14.10.2015, 8:28
Международные финансовые организации подтолкнут развитие государственно-частного партнерства в Беларуси
Белорусский парламент в ускоренном режиме принимает закон о государственно-частном партнерстве, который несколько лет не мог попасть даже в повестку дня. Причина – международные финансовые организации выразили желание профинансировать в качестве пилотных семь инфраструктурных проектов, которые входят в Национальный инфраструктурный план. Их реализация начнется уже в следующем году.
В результате оценки правительством и местными властями потребностей страны в инфраструктуре, которые были озвучены в процессе создания Национального инфраструктурного плана, в 2016-2030 годах потребности Беларуси в новой инфраструктуре оцениваются в 60 млрд. долларов. Планируемый объем затрат в бюджете на инфраструктуру в два раза ниже.
Выходом для Беларуси может стать форма государственно-частного партнерства, когда государство в сотрудничестве с бизнесом реализовывает значимые инфраструктурные проекты без перенапряжения бюджета. Контракт ГЧП предполагает, что частный партнер создает и в течение оговоренного договором срока эксплуатирует инфраструктурный объект, за что получает из бюджета фиксированные платежи. По истечении срока контракта объект переходит в собственность государства. Прибыль частник получает за счет того, что умеет администрировать работу объекта лучше, чем государственные структуры. В Европе есть примеры, когда в сотрудничестве государства и частного бизнеса строятся и эксплуатируются школы, административные здания, в Швейцарии в форме ГЧП функционирует тюрьма.
В список приоритетных проектов ГЧП вошли реконструкция автомобильной дороги М-10: граница Российской Федерации – Гомель – Кобрин, строительство магистральной автодороги в Гомеле с учетом строительства моста через реку Сож и пяти путепроводов, строительство Бешенковичской ГЭС на реке Западная Двина, строительство мусоросжигающего завода в Бобруйске, капитальный ремонт с реставрацией и реконструкцией под гостиничный комплекс здания казармы на Кобринском укреплении Брестской крепости с воссозданием и приспособлением под гостиничные функции расположенного там же Бригитского монастыря, строительство детских дошкольных учреждений в регионах Минской области, реконструкция комплекса зданий УЗ «Городская клиническая больница № 3» города Гродно.
Проекты по строительству детсадов и реконструкции больницы в Гродно анализировал эксперт Виталий Максимов, председатель совета директоров консалтинговой компании ЗАО «Транспроект Групп». «Оба проекта подходят для применения по принципам государственно-частного партнерства. Сейчас надо вести дальнейшую работу с частным инвестором по этим проектам», – заявил В. Максимов. По его словам, объем инвестиций в один проект составит несколько десятков, в другой – несколько сотен миллионов долларов.
«Ключевые направления развития инфраструктуры у нас сегодня – это проекты, связанные с дорожным строительством, социальной инфраструктурой, инфраструктурой жилищно-коммунального хозяйства», – заявил первый заместитель министра экономики Александр Заборовский. Главная задача – объединить государственные ресурсы, ресурсы частного сектора и ресурсы крупных международных институтов, которые содействуют развитию инфраструктуры, для того чтобы решить инфраструктурные проблемы, которые есть в регионах, и не снизить в будущем инфраструктурную насыщенность экономики в целом.
«Главная задача Национального инфраструктурного плана – привлечение частного бизнеса, создание «окна возможностей» для частного бизнеса для работы в сфере крупных проектов», – заявил Заборовский. Замминистра сообщил, что для реализации у правительства имеется три инфраструктурных пакета: 7 пилотных проектов ГЧП, 100 самых необходимых проектов, которые отобрали госорганы и регионы в общем объеме около 3 млрд. долларов, и собственно Национальный инфраструктурный план. Все эти проекты будут интегрированы в перспективные планы развития страны.
Топ-100 объектов инфраструктуры включает 48% объектов социальной инфраструктуры, 15% – транспортной, 12% – ЖКХ, 10% – энергетической, 15% – прочих объектов инфраструктуры. По объемам инвестиций более всего инвестиций – 37% – запланировано на транспортную инфраструктуру, 28% – на социальную, 22% – на энергетическую, 10% – на ЖКХ, 3% инвестиций – на прочую инфраструктуру.
Читайте также:
- ЕС замораживает инвестпомощь для Беларуси
- По объему привлечения ПИИ в 2019 году на прогнозные показатели не вышли — Румас
- Лукашенко смутил президента ЕБРР Чакрабарти, предложив назвать дорогу в Беларуси его именем
- Форум польских инвесторов проходит в Минске
- Правительство подписало кредитное соглашение с ЕБРР на беспрецедентную сумму