По данным платежного баланса РБ за первое полугодие текущего года, подготовленным Национальным банком, валовой внешний долг Беларуси за полгода снизился на 2,1 млрд. USD (5,2%) и по состоянию на 1 июля 2015 года составил 37,9 млрд. USD. В расчете на душу населения долг на 1 июля 2015 года опустился до 3.999,5 USD (на 1 января 2015 года он был равен 4.221,5 USD).

Долг сокращается не от хорошей жизни

Сейчас уже трудно представить, что когда-то Беларусь практически не имела внешнего долга, например, в начале 2000 года ее валовой внешний долг составлял всего 2,1 млрд. USD. До 2006 года внешний долг РБ рос крайне медленно, в основном за счет наращивания торговых долгов субъектов хозяйствования.

Ситуация кардинально изменилась только в конце 2006 года, когда белорусские банки и предприятия стали резко наращивать заимствования за рубежом, а в 2007 году начало активно занимать средства за рубежом и правительство. Это совпало с началом периода быстрого экономического роста в стране и продолжалось с небольшими перерывами до конца прошлого года. Можно с уверенностью сказать, что экономический подъем в стране во многом был связан с внешними заимствованиями.

Но в 2014 году начался обратный процесс – страна начала возвращать долги, а ее ВВП стал падать. А в 2015 году этот процесс ускорился. Вместо привлечения инвестиций страна расходует средства на обслуживание валового внешнего долга. На эти цели (без учета погашения торговых кредитов и краткосрочных обязательств банков) за полугодие было направлено 3,7 млрд. USD. На погашение основного долга потрачено 3,1 млрд. USD, на платежи по процентам и другим выплатам – 687,7 млн. USD.

Наиболее активно сокращал свою задолженность Национальный банк Беларуси. Его внешние долговые обязательства на 1 июля 2015 года составили 1,4 млрд. USD (3,6% валового внешнего долга страны) и сократились за январь – июнь 2015 года на 831,3 млн. USD, то есть на 38%.

Такое сокращение является следствием новой политики Нацбанка на валютном рынке. В текущем году он отказался от поддержки курса белорусского рубля, для осуществления которой он в основном ранее заимствовал валютные средства за рубежом или у белорусских банков.

На втором месте по величине сокращения внешнего долга в первом полугодии текущего года оказались банки. Их задолженность сократилась с начала года на 688,5 млн. USD, или на 9,3%, и на 1 июля 2015 года составила 6,7 млрд. USD. Это 17,6% валового внешнего долга страны.

К сокращению данной задолженности привело изменение политики руководства страны в отношении кредитования предприятий. В начале года было принято решение снизить кредитную поддержку предприятий, а банки получили рекомендацию финансировать только эффективные проекты. Кроме того, из-за девальвации белорусского рубля внутренний рынок сократился (в валютном выражении), в связи с чем снизились объемы импорта в страну. Поэтому стали снижаться и объемы кредитования.

Экономические проблемы привели и к сокращению задолженности небанковского сектора экономики. На 1 июля 2015 года его внешний (с учетом межфирменного кредитования) долг снизился по сравнению с началом года на 654,3 млн. USD, то есть на 3,8%, и составил 16,7 млрд. USD. Это 44% валового внешнего долга страны.

При этом структура данного долга ухудшилась: сократилась долгосрочная задолженность, тогда как краткосрочная даже выросла. За январь – июнь 2015 года краткосрочные обязательства увеличились на 347,4 млн. USD, или на 3,1%, достигнув 11,5 млрд. USD. Долгосрочный внешний долг сложился в объеме 5,2 млрд. USD  и сократился с начала года на 1 млрд. USD, то есть на 16,1%.

Такое изменение структуры задолженности указывает на снижение  инвестиционной активности предприятий. Этот процесс объективен и отражает сокращение внутреннего и внешнего рынков, то есть не хватает окупаемых проектов. Поэтому ситуацию не могут изменить и колоссальные кредитные линии, открытые для Беларуси Китаем.

В целом с падением объема внешних заимствований получается довольно безрадостная картина: деньги есть где взять, но эффективно вложить их некуда, да и некому.

См. также: Конвертация внешних проблем во внутренние

Правительство продолжает заимствовать

На фоне сокращения внешних долгов указанных секторов экономики довольно странным кажется поведение правительства, которое увеличивает свои внешние заимствования, хотя при этом говорит о необходимости жить по средствам.

Так, внешний долг сектора государственного управления (без учета обязательств других секторов под гарантии правительства РБ) на 1 июля 2015 года составил 13,2 млрд. USD, что равно 34,8% валового внешнего долга страны. При этом с начала года он увеличился на 85,4 млн. USD.

Обязательства перед нерезидентами по государственным долгосрочным облигациям Министерства финансов РБ сложились в размере 1,8 млрд. USD, а обязательства, связанные с распределением РБ специальных прав заимствования МВФ, – в сумме 518,5 млн. USD.

Внешний государственный долг РБ очень быстро рос с 2007 по 2011 год, после чего темпы его увеличения резко снизились. Правительство Беларуси не прочь было одалживать и далее, но за рубежом больше не находится финансовых организаций и правительств, готовых предоставлять ему новые кредиты без проведения экономических реформ, гарантирующих способность Беларуси расплатиться по долгам. Навстречу идет только Россия, но и она соглашается лишь на рефинансирование долга, и не более того.

Но правительство не может отказаться от наращивания внешней задолженности, так как в этом случае ему придется прекратить поддержку белорусских государственных предприятий, что приведет к новому обвалу заработной платы и ВВП. Уже осуществленное сокращение банковского кредитования и прекращение поддержки курса белорусского рубля и так привели к обвалу ВВП на 3,5% (по итогам января – августа) и снижению зарплаты до уровня около 400 USD. Если свою задолженность начнет уменьшать еще и правительство, спад экономики окажется еще больше. А это – далеко не радужная перспектива.

Поэтому вместо наращивания внешнего долга правительство начинает прибегать к заимствованиям валюты внутри страны. Так, в июле сумма реализованных на внутреннем рынке страны государственных облигаций выросла на 1,03 трлн. USD. Это приведет к росту и внешнего долга, так как белорусские предприятия и банки не обладают столь значительными собственными валютными ресурсами, поэтому они будут увеличивать свои заимствования за рубежом. То есть процесс сокращения долгов указанных секторов экономики во второй половине текущего года должен замедлиться или даже прекратиться вовсе.

В принципе, увеличение внешней задолженности в период кризиса является правильной политикой. Именно так, в частности, поступают в США и Евросоюзе. Но это должно сопровождаться реформированием экономики. Если России удастся в течение периода от нескольких месяцев до года выйти из кризиса и ее рынок расширится, а экономические реформы в Беларуси будут осуществлены в верном направлении, то тогда оказываемая сейчас экономике нашей страны поддержка за счет долга может оказаться оправданной. А вот если ничего этого не произойдет, то внешние заимствования будут осуществлены зря, и приведут они только к утяжелению долгового бремени страны. В этом случае, даже если ситуация в соседних странах стабилизируется (но не начнет улучшаться) падение экономики в Беларуси продолжится. Пока, к сожалению, дело идет именно к этому.

См. также: Предприятий много, а давать кредиты некому

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,