Преамбула. В конце сентября Владимир Мацкевич поместил на своей странице в «Фейсбуке» фотографию уже почти десятилетней давности. На ней после очередного методологического мероприятия пьют кофе его участники…

На фотографии слева направо: В. Абушенко, В. Акудович, К. Скуратович, Т. Протька, А. Грицанов, В. Мацкевич

На фотографии слева направо: В. Абушенко, В. Акудович, К. Скуратович, Т. Протька, А. Грицанов, В. Мацкевич

Тогда мы обсуждали ситуацию в Беларуси, и нам казалось, что все скоро и даже очень скоро должно измениться. В лучшую сторону, конечно. Вопрос был только в оценке масштабов явления: насколько в лучшую. Поэтому все мы были хоть и уставшие, но просветленные и осчастливленные прозвучавшей надеждой, хотя и с разумной долей скептицизма. Двое из участников этого разговора изменений уже не увидят никогда. Почему же перемены обходят Беларусь стороной?

Иногда мне кажется, что время в Беларуси для большинства людей если не остановилось, то замедлило свое течение. И это имеет свои неожиданные следствия. Некоторые беларусские люди в большинстве своем даже не понимают, что они могут стареть и стареют, что во всем мире время идет по-другому. И это не только на бытовом уровне, когда мужчины, которым за 60, а то и за 70, заводят себе молодых подружек, но особенно в политике и государственной жизни. Мы живем событиями, которые уже произошли и давно неактуальны для всего мира, и наше будущее – только хорошо отредактированное прошлое.

Фотография взбудоражила воспоминания. Захотелось вновь обсудить ситуацию. По крайней мере, сформулировать свою позицию. В период избирательной кампании, пусть и в том виде, который сегодня имеет место в стране, мои размышления могут оказаться особенно полезными.

Размышление первое, историческое

Так сложилось в мире, что каждое государство и каждая нация имеют свои маяки развития. Эти маяки очень важны, поскольку представляют собой хребет государственного строительства и развития, национальной идеи. В советское время для Беларуси такими маяками были: построение социализма-коммунизма и поддержка мировой коммунистической революции. Можно долго обсуждать, насколько люди верили в достижение этих маяков, насколько им нравилась тактика их достижения, но сами маяки никто не отвергал и не ругал. Несколько поколений советских беларусов строили свою личную жизнь, в той или иной мере учитывая их наличие.

Уже почти четверть века маяков по большому счету нет ни у беларусов как нации, ни у беларусского государства. Предложенные правящей элитой маяки в виде «чарки и шкварки» (в более позднем выражении «за сильную и процветающую Беларусь») так и не смогли стать привлекательными для населения страны, объединить его в движении к этим маякам. Альтернативные элиты также не сумели сформулировать маяк развития. Распространяемые в СМИ в начале 1990-х годов образы беларусов в одежде селян, этнические напевы без обработки создавали образ Беларуси как «лапотной», крестьянской, неиндустриальной. Формированию альтернативных маяков мешала и политизация процесса их формирования, в результате которой национальные символы и белорусский язык в обществе стали рассматриваться как визитные карточки только одной альтернативной политической силы. Поражение этой силы в политической борьбе почти автоматически привело к уменьшению влияния альтернативных маяков.

Подобная ситуация была в БССР, но очень короткий период – около 6 лет во время так называемой «новой экономической политики» (нэп) советского государства. В это время маяк «социализма-коммунизма» стал менее ярким, чем возможность развития предпринимательства, частной инициативы и возможность отдельному человеку получить больше материальных благ и достижений цивилизационного развития. Существенно, что популярность нэпа в БССР была использована правящими в то время белорусскими коммунистическими элитами для продвижения политики «белорусизации и коренизации», суть которой сводилась к развитию белорусской культуры и белорусского языка и использованию местных кадров для управления регионами республики. Однако подобное отступление от коммунистического маяка рассматривалось центральной властью (Москвой) лишь как способ для лучшего продвижения коммунистических идей «в массы», что не было глубоко осмыслено элитами в БССР. Поражение белорусских правящих элит в борьбе с центральной властью привело к почти полному уничтожению к концу 1930-х годов белорусских управленцев вплоть до районных звеньев и заменой их управленцами из России, творческой интеллигенции, аппарата управления промышленными предприятиями и их объединениями. Институт частной собственности не получил развития и тоже был практически уничтожен или лишен легальности.

Интересно, что в начале 1990-х годов, в период формирования беларусской государственности, нэповский опыт БССР был популяризирован в том числе и белорусскими историками, которые органично вошли в политическую элиту молодого государства. В результате победившие в 1994 году группы стали рассматривать нэповскую модель управления страной как перспективную и вполне реализуемую в государственном строительстве Беларуси. Разумеется, с поправками на цивилизационные изменения и исторический опыт СССР. Этими поправками стали: отказ от большинства мероприятий белорусизации – расширения сферы применения белорусского языка, белорусских символов и мифов, формирования белорусского национального самосознания народа и белорусской национальной идеологии. Полагаю, что этот отказ был вызван идеей создания союзного государства России и Беларуси. Эту идею беларусские правящие элиты сначала попытались использовать как главный маяк развития беларусской и даже российской государственности. Но когда в России эту идею заменили на «русский мир», союзное государство окончательно потеряло свое значение как маяка развития для Беларуси.

