Белорусские коммерческие банки в августе получили рекордную прибыль в объеме 1,7 трлн. BYR, а по итогам года они могут выйти на второе место по чистой прибыли среди отраслей экономики Беларуси.

Судя по этим данным, может возникнуть впечатление, что банки смогли найти какой-то чудесный рецепт лекарства от кризиса и, чего доброго, смогут обеспечить подъем во всей стране. Однако если внимательно проанализировать ситуацию в банковской системе, то и там можно обнаружить кризисные явления, которые не позволят банкам стать локомотивом белорусской экономики.

Банки приспособились к постоянному кризису

В январе – августе текущего года белорусские коммерческие банки (без учета Банка развития) получили, по данным Нацбанка, 4,6 трлн. BYR чистой прибыли, что превысило результат 8 месяцев прошлого года (4,4 трлн. BYR). И это еще без учета Банка развития, который только по итогам первого полугодия текущего года получил чистую прибыль в размере 400,9 млрд. BYR. Кроме того, следует учесть и убытки Дельта Банка, которые, по данным за I квартал текущего года, составляли 602,1 млрд. BYR. То есть реальная прибыль всех банков страны за указанный период времени выше названной Нацбанком суммы для коммерческих банков не менее чем на 1 трлн. BYR.

Но основной причиной столь значительного подъема прибыли в августе оказалось увеличение рублевого эквивалента прибыли, получаемой в иностранной валюте, что объясняется значительным ослаблением белорусского рубля по отношению к доллару США и евро. Прибыль за август оказалась даже выше, чем в декабре 2014 года, когда была осуществлена девальвация белорусского рубля.

Тем не менее столь высокая прибыльность в условиях кризиса кажется довольно удивительной. Впрочем, у этого явления есть причины, которые кроются в особенностях белорусской банковской системы, на удивление хорошо приспособившейся к состоянию постоянного финансового кризиса в стране. Способа защиты у банков два.

Кредиты в белорусских рублях выдаются под крайне высокие ставки, под гарантии государства, поэтому в случае неплатежеспособности кредитополучателя банк ничего не теряет, так как все потери ему компенсирует правительство. Таким финансированием занимаются в основном государственные банки.

А частные банки защищают свой бизнес тем, что предпочитают предоставлять кредиты в иностранной валюте и с хорошими гарантиями или под надежные проекты.

Поэтому и получается, что проблемы у предприятий мало отражаются на состоянии коммерческих банков.

Впрочем, говорить, что кризис не оказал никакого отрицательного воздействия, нельзя. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, выросла до 6,73% на 1 сентября 2015 года с 4,65% на 1 сентября 2014 года. А ведь государственные банки передали часть своих проблемных активов Банку развития.

В валовом выражении проблемные активы коммерческих банков на 1 сентября достигли 27,1 трлн. BYR. При этом их нормативный капитал составил 76,4 трлн. BYR. Данный капитал формируется в белорусских рублях, рост курсов иностранных валют не приводит к его увеличению, а ослабление белорусского рубля ведет к убыткам банков (в долларовом выражении). Поэтому даже сравнительно высокая прибыль в среднем по банковской системе не обеспечивает рентабельность деятельности банков, защищающей от инфляции.

Так, рентабельность нормативного капитала коммерческих банков на 1 сентября 2015 года составила 6,94%. Это даже ниже темпов инфляции, составившей за указанный период 9,2%, не говоря уже о темпах ослабления белорусского рубля против доллара и евро.

То есть коммерческие банки в среднем в текущем году не смогли сохранить свой капитал, не то что заработать. С этой точки зрения полученная ими прибыль вовсе не является высокой, более того, так как она не обеспечивает воспроизводство капитала, можно считать, что банки также находятся в состоянии кризиса. А прибыли банков кажутся высокими только на фоне других отраслей экономики, где дела идут еще хуже. То есть банковского чуда на самом деле нет.

