• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Действия белорусских чиновников по совершенствованию налогового законодательства в последнее время напоминают работу средневековых алхимиков. Как и алхимики, пытавшиеся сделать невозможное, то есть получить золото из обычных металлов, белорусские чиновники пытаются в условиях кризиса, вопреки экономическим законам, добиться роста поступлений в бюджет без увеличения налоговых ставок. И если о реальных успехах средневековых алхимиков достоверно мало что известно, то белорусские чиновники вполне преуспели в поиске новых экзотических способов формирования бюджета.

Стопроцентные нарушители

Первым шагом в процессе привлечения дополнительных поступлений в бюджет стало упрощение процедуры проведения налоговых проверок. В целях борьбы с теневой экономикой с 1 января 2013 года вступил в силу Указ президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).

Преследуя, в принципе, правильные цели, такие как борьба с теневой экономикой, Указ № 488 создал плохую для бизнеса, но хорошую для проверяющих органов правовую базу. В условиях современного экономического кризиса этот указ предоставил им дополнительный источник поступлений в бюджет.

Благодаря Указу № 488 на практике сложилась довольно простая схема проведения налоговых проверок, основанная на существующей в контролирующих органах и постоянно пополняющейся базе лжепредпринимательских структур. После выявления любой лжепредпринимательской структуры у налоговых органов появляется список ее контрагентов, которые по сложившейся правоприменительной практике Указа № 488 фактически являются нарушителями налогового законодательства.

В дальнейшем указанный список контрагентов лжепредпринимательской структуры может быть использован налоговыми органами при выборе объекта плановой проверки или для направления письма с просьбой о добровольной уплате налогов. Выбор способа использования полученной информации о контрагентах зависит в первую очередь от суммы сделок и от времени проведения последней налоговой проверки на предприятии.

Если налоговая проверка проводилась более трех лет назад либо сумма договора с лжепредпринимательской структурой, по мнению налоговых органов, существенна, то назначается плановая налоговая проверка. При этом в ходе проверки сверяется список контрагентов проверяемой организации с имеющимся у налоговых органов списком лжепредпринимательских структур. Каждое такое совпадение из двух списков фактически означает дополнительные доначисления в бюджет налогов и штрафных санкций, так как доказать правомерность сделки практически невозможно.

См. также: Проект-2016: хождение по мукам налогового администрирования

По сложившейся правоприменительной практике, наличие договорных отношений с лжепредпринимательской структурой уже само по себе является нарушением закона. Логика контролирующих органов заключается в том, что если вся деятельность лжепредпринимательской организации является незаконной, то незаконна и деятельность ее контрагентов по этим договорам, несмотря на то что при этом контрагенты могут добросовестно платить налоги.

Например, в чем виновато предприятие, если оно купило товар и добросовестно исполнило все свои обязательства, в том числе и по уплате налогов? В ответе ли оно за своего контрагента, который продал товар, но не уплачивал налоги и поэтому был признан лжепредпринимательской структурой?

Еще более странной выглядит ситуация, когда товар продают организации, которую в дальнейшем признают лжепредпринимательской структурой. Добросовестное предприятие, помимо уплаты всех налогов по сделке (НДС и налога на прибыль), по мнению контролеров, должно уплатить с поступивших денежных средств еще и налог на прибыль, как с дополнительных внереализационных доходов.

Двойное налогообложение добросовестного налогоплательщика тем более странно, что при реализации товаров (работ, услуг) он фактически исполняет все свои налоговые обязательства вне зависимости от действий контрагента, и при этом никакой минимизации налоговых обязательств у продавца не происходит. Фактически пункт 1.11.2 является избыточным по отношению к бизнесу и напрямую противоречит названию Указа № 488, так как не связан с минимизацией налоговых обязательств.

Вредность существующей правоприменительной практики по Указу № 488 для бизнеса очевидна, как очевидна и его польза для контролирующих органов, получивших упрощенный механизм привлечения дополнительных поступлений в бюджет. Все аргументы в защиту Указа № 488, основанные на возможности защиты своих прав в судах, несостоятельны по одной существенной причине.

Доказать свою правоту добросовестный налогоплательщик может только через свидетельские показания. При этом, когда речь идет о десятках однотипных сделок, как это обычно происходит в оптовой торговле, то вспомнить все обстоятельства сделки, особенно если прошел какой-то период времени, любому свидетелю невозможно. В ситуации отсутствия стопроцентных свидетельских показаний решения принимаются в пользу государственного бюджета.

