• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Взаимный запрет полетов для авиакомпаний Украины и России, который вступит в силу с началом зимнего сезона – 25 октября, не принесет странам ничего, кроме взаимных потерь. В этом сходятся все эксперты, расходятся они лишь в оценках размеров этих потерь.

На маршруте Москва – Киев работают 4 российских авиакомпании: «Аэрофлот», S7, «Трансаэро», «ЮТэйр» и украинская МАУ. Из Ивано-Франковска и Днепропетровска в Москву летает украинская «Днеправиа», из Запорожья в Москву – украинская же «Мотор-Сич». Из Москвы в Одессу пассажиров обычно доставляли «Трансаэро», «Аэрофлот» и S7, а из Москвы во Львов – «ЮТэйр». К перевозкам на российском направлении собирался присоединиться лоукост «Виззэйр-Украина», но не успел.

О «Трансаэро» можно забыть: с украинскими санкциями или без них, компания и так вот-вот прекратит полеты по причине банкротства. «ЮТэйр» каким-то чудом удалось избежать попадания в санкционный список Киева: по одним данным, из-за сотрудничества с Госдепом, по другим – из-за отказа возить пассажиров в Крым. Остальные авиакомпании, а также обслуживающие их аэропорты и аэронавигационные компании вынуждены подсчитывать убытки от «жесткой посадки».

Например, и до введения санкций убыточная МАУ оценила годовые потери от отмены полетов в РФ в 35 млн. долларов. «Днеправиа», не называя абсолютных цифр, утверждает, что вместе с российским направлением лишится 30% всех доходов, а это для нее сродни летальному исходу. Аэропорт Борисполь, по сообщениям СМИ, потеряет порядка 4 млн. долларов. Общие убытки авиаотрасли Украины оцениваются экспертами от 50 до 100 млн. долларов. Такая разбежка оправданна, потому что данные от источника к источнику сильно отличаются.

Российские потери из-за большего количества подпавших под санкции авиакомпаний подсчитать еще сложнее. Поэтому министр транспорта РФ Максим Соколов оценил совокупные убытки России и Украины так: он просто умножил миллиард человек годового пассажиропотока на среднюю стоимость билета – 7-8 тыс. рублей – и получил 7-8 млрд. рублей, то есть порядка 120 млн. долларов.

Вопрос: кому достанутся эти деньги?

О «клондайке» с осторожностью

Варианты ответов возникли сразу же. Это аэропорты Минска, Риги, Кишинева, Стамбула и базирующиеся там авиакомпании, которые в обход доставят пассажиров недружественных друг другу стран.

Рига находится в шенгенской зоне, Стамбул – вообще в другой от России стороне, Кишинев, в общем-то, тоже. В географическом и политическом смысле самым удобным транзитным звеном кажется Минск. Но, наученная горьким опытом продовольственных санкций Кремля, Беларусь не торопится объявлять о новом «клондайке». О возможных выгодах за счет увеличения пассажиропотока здесь говорят крайне осторожно.

Так, на недавней онлайн-конференции БелТА первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Евгений Рогачев рассказал, что национальный перевозчик «Белавиа» планирует чаще летать в Киев, а также открыть рейс Минск – Одесса – Минск и, возможно, даже не один. «Но данное решение не связано с тем, что происходит в странах, которые являются нашими ближайшими соседями. Этот рейс мы прорабатывали давно», – добавил он.

В самой компании «Белавиа» о перспективах, открывающихся в связи с санкциями, говорят чуть смелее. На сегодня компания обслуживает два ежедневных рейса Минск – Киев – Минск, плюс один такой рейс выполняет МАУ.

«Понятно, что какой-то поток пассажиров будет добираться этими рейсами в Минск и дальше лететь «Белавиа» по пунктам Российской Федерации, – в разговоре с корреспондентом TUT.by рассуждает замгендиректора по маркетингу авиакомпании Игорь Чергинец. – Сейчас у нас на Киев ходят не самые большие самолеты по провозным емкостям. Если будут загружаться эти самолеты, то, соответственно, мы будем ставить на линию более вместительные. Это стандартная ситуация. То же самое – на Москву. Туда, правда, и сейчас летают достаточно большие самолеты, но если не будет хватать мест, будем ставить самые большие».

Однако пока оснований для решительных действий у «Белавиа» нет. Тем более нецелесообразно планировать сейчас увеличение частоты полетов. Будут пассажиры – будет и реакция, уверяет перевозчик.

В МАУ о возможности ввести дополнительные рейсы из Киева в Минск говорят более решительно.

«Мы рассматриваем вопрос, и имеем право, как назначенный перевозчик, летать в Минск дважды в день, – заявил на пресс-конференции в Киеве президент авиакомпании Юрий Мирошников. – Летаем один раз и планируем увеличить количество частот до максимально разрешенного сегодня. Мы можем (и, думаю, наши белорусские коллеги сделают то же самое) задействовать на этом направлении самолеты большей емкости».

Если и этого будет недостаточно для удовлетворения спроса на перевозки, МАУ готова лоббировать переговоры с Беларусью об увеличении количества частот на маршруте Киев – Минск. Оптимисты.

Хоть через Минск, хоть через Вену

Изо всех неудобных вариантов пассажиры будут выбирать, руководствуясь удобством и ценой. Поэтому интересно сравнить, как и почем предлагают добираться из Украины в Россию интернет-сервисы по продаже билетов после 25 октября, а также как меняются тарифы авиаперевозчиков, начиная со дня «икс».

