Есть ли еще надежда, что после выборов белорусское руководство под давлением обстоятельств приступит к структурным реформам?

Мало кто сомневается, что после завершения выборной кампании в Беларуси последуют какие-то новации в экономической политике. Слишком много вызовов – и внутренних, и внешних – накопилось за последнее время, поэтому власти будут вынуждены что-то менять в своей политике.

Будут ли эти шаги системными и последовательными? Чего ожидать реальному сектору и населению в рамках проведения реформ? Какие потрясения ожидают рынок труда? Все эти вопросы будут обсуждаться на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум» (KEF-2015), которая пройдет 3-4 ноября в Минске.

Эйфория беспочвенна

Ключевыми макроэкономическими вызовами в Беларуси до 2015 года были высокий и растущий дефицит текущего счета, переоцененность обменного курса, а также дисбаланс сбережений и инвестиций.

«МВФ и Всемирный банк шесть лет, как строгий учитель, повторяли тезисы: избегать переоценки курса, искусственного стимулирования инвестиционных и потребительских расходов, а также повысить плавающий обменный курс. Белорусские власти, как озорной ученик, их шесть лет игнорировали. Но в 2015 году это приняли на вооружение», – отмечает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

В результате в стране сейчас директивно, через постановления правительства, рост доходов балансируется с ростом производительности труда, существенно ограничены масштабы директивного кредитования (оно по-прежнему есть, но его масштаб сокращается) и – наиболее важное преобразование 2015 года – осуществлен переход на плавающий режим обменного курса.

Поскольку застаревшие «болячки» белорусской экономики вроде бы остались в прошлом (по крайней мере на год-два, если не изменится макроэкономическая политика властей), это вызывает у некоторых чиновников эйфорию: ура, мол, теперь в Беларуси наступила макроэкономическая стабильность.

Эта эйфория абсолютно беспочвенна и опасна, учитывая, что в стране рецессия и нет никаких признаков, свидетельствующих о стабильности производства, считает Д. Крук.

Более того, убежден он, набор вызовов и макроэкономических угроз, стоящих перед страной, по-прежнему очень велик, хотя нынешняя белорусская экономическая «повестка» заметно отличается от «повестки» 5-7-летней давности.

«Исходя из того, что потенциал для роста производительности у нас очень маленький, а за прошлые годы было накоплено много избыточного капитала и он был неэффективно распределен, сегодня естественная процентная ставка (то есть то, что могло бы поддерживать в Беларуси макроэкономическую стабильность) очень и очень низка. Это означает, что косвенным проявлением столь низкой процентной ставки является хронический недостаток инвестиционного спроса. Поэтому быстрый выход из рецессии становится проблематичным», – считает эксперт.

Таким образом, «угроза вечной стагнации становится актуальной для Беларуси».

Вторую группу вызовов породило наследие прошлых ошибок экономической политики. Из-за долгой финансовой нестабильности, недавних ошибок в монетарной политике в стране очень неустойчив и высок уровень инфляционных ожиданий. При этом реальная и финансовая долларизация остается высокой. К тому же за недавнее благополучие стране приходится расплачиваться очень низким уровнем золотовалютных резервов и относительно высоким уровнем госдолга (по сравнению с Грецией он маленький, но высокий относительно возможностей белорусской экономики).

В результате реальные процентные ставки на денежном рынке в Беларуси остаются очень высокими. «При низкой естественной ставке это ведет к тому, что инвестиции будут заморожены в угнетенном состоянии. Это – ключевая идея для разворота в стране механизма вечной стагнации», – подчеркнул Д. Крук.

К тому же, добавляет он, возможности монетарной политики у Нацбанка сегодня весьма ограниченны, в то время как «фискальная политика в значительной степени утратила поле для маневра».

Как следствие, Беларусь остается весьма уязвимой для внешних шоков. Фактически национальная экономика остается без реальных механизмов защиты при любых макроэкономических шоках и внешних потрясениях вроде падения цены на нефть до 20 долларов за баррель.

Стоит ли «биться» за приватизацию?

Очевидно, что без проведения структурных реформ белорусские власти не смогут справиться с новыми вызовами. Но белорусское руководство по-прежнему очень болезненно относится к структурным реформам.

Бояться их не надо, отмечает научный директор Исследовательского центра ИМП Ирина Точицкая. Сейчас под структурными реформами в большинстве стран понимают меры, которые позволяют повысить эффективность национальной экономики. «А то, что белорусская экономика нуждается в повышении эффективности, – в этом, думаю, ни у кого нет сомнения», – говорит И. Точицкая.

Поэтому, считает она, при обсуждении проблем отечественной экономики один из главных акцентов необходимо сделать на факторах, которые будут способствовать росту производительности труда.

Один из таких факторов – приватизация. «Но действительно ли необходима сегодня в Беларуси приватизация с точки зрения повышения эффективности? В других странах приватизация давно завершилась, а у нас: как будут оценены активы и кто их будет покупать? Белорусский бизнес? Скорее нет, – он небогатый. Значит, преимущественно российский. Но насколько ему интересны белорусские активы и вопросы их развития?» – отметила эксперт.

По ее мнению, проблему структурных реформ в Беларуси нужно рассматривать исключительно с точки зрения изменения ландшафта национальной экономики. К тому же, убеждена И. Точицкая, сама по себе приватизация ничего не решает без правильной промышленной политики.

Поэтому стоит ли «биться» за приватизацию и дальше? «Может, разумнее создавать параллельно бизнес в других сферах?» – отметила эксперт. Но это потребует от властей создания реальных условий для его развития.

Спасает девальвация?

Эксперты считают, что новые вызовы для национальной экономики повлекут за собой серьезные изменения на рынке труда.

«Является ли в Беларуси спрос на труд производным от спроса на отечественную продукцию? Скорее нет. У нас рынок труда является сторонним наблюдателем этих процессов», – отмечает старший исследователь Центра социально-экономических исследований (CASE Belarus) Владимир Валетко.

Как следствие, падает мотивация работников, а это ведет к снижению эффективности производства, что, в свою очередь, мешает тому, чтобы белорусская экономика вырывалась вперед.

Сегодня также очевидно, что без реструктуризации отечественных предприятий и других структурных мер повысить конкурентоспособность белорусской экономики не удастся. Но власти боятся реформ, поэтому единственным способом решения накопившихся в реальном секторе проблем стала, по сути, девальвация.

Реформам нужно доверие

Организаторы «Кастрычніцкага эканамічнага форуму» (KEF-2015) попытаются с помощью открытой дискуссии сформировать доверие к программе структурных реформ в Беларуси, отметил директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Меры по трансформации белорусской экономики в условиях новых вызовов будут обсуждаться на конференции KEF-2015 в рамках трех общих блоков программы реформ: макроэкономической стабилизации, структурных реформ и социальной политики.

«Открытое обсуждение каждого из блоков программы поспособствует большему доверию участников этого процесса по отношению к дорожной карте реформ, которые должны знать, чего им ожидать», – отметил он.

Организаторы привлекли к дискуссии в рамках KEF-2015 известных зарубежных экономистов, госчиновинков, представителей международных финансовых организаций, академического сообщества страны и частного бизнеса.

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,