22.09.2015, 8:31
Как хмелела Лида
Когда в немецком Мюнхене утром 19 сентября хозяева пивных павильонов праздничным парадом проходили по улицам, а мэр города откупоривал первую бочку пива, знаменуя начало традиционного осеннего фестиваля, в белорусской Лиде со сцены доносились народные мелодии и приветствия официальных лиц.
Председатель Лидского райисполкома Михаил Карпович поздравлял лидчан с Днем города, а министр культуры Борис Светлов и генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис – еще и с приуроченным ко Дню города праздником LIDBEER – «Фестивалем хмеля, солода и воды».
Под невинным и поэтическим названием скрывается примерно то же, что и под «Октоберфэст», с той лишь разницей, что германский фестиваль проходит около 16 дней и наливают там мюнхенское пиво, а праздник в Лиде для начала ограничился одним днем и предлагали там, соответственно, лидское пиво – нет, местную артезианскую воду, заваренную на хмеле и солоде. Видимо, от разобщенности этих компонентов Лида хмелела очень сдержанно и под строгими взглядами милиции сохраняла приличие.
Конечно, сравнивать лидский праздник пива с немецким – дело неблагодарное. Тем более что на «Октоберфэсте» автор этих строк до сих пор не бывала, а вот некоторыми тропами LIDBEER ей пройти довелось. Их, тематических маршрутов, было заявлено аж восемь: исторический, дегустационный, музыкальный, театральный и другие. Тропы, ведущие от приемной завода «Лидское пиво» через городские улицы и площади к Лидскому замку, то и дело пересекались, и сбиться с маршрута было раз плюнуть, но это не мешало радоваться неожиданно возникавшим на пути бочкарю, торговке сушеной рыбой или швейцарскому «сырному человеку».
Во дворе Лидского замка тоже было полно развлечений – от театрального представления в шатре короля Витовта с танцами, нешуточным побоищем на мечах и посвящением в рыцари до всевозможных средневековых силовых забав: можно было пострелять из лука, пометать дротики, опять же, сразиться на мечах. Где тут заканчивался LIDBEER и начинался День города – старого города с богатой историей – понять было сложно, да, в общем-то, и не нужно.
Современные и исторические декорации праздника примиряли два вертолета и один дельтаплан в небе над Лидой. Целый день напролет они кружили над городом, катая охочих до развлечения лидчан и гостей мероприятия. Удовольствие, кстати, не из дешевых, 300-400 тыс. рублей за 7 минут полета, но от желающих не было отбоя. «Вот уж кризис так кризис», – шутили люди в очереди. Видимо, изголодался народ по праздникам.
В общем, по белорусским меркам, получилось вполне хорошо – и аутентично, и душевно. А если верить организаторам, то еще и массово: праздник, по их данным, посетили около 60 тыс. человек, а это больше половины всего населения Лиды.
Правда, власти возлагают на фестиваль надежды как на событие практически международного масштаба, которое будет проходить ежегодно и привлекать в Лиду туристов. Не зря на праздник приехал министр культуры, а с ним и и. о. директора Национального агентства по туризму Григорий Померанцев. Последний подчеркнул, как важно для развития туризма брендировать страны и города. «И Лида как раз сочетает в себе бренды: исторический, культурный и производственный – пивной», – высоко оценил он потенциал города.
«Я бы хотел, чтобы такие праздники продолжались, – поддержал Г. Померанцева Б. Светлов. – У нас уже есть фестиваль драников, сыра, фестиваль хлеба, вишенный фестиваль, яблочный. И в этой череде должен быть и пивной фестиваль».
А гендиректор ОАО «Лидское пиво» А. Микшис о будущем LIDBEER высказался более сдержанно, но все же с оптимизмом. «Давайте сначала проведем этот праздник, посмотрим, каковы будут наши успехи и… я уверен, что продолжение будет».
Некоторое сомнение, сквозившее в этой уверенности, по всей видимости, связано с финансовыми затратами на проведение фестиваля.