Выбирая на российском сайте даты полета по маршруту Киев – Москва – Киев до 25 октября, получаем длинный список рейсов в одну и другую стороны. Цена билета – от 9.400 российских рублей, или от 145 долларов. При этом на странице появляется предупреждающая надпись на желтом фоне: «Для граждан России въезд и передвижение по территории Украины с 1 марта 2015 года возможны только по загранпаспорту. Также в страну могут не пустить жителей Крыма и граждан России мужского пола. Причина – заявление Государственной пограничной службы Украины. Если у вас нет весомых оснований для посещения Украины, рекомендуем вам перенести даты поездки». На какой срок следует отложить путешествие в Украину, авторы тревожного объявления не уточняют.

Меняем запрос так, чтобы полет «туда» выпадал на последние дни октября, а обратно – на середину ноября. Все первые позиции, которые раньше привычно занимали российские и украинские авиакомпании, заменила «Белавиа». «Из Борисполя в Домодедово, пересадка в Минске. Цена – 14,7 тыс. рублей. Время в пути – 3 часа 55 минут», – предлагает российский сайт по продаже билетов. То есть в результате введения санкций сообщение между украинской и российской столицами для рядового пассажира становится в полтора раза дороже.

К слову, сам перевозчик эти же билеты почему-то предлагает еще дороже. Самые дешевые билеты Киев – Москва – Киев (с пересадкой в Минске) на сайте «Белавиа» стоят 296 долларов. Если начинать путешествие из Москвы, оно обойдется чуть дешевле – от 268 долларов.

За «Белавиа» следует Air Baltic. Прибалтийская компания обязуется доставить пассажиров в Москву с пересадкой в Риге за 15 тыс. руб. Дорога займет 10-12 часов.

Далее пассажирам предлагают «ЮТэйр», единственную российскую компанию, которой разрешены полеты в Украину. Из Жулян во Внуково она доставит пассажиров всего за 1,5 часа, билет в оба конца стоит 15-15,3 тыс. рублей. К слову, на сайте «ЮТэйр» хорошо видно, как меняются ее тарифы с переходом на зимний сезон и обретением монопольного права на прямое сообщение между Киевом и Москвой. Если до 25 октября есть промопредложения по 4 тыс. рублей за полет в один конец, то после 25-го самый низкий тариф составит 6 тыс. рублей.

Наконец, любители полетать могут добраться в Москву через Варшаву и Вену, воспользовавшись услугами Lot и Austrian Airlines. Билеты в этом случае им обойдутся в 22-23 тыс. рублей.

См. также: Украина официально уведомила российские авиакомпании о запрете на полеты через свою территорию

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 13-17 июля

Возможна коррекция курса доллара на БВФБ, то есть его снижение на 0,5-1%, так же, как и курсов других валют. В понедельник 13 июля курс доллара может опуститься на доли процента. Как и ожидалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе немного вырос – на 0,4%, и достиг 10 июля 2,43 рубля за

Финансовая система Беларуси: тренд на кризис

Из-за обострения ситуации в стране в связи с президентскими выборами, девальвационные настроения населения снова усиливаются, а из-за экономического кризиса банки сокращают объемы кредитования экономики, и их чистая прибыль падает. И это становится тенденцией. Еще месяц назад казалось, что выборная компания в РБ пройдет спокойно, но  ситуация довольно неожиданно обострилась, после того как самый опасный конкурент

Два пункта пропуска возобновили работу на белорусско-украинской границе

С полуночи 7 июля 2020 года на границе с Беларусью возобновлена работа пунктов пропуска «Дольск» (Волынская область) и «Вильча» (Киевская область). Еще в девяти пунктах пропуска на украинско-российской и украинско-белорусской границах восстановлена возможность пешего пересечения границы. Об этом сообщила Госпогранслужба Украины.В ГПСУ подчеркнули, что в «Дольске» и «Вильче» границу можно пересечь пешком, на пассажирском или

Лукашенко придумал «формулу» для средней зарплаты у частников

Александр Лукашенко поручил скореллировать зарплаты на частных предприятиях со средней на ведущих 10 предприятиях. Об этом он заявил сегодня, посещая ЗАО «Атлант», передает БЕЛТА. «Я прошу реализовать, чтобы взяли на контроль. Правительство должно реализовать. Я думал о зарплате, как будем двигаться дальше. Надо взять примерно 10 ведущих предприятий страны. Допустим, «Атлант», МАЗ, БЕЛАЗ, которые имеют

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Противотанковые средства: хотя “Барражирующая труба” и не Иерихонская

Дефицит финансовых средств и отсутствие необходимой технологической базы заставляют наш оборонный комплекс идти на нетривиальные технические решения при создании вооружений для успешного противодействия современным танкам и бронетехнике. В последние несколько лет на мировом рынке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения набирает силу новая многообещающая тенденция: растет предложение ударных БПЛА на базе мультикоптеров. Причем в качестве

Анекдот о спорте и политике

Сейчас мало кто слушает Галича, в том числе и «репортаж о матче британских и советских футболистов», но кто прослушал его в юности, видимо, запомнил многое из этого текста на всю жизнь. Главное в нем, по форме и содержанию, это классный современный анекдот на тему спорта и политики. Точнее, полного поглощение спортом политикой в тоталитарном обществе при авторитарном методе его управлением.

Экспорт под вирусом: как пандемия повлияет на продажи минеральных удобрений?

Динамику белорусского ВВП во многом определяет конъюнктура на рынке минеральных удобрений. Каковы прогнозы для этой отрасли на 2020 год? Для белорусской экономики цена этого вопроса достаточна высока. В первом квартале текущего года белорусский экспорт товаров и услуг снизился на 11,7% к аналогичному периоду 2019 года и составил 16, 833 млрд долларов. При этом основное снижение