12.10.2015, 8:18
Незамеченный визит Порошенко в Астану
Специально для БЕЛРЫНОК
9 октября состоялся первый официальный визит президента Украины Петра Порошенко в Казахстан. СМИ обеих стран уделили должное внимание этому событию, а вот в Москве и Минске его как бы не заметили. Видимо, в одной столице этому помешала сирийская война, где сегодня активно участвуют российские ВВС и ВМС. Об этом круглосуточно «бомбят» телезрителей федеральные телеканалы. А в Минске власти всецело поглощены освещением мероприятия под названием «президентские выборы» с предсказуемым результатом. Так что, надо полагать, обоим партнерам по ЕАЭС нет времени обращать внимание на событие, которое произошло в Казахстане – их третьем партнере.
А тем временем в ходе встречи Н. Назарбаев и П. Порошенко обсудили наиболее актуальные вопросы двусторонних отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество. Также были рассмотрены приоритетные направления взаимодействия в угольной промышленности, транспортно-логистической сфере, агропромышленном комплексе и в других областях. В связи с этим вряд ли случайным представляется прозвучавшее почти синхронно со встречей в Астане заявление министра по торговле Евразийской экономической комиссии о том, что «имплементация обязательств Казахстана по участию в ВТО потребует специальных решений по импорту в ЕАЭС ряда товаров, входящих в группу «высокого риска». Как и Украина, Казахстан уже практически принят в ВТО. А Беларусь, как выяснилось, туда не спешит.
Внешне демонстративное невнимание к встрече Назарбаева и Порошенко вызывает удивление еще и потому, что главы государств обмениваются мнениями не только по ключевым аспектам международной повестки дня, но и по поводу реализации Минских договоренностей. К своему имиджу «посредника» и «миротворца» Лукашенко относится весьма чутко и ревностно, он постоянно помнит, как Назарбаев предложил себя как еще одну сторону за столом переговоров по Украине – внешне нейтральную.
«Я тот честный менеджер, который никакую сторону не поддерживает, нейтральный, и может какую-то лепту внести. Это добрая воля», – подчеркнул Назарбаев, будучи в декабре 2014 года с визитом в Киеве.
Как известно, примерно тогда в Киев приезжал и Лукашенко. Волноваться было о чем. Ведь политический вес, доверие в мире к Назарбаеву больше, чем к его белорусскому коллеге. И последующий блиц-визит «нормандской четверки» в Минск эту разницу не устранил. Более того, публичные комментарии, которые сделал в Сочи Лукашенко, усомнившись в компетентности Назарбаева в вопросах производства молока, могли усилить определенную межличностную напряженность между ними. Все же на Востоке почтенный возраст испокон веков свято чтут.
Представляется вероятным, что неожиданное отсутствие в Гродно на недавнем премьерском заседании участников ЕАЭС премьера Казахстана Карима Масимова также воспринимается как отсутствие должного взаимопонимания в ЕАЭС. Кстати, именно премьер Масимов когда-то первым публично поведал в своем твиттере о приоритетности правил ВТО в ЕАЭС. У тогдашних белорусского и российского премьеров Мясниковича и Путина твиттера не было. И вообще, как известно, Путин ни мобильником, ни твиттером не пользуется. Видимо, о такой приоритетности забыл и Лукашенко, когда разразился откровениями насчет ВТО.
А вот его украинский коллега во время встречи в Астане с премьером Масимовым поздравил Казахстан с завершением переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию.
«Запуск зоны свободной торговли Украины с Европейским Союзом с 1 января 2016 года и членство Казахстана в ВТО создадут дополнительные возможности для усиления торгово-экономического сотрудничества между нашими странами», – подчеркнул Порошенко.
А президент РК в свою очередь отметил, что в сотрудничестве с Украиной Казахстан будет придерживаться Соглашения о зоне свободной торговли, подписанного в рамках Содружества Независимых Государств. Нечто иное в адрес Украины можно было услышать от Дмитрия Медведева, который пригрозил последствиями в зоне свободной торговли СНГ в случае запуска ЗСТ с ЕС.
Примечательно и то, что собеседники обменялись опытом внедрения реформ в своих странах. Насколько известно, для белорусских чиновников само слово «реформа» под запретом. По некоторым данным, во время различных контактов, переговоров им настоятельно рекомендовано «сверху» говорить только о «модернизации» или «инновациях» в Беларуси.
Понятно, у Масимова при общении с Порошенко такие филологические вопросы отсутствовали. Они обсудили ряд инфраструктурных проектов, в которых могут принять участие украинские производители. В частности, проекты в строительной, машиностроительной, нефтегазовой и аграрной отраслях.