Государству трудно представить себе ситуацию, когда один из контрагентов действительно был добросовестным налогоплательщиком. На выяснение всех обстоятельств сделки необходимы время и желание, которого у контролеров, к сожалению, нет. Вопреки положениям пункта 1.10 Указа № 488, у нас сложилась правоприменительная практика, при которой не контролирующие органы доказывают отсутствие факта совершения хозяйственной операции, а бизнес пытается доказать свою добросовестность.

При этом в попытке упрощенного пополнения бюджета в рамках Указа № 488 контролирующие органы пошли на такую выдумку, как направление писем предприятиям с просьбой о добровольной уплате налогов по сделкам, которые налоговые органы считают сомнительными. Посылая письма, налоговые органы не только не утруждают себя сбором доказательств, но и напрямую нарушают законодательство, так как, согласно пункту 1.10 Указа № 488, контролирующие органы должны доказать факт нарушения законодательства, чего в письмах нет. Сам факт договорных отношений с лжепредпринимательской структурой не является нарушением законодательства, а может являться лишь основанием для проведения проверки на предмет выявления нарушения законодательства.

Направляя письма предприятиям, налоговые органы сами фактически нарушают пункты 1.1 и 1.2 статьи 82 Налогового кодекса. Они не только не действуют в строгом соответствии с законодательством, но и некорректно ведут себя с налогоплательщиками, предполагая их виновность без наличия существенных доказательств. Такое пренебрежение к законодательству связано с чувством безнаказанности государственных органов, которые никто (даже суд) не осудит в их борьбе с «лжепредпринимателями» за дополнительные поступления в бюджет. В целях пополнения бюджета все средства хороши.

Волшебный НДС

Вторым дополнительным источником поступлений средств в бюджет стал НДС. В последние годы чиновники практически ежегодно поднимали вопрос о повышении ставки НДС, но встречали противодействие со стороны бизнеса. Не имея возможности повысить ставки НДС, чиновники стали «совершенствовать» порядок налоговых вычетов по НДС.

Начало его «совершенствованию» было положено в июле 2014 года с принятием Указа президента Республики Беларусь № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения» (далее – Указ № 361). Именно в этом указе было применено белорусское новшество, позволившее увеличить поступления в бюджет без увеличения налоговой ставки. Простой сдвиг на 90 дней сроков принятия к вычету НДС по импортным внешнеэкономическим операциям позволил дополнительно привлечь в бюджет в IV квартале 2014 года порядка 4 трлн. рублей. Временный характер Указа № 361 – до 31 декабря 2014 года – позволял предположить, что государство откажется от такого странного порядка пополнения бюджета за счет ограничения прав налогоплательщиков в 2015 году.

К сожалению, интересы государственного бюджета оказались сильнее интересов бизнеса. 26 февраля 2015 года Указом президента Республики Беларусь № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость» данная норма, за небольшим исключением – для импорта из стран Евразийского экономического союза, была продлена до 31 декабря 2015 года. Указ вступил в силу задним числом – с 1 января 2015 года – и в очередной раз показал бизнесу, что любое временное решение, выгодное для государства, в нашей правовой системе вполне может приобрести постоянный характер. В связи с этим в условиях продолжающегося экономического кризиса данная норма налогового законодательства с большой долей вероятности будет сохранена и в 2016 году.

Похоже, манипуляции с порядком налоговых вычетов по НДС настолько понравились чиновникам, что с 2016 года они решили вернуться к забытым с 2010 года счетам-фактурам для подтверждения факта вычета входного НДС. При этом с учетом накопленного опыта порядок применения счетов-фактур решили модернизировать и расширить.

Так, в проекте Налогового кодекса на 2016 год предлагается использовать счета-фактуры для подтверждения вычетов не только по работам и услугам, как практиковалось до 2010 года, но и для подтверждения налоговых вычетов при покупке товаров. При этом не совсем понятной становится роль товарно-транспортных накладных в форме бланков строгой отчетности. Если раньше бланки строгой отчетности товарно-транспортных накладных, по мнению государства, гарантировали добросовестность и прозрачность торговых операций, то с началом применения счетов-фактур для подтверждения вычета НДС при реализации товаров применение старой формы бланков строгой отчетности товарно-транспортных накладных становится избыточным и бессмысленным.

