• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Сергей КУЮН: мы, как и Беларусь, всегда будем нефтезависимыми. У нас практически нет своей нефти.

Сергей КУЮН: мы, как и Беларусь, всегда будем нефтезависимыми. У нас практически нет своей нефти.

Как ситуация в Украине повлияла на рынок автомобильного топлива, который для белорусского бензина и дизтоплива еще недавно был самым привлекательным с точки зрения логистики и цены?

Об этом обозреватель БЕЛРЫНОК Татьяна МАНЕНОК побеседовала с директором консалтинговой группы «А-95» (Киев) Сергеем КУЮНОМ в кулуарах состоявшейся 24 сентября в Минске III Международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница».

– На топливном рынке Украины продолжается кризис. Свидетельство тому – снижение объемов потребления светлых нефтепродуктов: бензина и дизтоплива. За последние 2 года рынок потерял порядка 30% потребления бензина и порядка 15% – дизтоплива. Основная причина – экономический кризис, потеря платежеспособности населения. Если в Беларуси после девальвации рубля в 2010 году была возможность попридержать цены на автомобильное топливо, то Украина сделать то же не может: мы бензин импортируем, поэтому пересчитываем его цену эквивалентно курсу валюты.

– Как при этом чувствует себя потребитель?

– Потребление автомобильного топлива в Украине сейчас заметно упало. За последние 2 года потребитель примерно на 30% снизил закупки топлива.

Но это падение свидетельствует не только о снижении потребления топлива, но и об изменении структуры потребления топлива в Украине.

Дело в том, что в Украине очень сильно (и это одна из позитивных тенденций топливного рынка страны) растет потребление сжиженного газа. Его продажи за последние 2 года выросли на 20%. Многие потребители переводят машины на газ. Я, например, свой автомобиль тоже перевел на газ. Это ответ рынка на проблему. У нас заправляться газом сейчас очень выгодно. Если в Беларуси автомобильный газ стоит в 2 раза дешевле, чем бензин, то в Украине – почти в 3 раза. Экономия получается очень существенная, – соответственно, рынок газа растет.

Беларусь тоже играет активную роль в обеспечении Украины сжиженным газом. Она стала одним из крупнейших игроков на этом рынке, потеснив Казахстан, который ушел с украинского рынка по логистическим причинам.

Отчасти упали объемы производства этого топлива и внутри Украины. И белорусы очень удачно вписались в ситуацию. По оценкам, поставки сжиженного газа из Беларуси составляют порядка 20-22% рынка в целом, а в импорте это порядка 30-40%. Так что Беларусь – очень заметный игрок на украинском рынке.

– Дно в падении спроса уже нащупано?

– Да, действительно, в летние месяцы мы видели, что динамика падения объемов потребления замедлилась. Можно сказать, что мы уже нащупали дно. Тем не менее очевидно, что в этом году потребление топлива в Украине составит порядка 6,5 млн. тонн – это на 35% меньше, чем на пиковом уровне 2012 года.

– Некоторые российские компании, имеющие активы в украинских НПЗ, в частности «Роснефть», которая приобрела акции Лисичанского НПЗ, еще недавно строили планы по их модернизации и запуску. Эти планы пришлось свернуть?

– Да. Из 6 украинских НПЗ сейчас работает, по сути, только Кременчугский НПЗ, а также Шебелинский газоперерабатывающий завод. Но они преимущественно ориентированы на переработку отечественного сырья. Тем не менее из-за падения объемов добычи этого сырья их объемы переработки снижаются.

Недавно – буквально в сентябре – Кременчугский НПЗ возобновил закупки импортной нефти по морю из Казахстана. Этому благоприятствует то, что цены на нефть упали, а цены на нефтепродукты падают не так быстро. Это позволяет нефтепереработчикам заработать дополнительную маржу. Кстати, мировые эксперты отмечают, что сейчас нефтепереработка чувствует себя неплохо, в том числе и украинская, – для нее открываются возможности для работы.

Но в целом некоторый рост переработки на украинских НПЗ – это все же ситуативный фактор. Из-за технической отсталости заводов переработка нефти является убыточной, и только благодаря конъюнктуре поставки пока идут. Но я уверен: как только рынок войдет в более стабильную фазу, то нефтепереработка на Кременчугском НПЗ вряд ли будет продолжена.

– А какова политика нового правительства Украины в отношении стратегии развития украинских НПЗ? Или у него до нефтянки пока не дошли руки?

– Мне кажется, что время, когда нужно было активно инвестировать в техническое и технологическое развитие украинских НПЗ, уже утеряно, к сожалению. За это время белорусские и литовские нефтепереработчики инвестировали в углубление переработки, в повышение качества. Наши заводы этим не занимались.

Считаю, что в этом отчасти виноваты российские нефтяные компании – владельцы ряда украинских НПЗ, поскольку они надлежащим образом не реализовали программы модернизации. По сути, они просто высосали все, что можно было, из этих заводов и просто их кинули. Пока это было выгодно, они работали на старом оборудовании. Но когда топливо в Украину начали активно поставлять в том числе и белорусские поставщики, российские компании просто не смогли с ними конкурировать и были вынуждены этот рынок покинуть.

