Государство заботилась о человеке во всем, включая и его политические права.

Государство заботилась о человеке во всем, включая и его политические права.

Всем известно, что граждане РБ имеют конституционное право свободно избирать и быть избранными в любой государственный орган, образуемый выборами.

Ответственным за это дело является государство, персонифицируемое высшими государственными чиновниками и администрациями, специально утверждаемыми для этого органами – избирательными комиссиями, подчиняющимися Центризбиркому. В его состав половину – 6 членов – назначает президент и еще 6 человек избирает Совет республики. При этом все кандидатуры, прежде чем они окажутся в Центризбиркоме, рекомендуют областные Советы и их исполкомы.

Как и всякий государственный орган, Центризбирком в пределах своих полномочий организует все выборы на «принципах законности, независимости, коллегиальности, открытости и гласности. Полномочные решения центральной комиссии обязательны для исполнения всеми нижестоящими комиссиями, всеми государственными органами, политическими партиями, другими общественными организациями, а также гражданами».

Своеобразная софистика, благодаря которой гражданин, доверивший государству реализацию своего права, тут же становится его должником. Даже в том случае, если он этого не хочет. Когда отказывается от участия в выборах, опасаясь, что его субъективное желание будет проигнорировано или даже сфальсифицировано, использовано ему во вред.

Отказ от выборов – это тоже выбор.

В демократических обществах многие граждане отказываются голосовать по разным причинам. Не верят в справедливость, не считают нужным поддерживать действующий режим, не имеют возможности изменить его природу, считают себя простыми обывателями, которым нет дела до политики. Белорусы, получившие избирательное (всеобщее, прямое право, осуществляемое при тайном голосовании) право от «родной советской власти», не отличались активностью от граждан других стран. Сейчас никто не отрицает, что советская демократия была псевдодемократией. Но, применяя прежнюю идеологию, не только в политике (надстройке), но и в экономике (базисе) установились чисто формальные отношения. Например, был продекларирован принцип «От каждого – по способностям, каждому – по труду». Но заработная плата устанавливалась государством на уровне, который отражает шутка: они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем.

Государство заботилось о человеке во всем, включая и его политические права. Оно денно и нощно пеклось о том, чтобы права трудящихся безусловно исполнялись государственными органами, даже тогда, когда они не имели физической возможности их реализовать. Политические права граждан тоже стали обязанностью государственных органов. В законе о выборах указывалось, что «в случаях, если отдельные избиратели по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам не могут прийти в помещение для голосования, участковая комиссия по их просьбе, высказанной в письменной или устной форме, поручает не менее чем двум членам избирательной комиссии организовать голосование в местах нахождения этих избирателей в день выборов».

Трудно даже сказать, что могло помешать советскому избирателю, кроме тяжелой болезни или эпидемии, реализовать свои права. Никто и ничто, кроме плохих дорог. Для доставки избирателей на участки задействовали все имеющие в колхозах упряжки, весь автомобильный парк районных организаций и предприятий. А обратным рейсом доставляли бюллетени и урны для больных и престарелых.

Со временем транспорта в колхозах стало больше, народу – меньше, их политическая активность снизилась. Но и теперь для обеспечения явки потребовалось завозить урну в каждый отдаленный пункт (в 5 километрах от райцентра уже начиналась глухая провинция, где проживала значительная часть избирателей). К слову, только к концу 70-х годов в структуре населения численность горожан начала преобладать. Но к этому времени стыдливая оговорка о проведении голосований на дому для отдельных избирателей, объявивших об этом «письменно или устно», вошла в широкую практику. Обычно к полудню определяли долю тех, кто самостоятельно пришел на участок, а после переходные урны направляли в отдаленные деревни, приписанные к участку. К «отказникам». В отсутствие внятных «челобитных» неявку избирателей пришлось считать их просьбой «по умолчанию».

Так обеспечивалась массовость, что воспринималось как свидетельство высокой политической активности и лояльности избирателей.

Впервые в 1990 году, когда проводились частично альтернативные выборы, когда сами избирательные комиссии включились в политическую борьбу на стороне отдельных кандидатов, эта практика пробуксовала. Выборы в Верховный Совет XII созыва по причине низкой активности пришлось проводить в несколько этапов: дважды – в марте, повторные выборы – в апреле и мае 1990 года. Победителю во втором туре требовалось набрать «50% плюс 1 голос» избирателей, и несколько округов так и остались без своих депутатов.

В современном законодательстве положение о том, что избирательные комиссии должны обеспечить голосование тем гражданам, которые просят о доставке урны на дом, сохранилось. Письменная или устная просьба без необходимости объяснения причин невозможности посещения участка избирателем. Такая вот произвольная бухгалтерия, которая позволяет включить в список всех избирателей. Если они не обязаны формулировать, какие трудности помешали им прийти на участок для голосования, то с какой стати об этом должна заботиться комиссия? Известно ведь: слово печатное не вырубишь пером, а устное – воробей, которого не поймаешь. И к делу не пришьешь. Может, избиратель болел, может, пьянствовал, может, просто не захотел голосовать. Но кто потребует точности от необязательной государственной бумажки?

В общем, комиссия имеет полное право включить в список всех.

Таким образом искусственно завышается участие избирателей в выборах, поскольку участок сам «приходит» в дом к каждому. Даже тот, кто не просил о такой услуге, но впустил «гостей» в свое жилье, считается проголосовавшим. А в неформальной обстановке хозяин обычно откликается на просьбу «гостей» и голосует так, как его просят. Для него это мелочь, а для носителей урны – обязанность. Одни исполняют ее по должности, другие – по специальному заданию, полученному от своего начальства.

И те и другие несут персональную ответственность за обеспечение правдоподобия проведения выборов на их участке.

Как это было и в прошлом.

См. также: Мы идем на выборы! Да вы что?

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в 2023 году в Беларуси оказалась лучше прогноза

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в декабре 2023 года выросли на 0,9% после роста в ноябре на 0,7% . Цены на продовольственные товары в декабре 2023 года выросли на 1,5% к ноябрю 2023 года, цены на непродовольственные товары выросли на 0,1%, тарифы на услуги выросли на 0,9%. Годовая

Доллар подорожал на первых торгах на БВФБ в 2024 году

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,