См. также: Новый налоговый контроль

Вторым новшеством проекта по применению счетов-фактур в 2016 году является использование электронной их формы. При этом все электронные счета-фактуры должны быть зарегистрированы на портале информационного ресурса Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Фактически речь идет о том же дополнительном налоговом контроле над документами, подтверждающими вычет НДС. Только налоговый контроль будет осуществляться не по старинке – с помощью бланков строгой отчетности, а по-новому: с помощью электронных информационных технологий.

Не оценивая креативность чиновников в использовании новых информационных технологий, остановимся лишь на тех трудностях, с которыми столкнутся добросовестные налогоплательщики. Во-первых, фактически появляется новый электронный документ, который необходим для вычета НДС. Данный документ нужно будет каким-то образом учитывать в бухгалтерском и налоговом учете, соответственно, возрастет нагрузка на бухгалтеров в вопросе оформления дополнительного документооборота. При этом на крупных предприятиях потребуется нанимать нового человека в штат для правильного ведения учета электронных счетов-фактур.

Фактически государство предлагает бизнесу вести электронную форму книги покупок, в которой будут аккумулироваться электронные же счета-фактуры. По факту мы возвращаемся к обязательности ведения книги покупок, так как без учета электронных счетов-фактур в книге покупок принять к вычету НДС правильно будет весьма проблематично.

Во-вторых, правильность составления нового электронного документа будет зависеть не только от продавца товаров (работ, услуг), но и от правильности работы налогового портала. И здесь возникает несколько существенных вопросов. Каким образом можно будет исправлять ошибки в счетах-фактурах или же они не подлежат исправлению? Очевидно, что любой человек может ошибаться, в том числе и человек, выписывающий электронные счета-фактуры. Соответственно, от механизма исправления ошибок зависят возможные потери бизнеса при исчислении и уплате НДС в части налоговых вычетов.

Вторым и, пожалуй, основным вопросом является возможность государства обеспечить эффективное и бесперебойное функционирование портала, ответственного за выписку счетов-фактур. Именно возможность оформления счетов-фактур в реальном времени без задержек является основным фактором, при котором бизнесу не будет нанесен ущерб от указанного нововведения.

В случае если налоговый портал по каким-либо причинам будет недоступен, бизнес потеряет возможность оформления счетов-фактур, а соответственно, и принятия к вычету НДС. При этом данная проблема коснется каждого налогоплательщика, уплачивающего НДС, и речь может идти о тысячах предприятий и триллионах рублей потерь для бизнеса и, соответственно, о таких же суммах дополнительных поступлений в бюджет.

Видимо, именно на это и рассчитаны нововведения, предлагаемые чиновниками. Судя по более раннему опыту введения электронного декларирования, для его эффективной работы требуется время. При этом оценить это время достоверно практически невозможно. Если в случае с электронным декларированием подключение к электронным услугам шло постепенно и в добровольном порядке, то в данной ситуации речь идет об обязательной процедуре для всех плательщиков НДС.

Соответственно, с большой долей вероятности можно предположить, что если указанные нововведения будут приняты с 1 января 2016 года без какого-либо переходного периода, то бизнес столкнется с серьезными финансовыми трудностями. Любой сбой в работе налогового портала (а он вполне вероятен и практически неизбежен в начале его деятельности, судя по опыту прошлых нововведений) может привести к невозможности принятия к вычету НДС, а соответственно – к росту налоговой нагрузки по НДС. В зависимости от вида хозяйственной деятельности в худшем случае можно прогнозировать рост налоговой нагрузки по НДС до 10% выручки предприятия. В условиях экономического кризиса дополнительный рост налоговой нагрузки может привести к банкротству части бизнеса, являющегося плательщиками НДС.

См. также: Налоговые игры. Особенная часть

В этой связи для сохранения бизнеса уже сегодня важно просчитать и спрогнозировать возможные потери от нововведения по счетам-фактурам по НДС. Важно учитывать, что даже при самых благоприятных условиях чиновники вряд ли смогут наладить эффективную бесперебойную работу налогового портала выписки счетов-фактур в течение первого полугодия 2016 года, а соответственно, именно в этом периоде возможны наибольшие потери для бизнеса в виде дополнительных отчислений НДС в бюджет.

Если бы чиновники, вносящие предложения по электронному документообороту счетов-фактур, понимали всю глубину и суть проблем, связанных с возможностью перепадов подключения к Интернету, а также с десятками, а может быть, и сотнями тысяч обращений на портал ежедневно, то они, наверное, отказались бы от этой откровенно вредной для бизнеса идеи. Хотя возможно, что формирование дополнительных доходов бюджета любыми средствами важнее интересов бизнеса, и поэтому для поставленной цели все средства хороши.