– А разве инвестиционные договоры, которые были подписаны с российскими компаниями, не включали обязательства по инвестированию в углубление переработки?

– Проблема в том, что эти инвестиционные договоры были очень хитро составлены и не содержали необходимой программы модернизации и графика перехода на улучшенные стандарты топлива. Незначительные обязательства россияне выполнили, чтобы снять претензии государства, но сами не продолжили инвестирование в НПЗ для того, чтобы в долгосрочной перспективе сделать их современными.

– Получается, что теперь Украина обречена быть импортером нефтепродуктов?

– Грубо теоретически еще сохраняется возможность, чтобы восстановить Кременчугский НПЗ. Его мощности переработки позволяют обеспечить всю страну топливом, особенно в сегодняшних условиях падения спроса. Однако с учетом того, что белорусские НПЗ, а также европейские заводы в своем развитии ушли далеко вперед, шансы на то, что Кременчугский НПЗ может стать активным игроком на украинском рынке, исчезают.

Следовательно, мы, как и Беларусь, всегда будем нефтезависимыми. У нас практически нет своей нефти.

– Зато в Украине весьма диверсифицирован рынок поставщиков автомобильного топлива.

– С поставками импортных нефтепродуктов в Украине действительно нет никаких проблем. Есть проблемы с поставками сырья. Они и в Беларуси есть, но вы их решили: нефть поставляется из России. У нас такой возможности нет и, наверное, уже не будет, учитывая серьезный политический конфликт между странами. Единственный вариант – это поставка нефти с моря. Однако морская нефть достаточно дорогая. Поэтому чтобы нивелировать ее дороговизну, нужно увеличить эффективность нефтепереработки. А для этого нужны деньги, которых нет. Вот такой замкнутый круг.

– Вы всегда были профессионально критично настроены в отношении поставок белорусского топлива в Украину – в части ритмичности поставок, цены и т. д. Сейчас у вас, как эксперта, есть какие-то претензии к белорусским поставкам?

– Почему критично? В целом мы видим в последнее время хороший прогресс по части ритмичности поставок (этот вопрос был исчерпан усилиями и белорусской, и украинской стороны). Что касается цен, это – рынок. К примеру, в этом году была очень интересная ситуация. Поставки из Беларуси за 8 месяцев снизились в Украину на 30%.

– Это объективно – из-за падения цены?

– Нет, из-за того, что белорусское топливо было дороже в сравнении с российским. Освободившуюся нишу белорусов на украинском рынке заняло российское топливо.

Правда, хотел бы в связи с этим заметить, что если поставки из Беларуси в целом упали на 30%, то поставки Белорусской нефтяной компании (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов. Прим. авт.) в Украину даже выросли на 15%.

– Следовательно, поставки из Беларуси упали из-за российских давальцев, которым в этом году из-за налогового маневра и ценовой конъюнктуры оказалось выгоднее снизить до минимума давальческую переработку на белорусских НПЗ, а поставлять топливо в Украину напрямую из России?

– Наверное, да, – других же поставщиков из Беларуси нет. Я так понимаю, что поскольку теперь БНК стала самым крупным давальцем, то за счет этого она тоже смогла нарастить поставки топлива в Украину.

Но это – рынок. Думаю, что сейчас ситуация опять поменяется. Недавно стало известно, что Россия чуть ли не наложила мораторий на поставки дизельного топлива в Украину: якобы это товар двойного назначения – может использоваться для нужд армии. И поэтому сейчас эти поставки заблокированы. Догружаются сентябрьские контракты, а с октября они прекращаются.

– Какова цена вопроса? Много дизтоплива поставляли российские компании в Украину?

– Да. За счет агрессивной ценовой политики они заняли большую долю украинского рынка дизтоплива. Их поставки увеличились примерно до 150 тыс. тонн в месяц. Получается, что они «выбили» белорусский экспорт, а теперь, когда с октября поставки дизтоплива прекратятся, будет откат в пользу БНК. В этой ситуации у нас два варианта: поставки дизтоплива из Беларуси и по морю. Думаю, что сейчас эта доля в равной степени будет распределена между белорусами и морскими поставками. Возможно, доля белорусов окажется даже больше, поскольку альтернативные поставки будут дороже.

– В таком случае хорошо, что РФ не требует от Беларуси присоединиться к дизельному эмбарго Украины.

– Чем хорош рынок Украины? Тем, что он диверсифицирован. Даже если будет самый плохой сценарий и если даже белорусы по каким-то причинам перестанут поставлять топливо в Украину, у нас всегда есть возможность поставить его и по морю, и по суше. Тем более что украинский рынок интересен для поставщиков: это премиальный рынок, он дает хорошую цену.

Для справки

За январь – август 2015 года «БНК-Украина» (дочернее предприятие БНК) реализовала около 200 тыс. тонн бензинов, в то время как за январь – август 2014 года – около 190 тыс. тонн. Дизтоплива за 8 месяцев этого года компания продала около 515 тыс. тонн, за аналогичный период прошлого года – около 500 тыс. тонн.