Страхование почти удвоило прибыль

Статистических данных о прибыли за январь – август по отраслям белорусской экономики еще нет, а по итогам января – июля коммерческие банки занимали третье место по величине чистой прибыли, составившей 3 трлн. BYR. Но, судя по темпам ее роста, к концу года они имеют хорошие шансы оказаться вторыми.

На первом месте вполне ожидаемо оказалась промышленность. Ее чистая прибыль в январе – июле текущего года даже выросла по сравнению с январем – июлем 2014 года на 17,5% и достигла 15,6 трлн. BYR. Но этот рост обеспечили всего несколько предприятий-экспортеров за счет увеличения рублевого эквивалента валютной части прибыли.

На втором месте оказался транспорт, где прибыль выросла на 42,5% и достигла 4,4 трлн. BYR. Причина роста и в данном случае, по-видимому, также объясняется увеличением рублевого эквивалента валютной выручки транспортных предприятий, занятых в сфере международных перевозок.

Настоящая катастрофа в текущем году постигла торговлю, в которой чистая прибыль за январь – июль сократилась примерно на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 2,8 трлн. BYR. Это очень серьезные потери, особенно если учесть, что сумма чистого убытка в убыточных торговых организациях выросла в 3,1 раза и достигла 1,8 трлн. BYR. То есть девальвация рубля, административное сдерживание цен и борьба с импортом крайне негативно сказались на состоянии торговых предприятий. Белорусская торговля недополучила за 7 месяцев текущего года около 2,2 трлн. BYR прибыли. Впрочем, белорусские торговцы почему-то особенно не жалуются.

Все более заметной становится роль в экономике Беларуси финансовой деятельности (без учета банков и страховых компаний). В ней чистая прибыль за январь – июль выросла на 29,7% – до 242,5 млрд. BYR. Рост прибыли в сфере финансов связан, возможно, с установлением контроля над этой сферой деятельности со стороны Нацбанка, что наверняка дисциплинировало участников финансового рынка.

А страховые компании вообще сумели добиться самого лучшего результата среди отраслей Беларуси, увеличив свою чистую прибыль за рассматриваемый период в 1,8 раза – до 496,1 млрд. BYR. Но в данной сфере основную часть прибыли получают государственные компании, занимающие монопольное положение на рынке. Так, государственная Белорусская национальная перестраховочная организация увеличила свою чистую прибыль в 3,1 раза – до 106,4 млрд. BYR.

Как бы то ни было, в целом финансовый сектор Беларуси смотрится удивительно хорошо на фоне других отраслей экономики РБ. Но локомотивом экономики он не станет, так как его прибыль слишком мала для того, чтобы удовлетворить потребности страны в инвестициях. К тому же если кризис затянется, то прибыль банковского сектора вполне может сократиться, так как ставки по кредитам будут снижаться, а медленный рост экономики не позволит банкам компенсировать падение процентных доходов за счет наращивания объемов и количества финансовых операций. Так что финансовая сфера Беларуси не вытянет экономику из кризиса, как это происходило в отдельные периоды времени в других странах, например в США.

См. также: Беларусь вступила в валютные войны: Нацбанк возобновил управление курсом рубля

Тэги:

, , , ,

На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ

Александр Лукашенко 1 октября подписал указы № 384, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2025 год, и № 385 о целевых показателях денежно-кредитной политики на 2025 год. Указ №384 устанавливает параметры роста: ВВП — 4,1% ; экспорт товаров и услуг — на 5,4%, рост инвестиций — 7,8% рост реальных располагаемых денежных доходов населения

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 26 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Raiffeisen Bank продал свою долю в белорусском Приорбанке инвестору из ОАЭ

Австрийская банковская группа Raiffeisen Bank International (RBI) продала свою долю в белорусском Приорбанке.  В начале 2024 года Raiffeisen Bank International AG сообщал, что намерен продать 87,74% своих акций в ОАО «Приорбанк» и его дочерних компаниях инвестору из ОАЭ Soven 1 Holding Limited. 20 сентября Прирбанк распространил пресс-релиз, в котором говорится о заключении договора купли-продажи. Сумма

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 23 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,