Как следует из недавнего сообщения пресс-службы правительства РБ, в Беларуси может быть организована сборка коммерческих автомобилей Iveko и легковых – Fiat. Об этом заявил 10 сентября премьер-министр страны Андрей Кобяков, общаясь с руководством концерна Fiat Chrysler Automobiles в ходе посещения его предприятия Maserati в Турине.

Согласно предварительным договоренностям, в проектах с Fiat Chrysler Automobiles предполагается задействовать площадки СП ЗАО «Юнисон», где планируется выпускать до 20 тыс. легковых авто в год, и «БелавтоМАЗа». Первый шаг – организация в 2016 году крупноузловой сборки, в 2017-2018 годах предполагается достичь степени локализации в размере 30-50%. Сумму инвестиций пока не называют, состав модельного ряда также находятся на стадии обсуждения.

Несколько позднее член наблюдательного совета СП ЗАО «Юнисон» Алексей Ваганов пояснил представителям СМИ, что относительно реализации упомянутых двух автосборочных проектов заключены предварительные договоренности, так как «наши возможности совпадают с желанием и перспективами Fiat Chrysler Automobiles на рынке Евразийского экономического союза». Пока речь идет только о модельном ряде и о создании рабочей группы по разработке меморандума о сотрудничестве Беларуси и Fiat Chrysler Automobiles.

Главное – попытка

За последние 15 лет на мощностях предприятия «Юнисон» в поселке Обчак под Минском неоднократно предпринимались попытки организовать промышленную сборку автомобилей различных иномарок. И только начинания последнего времени можно признать вполне состоявшимися, хотя говорить об их большом коммерческом успехе не приходится.

Сегодня в Обчаке собирают 9 моделей легковых автомобилей: Samand, Zotye, Peugeot 301, 508, 3008, Partner, Citroen C-Elysee и Berlingo, а также Opel Mokka. А 9 июля 2015 года, согласно сообщению пресс-службы General Motors, GM и СП ЗАО «Юнисон» подписали соглашение о крупноузловой сборке Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe для российского рынка.

См. также: Из России с любовью

Анализируя позиции пришедших к нам в последнее время брендов, эксперты выявили одну общую для них закономерность: все они по темпам падения объемов продаж в текущем году являются «лидерами» российского автомобильного рынка. Цель их прихода в Беларусь – снижение производственных и логистических издержек для повышения ценовой конкурентоспособности.

Чтобы не быть голословными, сошлемся на данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за 8 месяцев текущего года. Из них следует, что с января по август текущего года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом Peugeot потерял 73% продаж, Citroen – 72%, Opel – 68%, Chevrolet – 56%. На этом фоне Cadillac с его минус 27% выглядит почти благополучно, чего нельзя сказать о брендах концерна Fiat Chrysler Automobiles, с которым Беларусь намеревается сотрудничать. За 8 месяцев в годовом исчислении российские продажи машин Fiat упали на 47%, Alfa Romeo – на 56%, Jeep – на 69%, Chrysler – на 67%.

Никуда, кроме России

Впрочем, белорусы не должны особенно «заморачиваться» по поводу сбыта собираемых ими иномарок. В соответствии с большинством соглашений, это прерогатива самих владельцев брендов, что совсем даже неплохо, учитывая негативное развитие конъюнктуры в России. По данным АЕВ, в августе 2015 года в РФ было продано 138 тыс. новых автомобилей, что на 19,4% меньше, чем в августе 2014 года (правда, на 5,8% больше, чем в июле 2015 года). В январе – августе 2015 года было реализовано 1.0519 тыс. авто, что на 33,5% меньше аналогичного периода 2014 года.

По итогам продаж в августе первое место традиционно заняла «Лада», продавшая 20.174 машины. Следом расположились: KIA – 14.081, Hyundai – 12.584, Renault – 9.918. Причем большинство ведущих производителей, кроме KIA, Ford и УАЗ, показали отрицательную динамику. Тройка лидеров среди моделей выглядит так: Hyundai Solaris – 10.581 авто (+16,5%), Lada Granta – 9.070 (-23,5%) и KIA Rio – 8.989 (+49,8%).