По данным БНК, розничные продажи бензинов через АЗС Украины за 7 месяцев 2015 года снизились на 33%, до 1,01 млн. тонн, дизельного топлива – на 29%, до 750 тыс. тонн. При этом промышленные потребители бензинов снизили потребление на 23%, до 295 тыс. тонн, а дизтоплива – на 12%, до 1,6 млн. тонн.

БНК считает украинский рынок проблемным, но важным и перспективным для реализации белорусского топлива, отметил 24 сентября в Минске генеральный директор ООО «БНК-Украина» Виталий Калугин на III международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница».

ООО «БНК-Украина» зарегистрировано 11 февраля 2010 года. Компания выступает эксклюзивным экспортером нефтепродуктов производства ОАО «Нафтан» (Новополоцк, Витебская область) и ОАО «Мозырский НПЗ» (Гомельская область).

Учредитель компании – ЗАО «Белорусская нефтяная компания», создана в мае 2007 года. Основным акционером компании выступает ГПО «Белоруснефть» (Гомель) – 52% акций, ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» имеют по 24%. БНК экспортирует нефтепродукты, которые производят ее акционеры, а также осуществляет закупку и переработку нефти на белорусских НПЗ, экспедирование поставок и другие работы.

 

Тэги:

, , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 2-6 декабря

Курс доллара на БВФБ в начале декабря может подняться еще примерно на 1-2%. Подорожают и другие валюты. В понедельник 2 декабря курс доллара может подняться на доли процента. На прошедшей неделе курс доллара на бирже увеличился, как и прогнозировалось, но в намного большей степени – на 2,9%, достигнув 29 ноября 2,1086 рублей за доллар. Причиной

Лукашенко назначил новое руководство администрации президента, Качанова назначена в Совет Республики

Президент Беларуси Александр Лукашенко принял решение о назначении главой Администрации Президента Игоря Сергеенко, а заместителем главы Администрации — Ольги Чуприс, передает БЕЛТА. Работавшие прежде в этих должностях займутся парламентской деятельностью. Наталья Кочанова будет направлена в Совет Республики по президентской квоте, а Валерий Мицкевич избран в состав Палаты представителей седьмого созыва. В настоящее время генерал-майор Игорь

Белорусский Нацбанк проиграл войну за дедолларизацию

Усилия Национального банка РБ по дедолларизации белоруской экономики, похоже, привели к обратному эффекту: кредитная задолженность белорусских предприятий в иностранной валюте за октябрь выросла на 308 млн. долларов, а с начала года – на 485 млн. долларов. По данным Нацбанка, на 1 ноября кредитная задолженность белорусских предприятий достигла 10,37 млрд. долларов. В октябре ее увеличили как

Новогодние скидки в декабре в магазинах Минска: где купить подарки

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, в декабре 2019 года в торговых организациях столицы пройдут «Дни скидок»: ОАО «ЦУМ Минск»: 19, 20, 21, 26, 28, 29 декабря – до 25 % на непродовольственные товары, 5% на продовольственные товары; 5, 6, 7, 12, 13, 14 декабря – до 27 % на непродовольственные товары, 5% на продовольственные

Беларусь-Россия: дорогая нефть снова угрожает интеграции

Официальный Минск в очередной раз увязал судьбу дальнейшей интеграции с Россией с решением важных для страны энергетических вопросов — снижением цен на газ и нефть, а также компенсацией за налоговый маневр. Получится ли у Минска на этот раз добиться нужной цели? На заседании союзного Совмина 19 ноября после 7-часового обсуждения программы экономической интеграции премьеры Беларуси

Союзное государство не спасет экономику Беларуси

При обсуждении вопросов, связанных с интеграцией Беларуси и России в Союзном государстве, на первом плане обычно находятся дорожные карты интеграции и взаимные экономические претензии. Однако при этом остаются в стороне особенности экономических стратегий двух стран, которые мешают их развитию. В первую очередь это касается России, потому что страна обладает колоссальными богатствами, но использовать их не

Александр ШВЕЦ: Чем «скромнее» будут интеграционные соглашения с РФ, тем быстрее пойдут реформы в Беларуси

Министр финансов Беларуси Максим Ермолович в ходе конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 1 ноября призвал перестать клеймить позором себя за то, что в стране есть госсектор и говорил о необходимости найти комфортную скорость проведения экономических реформ в Беларуси. Не демонстрирует ли это заявление неготовность экономического блока правительства к реформам? И есть ли время у Беларуси

Стал ли белорусский рубль популярной валютой для сбережений у россиян?

На прошедшей неделе появилась новость о том, что, согласно опросу, проведенного компанией «Сбербанк Управление Активами», белорусский рубль вошел в тройку самых популярных валют для сбережений у жителей России. Однако в наших банках имеют вклады в белорусских рублях всего около 6,8 тыс. иностранцев. Что-то не так. Эти данные кажутся противоречащими друг другу, поэтому стоит разобраться, то