7.10.2015, 13:52
Дальше, дольше, дороже
Взаимный запрет полетов для авиакомпаний Украины и России, который вступит в силу с началом зимнего сезона – 25 октября, не принесет странам ничего, кроме взаимных потерь. В этом сходятся все эксперты, расходятся они лишь в оценках размеров этих потерь.
На маршруте Москва – Киев работают 4 российских авиакомпании: «Аэрофлот», S7, «Трансаэро», «ЮТэйр» и украинская МАУ. Из Ивано-Франковска и Днепропетровска в Москву летает украинская «Днеправиа», из Запорожья в Москву – украинская же «Мотор-Сич». Из Москвы в Одессу пассажиров обычно доставляли «Трансаэро», «Аэрофлот» и S7, а из Москвы во Львов – «ЮТэйр». К перевозкам на российском направлении собирался присоединиться лоукост «Виззэйр-Украина», но не успел.
О «Трансаэро» можно забыть: с украинскими санкциями или без них, компания и так вот-вот прекратит полеты по причине банкротства. «ЮТэйр» каким-то чудом удалось избежать попадания в санкционный список Киева: по одним данным, из-за сотрудничества с Госдепом, по другим – из-за отказа возить пассажиров в Крым. Остальные авиакомпании, а также обслуживающие их аэропорты и аэронавигационные компании вынуждены подсчитывать убытки от «жесткой посадки».
Например, и до введения санкций убыточная МАУ оценила годовые потери от отмены полетов в РФ в 35 млн. долларов. «Днеправиа», не называя абсолютных цифр, утверждает, что вместе с российским направлением лишится 30% всех доходов, а это для нее сродни летальному исходу. Аэропорт Борисполь, по сообщениям СМИ, потеряет порядка 4 млн. долларов. Общие убытки авиаотрасли Украины оцениваются экспертами от 50 до 100 млн. долларов. Такая разбежка оправданна, потому что данные от источника к источнику сильно отличаются.
Российские потери из-за большего количества подпавших под санкции авиакомпаний подсчитать еще сложнее. Поэтому министр транспорта РФ Максим Соколов оценил совокупные убытки России и Украины так: он просто умножил миллиард человек годового пассажиропотока на среднюю стоимость билета – 7-8 тыс. рублей – и получил 7-8 млрд. рублей, то есть порядка 120 млн. долларов.
Вопрос: кому достанутся эти деньги?
О «клондайке» с осторожностью
Варианты ответов возникли сразу же. Это аэропорты Минска, Риги, Кишинева, Стамбула и базирующиеся там авиакомпании, которые в обход доставят пассажиров недружественных друг другу стран.
Рига находится в шенгенской зоне, Стамбул – вообще в другой от России стороне, Кишинев, в общем-то, тоже. В географическом и политическом смысле самым удобным транзитным звеном кажется Минск. Но, наученная горьким опытом продовольственных санкций Кремля, Беларусь не торопится объявлять о новом «клондайке». О возможных выгодах за счет увеличения пассажиропотока здесь говорят крайне осторожно.
Так, на недавней онлайн-конференции БелТА первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Евгений Рогачев рассказал, что национальный перевозчик «Белавиа» планирует чаще летать в Киев, а также открыть рейс Минск – Одесса – Минск и, возможно, даже не один. «Но данное решение не связано с тем, что происходит в странах, которые являются нашими ближайшими соседями. Этот рейс мы прорабатывали давно», – добавил он.
В самой компании «Белавиа» о перспективах, открывающихся в связи с санкциями, говорят чуть смелее. На сегодня компания обслуживает два ежедневных рейса Минск – Киев – Минск, плюс один такой рейс выполняет МАУ.
«Понятно, что какой-то поток пассажиров будет добираться этими рейсами в Минск и дальше лететь «Белавиа» по пунктам Российской Федерации, – в разговоре с корреспондентом TUT.by рассуждает замгендиректора по маркетингу авиакомпании Игорь Чергинец. – Сейчас у нас на Киев ходят не самые большие самолеты по провозным емкостям. Если будут загружаться эти самолеты, то, соответственно, мы будем ставить на линию более вместительные. Это стандартная ситуация. То же самое – на Москву. Туда, правда, и сейчас летают достаточно большие самолеты, но если не будет хватать мест, будем ставить самые большие».