Аналогичным августовскому оказался и рейтинг продавцов за 8 месяцев. Вслед за «Ладой», продавшей 181 тыс. авто, следуют: Hyundai – 104 тыс., KIA – 103 тыс. и Renault – 76 тыс. А вот в разрезе моделей картина выглядит несколько иначе: Lada Granta – 81.748 авто (-14,1%), Hyundai Solaris – 74.534 (+0,1%), и KIA Rio – 60.828 (+1,3%).

Что касается динамики продаж, то ситуация здесь продолжала усугубляться даже для крупнейших автокомпаний: за 8 месяцев Toyota потеряла 36%, Renault – 38%, Nissan – 39%, VW – 42%, Mazda – 43%, Ford – 45%, Mitsubishi – 46%, Subaru – 53%, Volvo – 57%, Suzuki – 65%, SSangYong – 71%, Honda – 75%.

Или вон, или в Беларусь

Поэтому нельзя исключить, что некоторые из них уже в ближайшее время могут стать клиентами белорусских сборочных предприятий. Хотя большинство из них, похоже, просто покинет российский рынок. Как, например, Honda, которая в начале сентября приняла решение о переходе на новую стратегию в связи с кардинальным падением продаж. Теперь поставка автомобилей в Россию будет реализовываться только по предварительным заказам.

Еще раньше (в феврале 2015 года) о переходе на поставку ряда своих моделей только на условиях предоплаты объявила компания Mazda, оставив в продаже фактически только Mazda-6 и Mazda CX-5, которые собирают в России. Теперь перед угрозой полного свертывания продаж оказались и дилеры SsangYong. Как передает РБК, южнокорейская марка с начала 2015 года прекратила поставки автомобилей в связи с девальвацией рубля и в настоящее время ведет распродажу остатков.

Эксперты полагают, что до конца 2015 года российский автомобильный рынок могут покинуть еще несколько брендов, прежде всего те, чье падение составило от 65 до 70%. В этом перечне называют и практически все марки, производимые концерном Fiat Chrysler Automobiles.

И тем не менее, по мнению председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, темпы падения продаж относительно прошлого года в августе показали дальнейшее замедление, что предполагает приближение рынка к некоему равновесию на новом, более низком уровне. Однако это не может произойти слишком быстро, так как колебания валютного курса оказывают сильнейшее влияние на текущее поведение покупателей и спрос на товары с высокой стоимостью, такие как автомобили.

По прогнозам экспертов Ассоциации европейского бизнеса в России, по итогам 2015 года следует ожидать дальнейшего (пусть и более медленного) снижения продаж новых автомобилей в РФ – они могут сократиться на 24%. Однако некоторые специалисты рынка называют и более пессимистичную цифру – 40%. В этом плане наиболее правдоподобным выглядит прогноз аналитиков PricewaterhouseCoopers (PwC). В соответствии с ним в 2015 году продажи снизятся на 25-35%, до 1,52-1,75 млн. авто.

См. также: Меж двух друзей, как меж двух огней

Тэги:

, , , , ,

Прогнозы на 2021 год: доллару грозит девальвация

После потрясений 2020 года хочется надеяться на стабильность в 2021 году, но существуют значительные риски того, что мир потрясет новый кризис, который не обойдет стороной и Беларусь: доллар, который является основной валютой для сбережения у жителей Беларуси, подешевеет, а золото вырастет в цене, что поддержит резервы страны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют рост мировой экономики в

Прогноз курса рубля на неделю 4-6 января

Январь 2021 года вполне может оказаться удачным месяцем для белорусского рубля, и курс доллара на БВФБ уже за первую неделю месяца способен снизиться на 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за последнюю неделю 2020 года не вырос, как прогнозировалось, а уменьшился: на 0,4%, составив 30 декабря 2,5789 рубля. Причиной этого стало неожиданное ослабление

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 января

За последнюю неделю января курс доллара на БВФБ может вырасти еще примерно на 1% на фоне небольшого роста курсов других валют. Уже в понедельник 25 января доллар может подорожать где-то на 0,5%. В начале прошедшей недели курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, как и ожидалось, но в пятницу 22 января он резко вырос, и

Прогноз курса рубля на неделю 1-5 февраля

Можно ожидать коррекции курса доллара на БВФБ примерно на 1%, хотя нельзя исключить резких колебаний курса. Уже в понедельник 1 февраля доллар может ослабеть на величину в пределах 0-0,5%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос, как и прогнозировалось, но существенно больше, чем ожидалось: на 3,1% – до 2,6262 рубля. Причиной

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия