22.09.2015, 13:47
Наши права – их обязанности
Всем известно, что граждане РБ имеют конституционное право свободно избирать и быть избранными в любой государственный орган, образуемый выборами.
Ответственным за это дело является государство, персонифицируемое высшими государственными чиновниками и администрациями, специально утверждаемыми для этого органами – избирательными комиссиями, подчиняющимися Центризбиркому. В его состав половину – 6 членов – назначает президент и еще 6 человек избирает Совет республики. При этом все кандидатуры, прежде чем они окажутся в Центризбиркоме, рекомендуют областные Советы и их исполкомы.
Как и всякий государственный орган, Центризбирком в пределах своих полномочий организует все выборы на «принципах законности, независимости, коллегиальности, открытости и гласности. Полномочные решения центральной комиссии обязательны для исполнения всеми нижестоящими комиссиями, всеми государственными органами, политическими партиями, другими общественными организациями, а также гражданами».
Своеобразная софистика, благодаря которой гражданин, доверивший государству реализацию своего права, тут же становится его должником. Даже в том случае, если он этого не хочет. Когда отказывается от участия в выборах, опасаясь, что его субъективное желание будет проигнорировано или даже сфальсифицировано, использовано ему во вред.
Отказ от выборов – это тоже выбор.
В демократических обществах многие граждане отказываются голосовать по разным причинам. Не верят в справедливость, не считают нужным поддерживать действующий режим, не имеют возможности изменить его природу, считают себя простыми обывателями, которым нет дела до политики. Белорусы, получившие избирательное (всеобщее, прямое право, осуществляемое при тайном голосовании) право от «родной советской власти», не отличались активностью от граждан других стран. Сейчас никто не отрицает, что советская демократия была псевдодемократией. Но, применяя прежнюю идеологию, не только в политике (надстройке), но и в экономике (базисе) установились чисто формальные отношения. Например, был продекларирован принцип «От каждого – по способностям, каждому – по труду». Но заработная плата устанавливалась государством на уровне, который отражает шутка: они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем.
Государство заботилось о человеке во всем, включая и его политические права. Оно денно и нощно пеклось о том, чтобы права трудящихся безусловно исполнялись государственными органами, даже тогда, когда они не имели физической возможности их реализовать. Политические права граждан тоже стали обязанностью государственных органов. В законе о выборах указывалось, что «в случаях, если отдельные избиратели по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам не могут прийти в помещение для голосования, участковая комиссия по их просьбе, высказанной в письменной или устной форме, поручает не менее чем двум членам избирательной комиссии организовать голосование в местах нахождения этих избирателей в день выборов».
Трудно даже сказать, что могло помешать советскому избирателю, кроме тяжелой болезни или эпидемии, реализовать свои права. Никто и ничто, кроме плохих дорог. Для доставки избирателей на участки задействовали все имеющие в колхозах упряжки, весь автомобильный парк районных организаций и предприятий. А обратным рейсом доставляли бюллетени и урны для больных и престарелых.
Со временем транспорта в колхозах стало больше, народу – меньше, их политическая активность снизилась. Но и теперь для обеспечения явки потребовалось завозить урну в каждый отдаленный пункт (в 5 километрах от райцентра уже начиналась глухая провинция, где проживала значительная часть избирателей). К слову, только к концу 70-х годов в структуре населения численность горожан начала преобладать. Но к этому времени стыдливая оговорка о проведении голосований на дому для отдельных избирателей, объявивших об этом «письменно или устно», вошла в широкую практику. Обычно к полудню определяли долю тех, кто самостоятельно пришел на участок, а после переходные урны направляли в отдаленные деревни, приписанные к участку. К «отказникам». В отсутствие внятных «челобитных» неявку избирателей пришлось считать их просьбой «по умолчанию».
Так обеспечивалась массовость, что воспринималось как свидетельство высокой политической активности и лояльности избирателей.
Впервые в 1990 году, когда проводились частично альтернативные выборы, когда сами избирательные комиссии включились в политическую борьбу на стороне отдельных кандидатов, эта практика пробуксовала. Выборы в Верховный Совет XII созыва по причине низкой активности пришлось проводить в несколько этапов: дважды – в марте, повторные выборы – в апреле и мае 1990 года. Победителю во втором туре требовалось набрать «50% плюс 1 голос» избирателей, и несколько округов так и остались без своих депутатов.
В современном законодательстве положение о том, что избирательные комиссии должны обеспечить голосование тем гражданам, которые просят о доставке урны на дом, сохранилось. Письменная или устная просьба без необходимости объяснения причин невозможности посещения участка избирателем. Такая вот произвольная бухгалтерия, которая позволяет включить в список всех избирателей. Если они не обязаны формулировать, какие трудности помешали им прийти на участок для голосования, то с какой стати об этом должна заботиться комиссия? Известно ведь: слово печатное не вырубишь пером, а устное – воробей, которого не поймаешь. И к делу не пришьешь. Может, избиратель болел, может, пьянствовал, может, просто не захотел голосовать. Но кто потребует точности от необязательной государственной бумажки?
В общем, комиссия имеет полное право включить в список всех.
Таким образом искусственно завышается участие избирателей в выборах, поскольку участок сам «приходит» в дом к каждому. Даже тот, кто не просил о такой услуге, но впустил «гостей» в свое жилье, считается проголосовавшим. А в неформальной обстановке хозяин обычно откликается на просьбу «гостей» и голосует так, как его просят. Для него это мелочь, а для носителей урны – обязанность. Одни исполняют ее по должности, другие – по специальному заданию, полученному от своего начальства.
И те и другие несут персональную ответственность за обеспечение правдоподобия проведения выборов на их участке.
Как это было и в прошлом.
См. также: Мы идем на выборы! Да вы что?