Однако пока оснований для решительных действий у «Белавиа» нет. Тем более нецелесообразно планировать сейчас увеличение частоты полетов. Будут пассажиры – будет и реакция, уверяет перевозчик.
В МАУ о возможности ввести дополнительные рейсы из Киева в Минск говорят более решительно.
«Мы рассматриваем вопрос, и имеем право, как назначенный перевозчик, летать в Минск дважды в день, – заявил на пресс-конференции в Киеве президент авиакомпании Юрий Мирошников. – Летаем один раз и планируем увеличить количество частот до максимально разрешенного сегодня. Мы можем (и, думаю, наши белорусские коллеги сделают то же самое) задействовать на этом направлении самолеты большей емкости».
Если и этого будет недостаточно для удовлетворения спроса на перевозки, МАУ готова лоббировать переговоры с Беларусью об увеличении количества частот на маршруте Киев – Минск. Оптимисты.
Хоть через Минск, хоть через Вену
Изо всех неудобных вариантов пассажиры будут выбирать, руководствуясь удобством и ценой. Поэтому интересно сравнить, как и почем предлагают добираться из Украины в Россию интернет-сервисы по продаже билетов после 25 октября, а также как меняются тарифы авиаперевозчиков, начиная со дня «икс».
Выбирая на российском сайте даты полета по маршруту Киев – Москва – Киев до 25 октября, получаем длинный список рейсов в одну и другую стороны. Цена билета – от 9.400 российских рублей, или от 145 долларов. При этом на странице появляется предупреждающая надпись на желтом фоне: «Для граждан России въезд и передвижение по территории Украины с 1 марта 2015 года возможны только по загранпаспорту. Также в страну могут не пустить жителей Крыма и граждан России мужского пола. Причина – заявление Государственной пограничной службы Украины. Если у вас нет весомых оснований для посещения Украины, рекомендуем вам перенести даты поездки». На какой срок следует отложить путешествие в Украину, авторы тревожного объявления не уточняют.
Меняем запрос так, чтобы полет «туда» выпадал на последние дни октября, а обратно – на середину ноября. Все первые позиции, которые раньше привычно занимали российские и украинские авиакомпании, заменила «Белавиа». «Из Борисполя в Домодедово, пересадка в Минске. Цена – 14,7 тыс. рублей. Время в пути – 3 часа 55 минут», – предлагает российский сайт по продаже билетов. То есть в результате введения санкций сообщение между украинской и российской столицами для рядового пассажира становится в полтора раза дороже.
К слову, сам перевозчик эти же билеты почему-то предлагает еще дороже. Самые дешевые билеты Киев – Москва – Киев (с пересадкой в Минске) на сайте «Белавиа» стоят 296 долларов. Если начинать путешествие из Москвы, оно обойдется чуть дешевле – от 268 долларов.
За «Белавиа» следует Air Baltic. Прибалтийская компания обязуется доставить пассажиров в Москву с пересадкой в Риге за 15 тыс. руб. Дорога займет 10-12 часов.
Далее пассажирам предлагают «ЮТэйр», единственную российскую компанию, которой разрешены полеты в Украину. Из Жулян во Внуково она доставит пассажиров всего за 1,5 часа, билет в оба конца стоит 15-15,3 тыс. рублей. К слову, на сайте «ЮТэйр» хорошо видно, как меняются ее тарифы с переходом на зимний сезон и обретением монопольного права на прямое сообщение между Киевом и Москвой. Если до 25 октября есть промопредложения по 4 тыс. рублей за полет в один конец, то после 25-го самый низкий тариф составит 6 тыс. рублей.
Наконец, любители полетать могут добраться в Москву через Варшаву и Вену, воспользовавшись услугами Lot и Austrian Airlines. Билеты в этом случае им обойдутся в 22-23 тыс. рублей.
См. также: Украина официально уведомила российские авиакомпании о запрете на полеты через свою территорию
Читайте также:
- Беларусь приостанавливает 27 договоров об избежании двойного налогообложения
- Российские владельцы белорусских евробондов уведомили Минфин РБ о дефолте
- Веlavia начинает летать в Индию с августа
- Правительство внесло дополнение в список «непродающихся» активов
- США не будут участвовать в сделках по обмену SDR, принадлежащих России и Беларуси