«Мы договорились с господином президентом, что будем постоянно и эффективно обмениваться опытом имплементации реформ. Я могу сказать абсолютно объективно: целым рядом достижений наших казахских партнеров я впечатлен. Я собираюсь это имплементировать в кратчайшие сроки в Украине», – сказал Петр Порошенко.
Надо полагать, Москва и Минск не должны были остаться равнодушными к этому визиту еще и потому, что в Астане обсудили и вопросы диверсификации газоснабжения в Украине. Также стороны отдельно уделили внимание вопросу расширения транспортной инфраструктуры для перевозки грузов из Азии в Европу через Казахстан и Украину. Речь идет о проекте в рамках инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» по маршруту Западный Китай – Западная Европа.
В следующем году Казахстан завершает строительство своего участка мегапроекта Западная Европа – Западный Китай. Трасса позволит сократить время грузоперевозок между Китаем и Европой до 10 дней вместо нынешних 45 дней по морю. Вдоль этой автомагистрали будут расположены логистические терминалы. Кроме того, в скором времени в аэропортах городов Астана и Алматы появятся новые терминалы. Данные аэропорты имеют мощный потенциал стать региональным хабом в Центральной Азии как для пассажирских, так и для грузовых авиаперевозок.
«Казахстан, не имея выхода к морю и обладая девятой в мире территорией, развивает и морскую инфраструктуру в соседних странах. Так, на сегодня наша страна имеет выход к морю через свои терминалы в портах Ляньюнган на восточном побережье Китая и Батуми – на черноморском побережье Грузии. В данное время ведутся переговоры о нашем присутствии в портах Индии, на юге Ирана, в Персидском заливе», – проинформировали в Астане украинских гостей.
При нынешних отношениях Киева с Москвой и прогрессирующем охлаждении отношений с Минском как-то не совсем ясно, каким теперь будет место партнеров Астаны по ЕАЭС в «Экономическом поясе Шелкового пути» из Украины в Западную Европу.
Не меньше вопросов должна вызывать у наблюдателей в Москве и Минске еще одна сфера сотрудничества Украины с Казахстаном. Они договорились о возобновлении военно-технического сотрудничества, сообщил президент Украины Петр Порошенко по итогам встречи с казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым, которая состоялась еще 22 декабря 2014 года в Киеве. Не прошло и года, как близким к реализации стало создание технического обслуживания самолетов Ан на базе авиационного технического центра в Астане. Кроме того, не исключается возможность налаживания поставок готовых самолетов Ан-148, Ан-158 и Ан-178. Также близки к завершению переговоры о создании производства самолетов Ан-140 и Ан-100 в Казахстане.
Как известно, производство самолетов Ан-140 в России было приостановлено из-за санкций. 29 июля 2015 года к продленным экономическим санкциям Евросоюза в отношении России присоединились еще шесть стран, включая Украину. С учетом того, что 34 завода-поставщика и головное КБ «Антонов» находятся в Украине, провести импортозамещение по комплектующим в такой быстрый срок невозможно. В настоящий момент сборка самолетов осуществляется из деталей, которые остались на складах предприятия в РФ. В итоге российский завод «Авиакор» не смог выполнить контракт с Минобороны России по поставкам самолетов Ан-140. Впрочем, завод до конца года сможет собрать еще несколько самолетов. При этом количество уже собранных самолетов не уточняется.
Судя по всему, Минску так и не удалось стать посредником для входа украинской оборонной продукции в Россию в условиях санкций. Некогда рассматривалась возможность создания в Беларуси совместных с украинцами и россиянами предприятий, где товар с наклейкой «Сделано в Беларуси» мог бы отправляться в РФ. По некоторым данным, для этих кооперативных проектов был привлечен бывший министр обороны и посол Украины в Беларуси адмирал Михаил Ежель. Президент Украины Петр Порошенко отозвал его домой, но уволенный посол, против которого украинская прокуратура возбудила уголовное дело, так и не появился в Киеве. Где он теперь – не сообщается.
А одним из главных результатов первого официального визита Порошенко в Астану стала новая дорожная карта, которую разработали Казахстан и Украина. Она позволит не только вернуться к предыдущим результатам сотрудничества, но и найти новые ниши для партнерства.
Читайте также:
- Исторический момент: Украина и Молдова стали кандидатами в члены ЕС
- Европарламент поддержал предоставление Украине и Молдове статуса кандидатов в члены ЕС
- БелВЭБ попал под санкции США в отношении российских банков
- Беларусь с 1 августа повышает экспортные пошлины на нефть
- В Украине открывается рынок земли