Единственным теоретическим оправданием ведения счетов-фактур в электронном виде является возможность выявления лжепредпринимательских структур на начальной стадии их работы. В теории для этого достаточно будет сверить налоговые декларации предприятия с выписанными им же счетами-фактурами на реализацию товаров (работ, услуг), чтобы выявить их ошибки при начислении НДС. Но это – только в теории, а что же будет на практике?

Для того чтобы достичь вышеуказанной цели, необходимо сочетание следующих факторов:

1) наличие хорошего программного обеспечения, позволяющего отслеживать все хозяйственные операции;

2) наличие нового, постоянно модернизируемого (с учетом постоянно растущего объема информации) компьютерного оборудования;

3) наличие высококвалифицированных специалистов, способных работать с большими массивами информации и знающими особенности налогового законодательства;

4) наличие эффективной методики, позволяющей выявлять подозрительные предприятия для осуществления оперативного контроля.

Ничего этого в настоящее время у государства нет. При этом достаточно быстро при наличии хорошего бюджетного финансирования можно решить только второй вопрос. Для эффективной работы остальных составляющих вышеуказанной схемы нужно длительное время и наличие высококвалифицированного интеллектуального ресурса.

Последнее возможно только в присутствии хорошего бюджетного финансирования, что в условиях экономического кризиса практически невозможно, и наработанных методик налоговых проверок, чего тоже фактически нет. Тот, кто хоть раз столкнулся с налоговой проверкой, знает ее основные подходы: это проверка до первого нарушения с затратами минимального количества времени. Этого недостаточно для выявления нарушений на начальной стадии, а соответственно, вся вышеуказанная схема возможного применения электронных счетов-фактур в контрольной деятельности налоговых органов в настоящее время на практике не реализуема.

Поэтому очевидно, что введение электронных счетов-фактур по НДС будет направлено только на дополнительное искусственное пополнение бюджета. Дополнительные доходы бюджета будет основаны на ошибках в работе налогового портала или налогоплательщиков при оформлении электронных счетов-фактур на этапе внедрения нововведения. Очевидно одно: реальной экономической необходимости введения электронных счетов-фактур по НДС, за исключением краткосрочного искусственного пополнения бюджета, в 2016 году нет.

Обобщая анализ вышеизложенных действующих и планируемых изменений налогового законодательства, следует отметить, что вся указанная налоговая «алхимия» направлена против добросовестных налогоплательщиков. Именно добросовестные налогоплательщики, которые продолжают работать и платить в бюджет налоги, несмотря на экономический кризис, будут вынуждены выполнять все вышеперечисленные, зачастую экономически не обоснованные, требования. Для минимизации теневой экономики важны только законы, улучшающие, а не ухудшающие условия ведения бизнеса. Усложнение налогового законодательства лишь стимулирует рост теневой экономики.

Поэтому депутаты и государственные чиновники, принимающие налоговые законы, должны думать в первую очередь о добросовестном бизнесе, а не пытаться придумывать новые схемы налогового администрирования, которые не будут иметь никакого эффекта для борьбы с теневой экономикой, а только создадут проблемы для добросовестных налогоплательщиков, увеличив их налоговую нагрузку и ухудшив их условия ведения бизнеса. Может, пора задуматься не о дополнительных экзотических способах пополнения бюджета, а о рациональном и эффективном использовании существующих государственных финансов?

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Президент США хочет девальвировать доллар, Беларуси придется ответить

Чтобы поддержать экономику США перед президентскими выборами 2020 года, Дональд Трамп может прибегнуть к девальвации доллара посредством  проведения валютных интервенций. Это будет настоящая мировая валютная война, в которой жители Беларуси окажутся в числе пострадавших. Дональд Трамп еще 3 июля текущего года в твиттере написал, что Китай и Европа занимаются масштабными валютными манипуляциями и вливают деньги

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

В поисках альтернативы устаревшей либеральной идее

Жить двойной жизнью способны не только герои остросюжетных кинофильмов, но и политические режимы, претендующие на собственный путь развития. Подобные режимы принято называть «имитационными». Их лидеры периодически решаются на публичное осуждение «либеральной идеи» (вспомним июньское интервью Путина газете The Financial Times: «Есть современная так называемая либеральная идея, она, по-моему, себя просто изжила окончательно»). Но осуждать что-либо

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.