Беларусь может попасть в орбиту еще одного глобального китайского проекта

О необходимости создать евразийский нефтегазовый рынок, а также коридор для транспортировки энергоресурсов заявил недавно председатель китайской нефтехимической корпорации Sinopec Group Ван Юй Пу.

Он считает, что создание общего евразийского рынка необходимо в рамках глобальной китайской инициативы «Один пояс – один путь». По его мнению, такое объединение должно представлять собой «региональный рынок открытого типа при содействии субрегиональных рынков Северо-Восточной, Юго-Восточной и Восточной Азии».

Причем евразийский нефтегазовый рынок, о котором говорит руководитель Sinopec Group, не будет «завязан» исключительно на Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Это будет самостоятельная организация, в состав которой войдут как страны – члены ЕАЭС, так и страны, не входящие в союз. Основная цель нового проекта – эффективное использование ресурсов нефти и газа.

Кстати, российские эксперты уже заявили, что основателями проекта могут стать 4 участника: Казахстан, Россия, Беларусь и Китай (остальные потом подтянутся) – на том основании, что Казахстан, Россия и Беларусь уже решают схожие задачи в рамках ЕАЭС.

Зачем это Китаю?  

Сегодня Китай, несмотря на то что он входит в пятерку крупнейших нефтедобытчиков, потребляет нефти больше, чем добывает. Согласно прогнозным оценкам, Китай в 2020 году будет импортировать 350 млн. тонн нефти и 140 млрд. куб. м газа, в 2030 году – 450 млн. тонн нефти и 180 млрд. куб. м газа.

Поэтому интерес Китая к сотрудничеству с игроками, которые обладают солидным потенциалом нефтяных ресурсов, понятен.

Можно предположить, что Китай рассматривает Казахстан именно как обладателя такого потенциала. Согласно прогнозным оценкам, в 2020 году экспорт нефти на территории стран Центральной Азии и России составит 358 млн. тонн, газа – 380 млрд. куб. м, а основной объем экспорта будет идти через Европу и ЕАЭС. При этом Казахстан наряду с Россией и Туркменистаном войдет в число ведущих экспортеров нефти и газа.

Тем более что между Казахстаном и Китаем уже действуют магистральные нефтепроводы: российская и казахстанская нефть попадает в Китай через нефтепровод Атырау – Самара.

Так что понятно, зачем Китаю нужен общий нефтегазовый рынок с Казахстаном и Россией.

А зачем ему создавать общий энергетический коридор (на пути которого как раз и может оказаться Беларусь)?

Эксперты предполагают, что уже скоро Китай займется поиском рынков сбыта продукции своей нефтепереработки. Похоже, страна уже столкнулась с проблемой ее реализации. Не случайно летом этого года китайские компании вышли на европейский рынок – регион, нетрадиционный для Китая с точки зрения поставок топлива. В частности, в июне и июле 2015 года Китай направил в Европу два танкера с авиакеросином общим объемом 180 тыс. тонн. Затраты на транспортировку топлива танкерами достаточно большие, поэтому Китай будет искать оптимальные логистические схемы поставок.

Совместимы ли приоритеты

Таким образом, интересы Китая в новом проекте очевидны. Совпадают ли они с интересами евразийской «пятерки»? Ответить на этот вопрос пока сложно. Дело в том, что как раз из-за нестыковки интересов союзникам пока не удалось создать общий энергетический рынок в ЕАЭС. И хотя контуры этого рынка вроде бы замаячили на горизонте (общий электроэнергетический рынок ЕАЭС намечено создать к 1 июля 2019 года, а общий рынок нефти, нефтепродуктов и газа – к 1 января 2025 года), однако у самих участников процесса слишком много сомнений на сей счет. Тем более что белорусская сторона уже сейчас жестко заявила: пока не будет создан единый рынок нефти и газа, общий энергетический рынок создать невозможно.

При этом пока союзники сами не договорятся между собой о создании общего нефтегазового рынка, китайская инициатива, скорее всего, вряд ли будет реализована. Ведь, в частности, создание общего коридора для транспортировки энергоресурсов потребует свободного доступа участников проекта к трубопроводной системе в ЕАЭС. Однако на сегодняшний день это одна из ключевых проблем в союзе.

Именно из-за этих проблем провалились неоднократные попытки Беларуси притянуть на свои НПЗ казахстанскую нефть.

Еще в начале 2004 года по инициативе Беларуси был подготовлен проект соглашения между Казахстаном и Беларусью о развитии сотрудничества в топливно-энергетической отрасли, которым предусматривалась возможность поставок казахстанской нефти на белорусские НПЗ в объеме 2 млн. тонн. Однако выяснилось, что такое соглашение должно носить трехсторонний характер (Беларусь – Казахстан – Россия), ибо без разрешения российской «Транснефти» Казахстан не сможет транспортировать нефть по трубопроводной системе в Беларусь. А поскольку мощности трубопроводной системы «Транснефти» всегда были ограниченными, то казахам со своей нефтью попасть в российскую трубу традиционно было проблематично: им выделяли совсем небольшие квоты.