Сегодня мы имеем двадцатилетний опыт развития нэпа в посткоммунистической стране в условиях начавшегося постиндустриального развития человечества и глобализации мирового информационного пространства, политики и экономики. С научной точки зрения это очень интересный социально-политический и экономический эксперимент. И становится все очевиднее (особенно с началом экономического кризиса в России), что результат этого эксперимента отрицательный.

Что же мы имеем в результате эксперимента с нэпом? Перечислю только главные моменты.

 В области государственного строительства:

  • Мы имеем мощную сеть государственных организаций, обладающих правом оперативно-розыскной деятельности (спецслужб), контролирующих все сферы государственной деятельности и относительно независимые от правовых государственных органов (это даже больше, чем ЧК-ГПУ-НКВД в советское время).
  • Мы восстановили советскую систему управления, заменив институт руководства страной через номенклатуру КПСС-КПБ институтом администрации президента. Возможности президента по руководству страной, как юридические, так и практические, по многим позициям даже превосходят возможности секретаря ЦК КПБ.
  • Мы имеем систему местного управления советского образца, то есть не имеем системы местного самоуправления.
  • Мы имеем высокий уровень коррупции, что неизбежно при высокой централизации управления экономикой и наличии бизнеса, не подчиненного государству.
  • Мы имеем советскую систему государственных СМИ, что сводит к минимуму влияние на население негосударственных СМИ.
  • Мы имеем советскую систему политических партий и общественных организаций, то есть развитие могут иметь только подконтрольные государственной власти (в той или иной форме) политические партии и организации.
  • Мы имеем советскую избирательную систему, то есть выборы любого образца все больше являются процедурой публичной демонстрации наличия формального права населения избирать органы власти.
  • Мы имеем советскую систему правосудия. Это значит, мы не имеем независимой от государственной власти судебной системы.

В области экономического развития:

  • Мы имеем созданную систему государственного управления экономикой, финансами, банковским делом.
  • Мы имеем высокий уровень уклонения от уплаты налогов в сфере бизнеса – как крупного, так и среднего и мелкого.
  • Мы имеем достаточно жесткую зависимость финансовой, экономической и банковской систем от ситуации в России, в том числе и политической.
  • Мы имеем зависимую от политической конъюнктуры систему экономического развития и экономического управления

В области социального развития:

  • Мы имеем советские формы пенсионного обслуживания населения, отличающиеся в худшую сторону тем, что в бизнесе реальная зарплата была выше той, которая проводилась по документам, и при начислении пенсий не учитывалась.
  • Мы имеем советскую систему и нормы медицинского обслуживания, усугубленные необходимостью давать врачам материальное вознаграждение за лечение.

В области национально-культурного строительства мы имеем также советские результаты, белорусизация, имевшая место в 1991-1994 годах, к началу нового столетия была практически свернута, а ее результаты минимизированы.

Хорошо или плохо то, что в Беларуси были воспроизведены многие элементы нэпа и длится он столь долгий срок? В свое время большевики (в первую очередь В. Ленин) оценили нэп как промежуточную, вынужденную меру, введенную в условиях послереволюционной и послевоенной разрухи, принятую на относительно короткий срок. Государство в этот период не развивалось, а собирало силы для последующего рывка в виде коллективизации, индустриализации, введения государственного атеизма, борьбы с инакомыслием с помощью репрессий.

Беларусская государственность за свой нэповский период также почти не развивалась. Нас ожидает неизбежный переход: или в социализм сталинского типа, или в обычное для современного мира устройство государств на базе института частной собственности. А также крайне замедленное развитие и грядущее время перемен, характер которых пока достоверно трудно предугадать. Вместе с тем нэп помог людям наладить относительно комфортную жизнь, дал возможность повысить уровень личного благосостояния, пусть и не всегда в согласии с законом. В предыдущие десятилетия мы наблюдали рост благосостояния достаточно большого количества людей. И, как в далекие 1920-е годы, призыв «крутись – и сможешь жить красиво» стал для многих формой и смыслом бытия. Для тех, кто в предыдущие десятилетия смог улучшить свои жизненные условия, эти годы, безусловно, оцениваются положительно.

На мой взгляд, выбирать будущий путь развития Беларуси будут люди, научившиеся за прошедшие 20 лет «крутиться». Но их выбор может быть успешным только в одном случае: если они сами откажутся от «советскости» и заставят беларусское государство сделать то же самое.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,