серийный электромобиль, созданный на собственной платформе, который, как надеются в концерне, станет третьим народным автомобилем после «Жука» и «Гольфа». Модель называется ID.3. Ее запас хода в зависимости от батареи составляет от 330 до 550 км. Автомобиль действительно, будет сравнительно дешев: в базовой комплектации с пробегом в 330 км он

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в