Поскольку собственной трубопроводной системы у Казахстана в европейском направлении нет, то Казахстан по договоренности с российской «Транснефтью» прокачивает через Беларусь по южной «Дружбе» около 4-5 млн. тонн нефти в год в сторону Польши и Германии. Это и есть та квота, которую выделил российский нефтетранспортный монополист казахстанским компаниям на прокачку нефти по своей трубе.

Белорусская сторона также изучала возможность поставок в Беларусь 2 млн. тонн казахстанской нефти по железной дороге. Однако расчеты показали, что цена нефти в таком случае окажется на 40-50 долларов за тонну дороже российской из-за разной тарифной политики.

В 2005 году казахстанские нефтяные компании активизировали поиски новых экспортных схем продажи своей продукции, в том числе и через Беларусь. Белорусская сторона была готова всячески этому способствовать и даже предложила партнерам выгодный вариант сотрудничества: переработку нефти на белорусских НПЗ с правом 100-процентного экспорта нефтепродуктов (в то время поставки на зарубежный рынок контролировал «Белнефтехим»). Однако и эта попытка оказалась неудачной.

Тем не менее белорусские чиновники не сдавались. После создания Таможенного союза попытки притянуть на отечественные НПЗ альтернативное российской нефти сырье возобновились. Теперь Минск привлек в союзники Казахстан, используя его ресурсы, а также экономическую и политическую заинтересованность в прорыве на европейский рынок.

Для Казахстана транспортировка энергоресурсов на западные рынки по оптимальным тарифам была одной из ключевых задач при вхождении страны в ЕАЭС. Российская тарифная политика и условия вхождения в действующие российские трубопроводы всегда были фактически заградительными для Казахстана на пути к европейским рынкам. Кстати, у этой страны есть и газовые амбиции: если раньше «Газпром» реэкспортировал среднеазиатский газ, то теперь Казахстан хочет сам получить право быть транзитером газа.

Священная труба

Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий в Таможенном союзе, которое было подписано в декабре 2010 года, открывает возможность взаимного доступа к услугам субъектов естественных монополий и распространяется на нефтяную, газовую отрасли и железнодорожный транспорт.

Белорусские чиновники в то время заявляли, что при равном доступе к транспортным системам в ТС Беларуси будет выгоднее покупать казахстанскую нефть, чем российскую, исходя из более оптимальной логистики: маршрут ее доставки короче, а значит, ниже расходы на транспортировку.

Однако на данном этапе возможностей переработки казахстанской нефти на белорусских НПЗ нет. Нынешние условия поставки российской нефти в Беларусь крепко привязывают Беларусь к безальтернативным поставкам: ведь при экспорте нефтепродуктов, переработанных из сырья стран Таможенного союза, а значит, и из Казахстана, Беларусь обязана уплатить экспортные пошлины в российский бюджет.

Союзникам еще предстоит разработать условия переработки нефти в ЕАЭС. Пока этот вопрос урегулирован только между Беларусью и Россией. Аналогичные нефтяные соглашения должны быть подписаны между всеми странами союза.

Между тем уже сейчас возникают сомнения относительно того, будут ли договоренности о равном доступе к инфраструктуре работать в ЕАЭС. Ведь одно дело – продекларировать свободный доступ к трубе, а другое – обеспечить его реализацию. Отметим, что дополнительных мощностей по транспортировке казахстанской нефти в европейском направлении не появилось. Следовательно, чтобы свободно пустить казахстанскую нефть в трубопроводную систему в европейском направлении, в том числе и в Беларусь, России придется существенно ухудшить позиции своих поставщиков нефти. Пока трудно представить, что Москва на это пойдет, тем более в условиях обострившегося экономического кризиса.

Тэги:

, , , , , ,

Совмин Беларуси утвердил перечень недружественных стран

Совмин Беларуси постановлением №209 от 6 апреля 2022 года утвердил перечень иностранных государств, совершающих «недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц». В перечень включены Великобритания, США, государства-члены Евросоюза, Австралия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Новая Зеландия, Албания, Исландия, Северная Македония, Черногория, Швейцария.

Доллар и евро заметно подорожали на торгах на БВФБ 10 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

С 2023 года изменится порядок уплаты взносов в ФСЗН для ИП

Лукашенко подписан закон о внесении поправок в законы по вопросам государственного социального страхования», которые вступят в силу с 2023 года. «Начиная с 2023 года, индивидуальные предприниматели, также как и все остальные категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в бюджет фонда, в период нахождения в трудовых отношениях будут обязаны уплачивать взносы в бюджет фонда»,

В Минске определили даты последних звонков и выпускных вечеров

В Минске определены даты мероприятий, посвященных окончанию учебного года. Об этом рассказала председатель комитета по образованию Мингорисполкома Наталья Проскурова, сообщает агентство «Минск-Новости». — Праздничные линейки по случаю окончания учебного года для учащихся 9-х и 11-х классов пройдут в городе 30 мая с 10:00 до 11:00. Выпускные вечера с вручением документов об образовании состоятся 10 июня.

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия