16.09.2015, 8:24
Зачем белорусским банкам хакатон?
В приближающиеся выходные, 18-20 сентября, в Беларуси состоится первый в истории страны межбанковский хакатон FinTech Minsk, организованный Бизнес-клубом Imaguru при поддержке Национального банка Беларуси, компании SoftClub и генерального банка-партнера – Приорбанка.
Можно сказать, что хакатон – это соревнование особой формы, которое собирает на одной площадке команды, сформированные из разных специалистов. Это программисты, маркетологи, менеджеры, предприниматели и другие люди, которые интересуются той сферой бизнеса, которой посвящен хакатон.
Он проводится в течение 48 часов, начинается в пятницу вечером и заканчивается вечером в воскресенье. Вначале люди, пришедшие на соревнование, могут за пару минут презентовать свою идею, описав, что предполагается создать: мобильное приложение, сервис и т. д. Потом авторы идеи могут собрать свою команду из специалистов. Команды начинают работать над проектами, и в воскресенье вечером они должны представить презентацию решения проблемы. Кроме того, в течение двух дней проходят мастер-классы специалистов в данной области. По итогам работы команды, которые дошли до финала, презентуют свои проекты и получают призы.
Клуб Imaguru 15 сентября провел презентацию хакатона FinTech Minsk. Организаторы ожидают, что в нем примут участие от 100 до 150 человек. Кроме Национального банка и Приорбанка, к его работе уже проявили интерес Белгазпромбанк и Альфа-Банк (Беларусь).
Прорыва никто не ждет
В ходе презентации Александр Сотников, начальник главного управления развития цифровых банковских технологий Нацбанка, задал вопрос: «Для чего нужен Нацбанку хакатон?». И сам на него ответил. Сотников сообщил, что в настоящее время существуют различные финансовые продукты, о которых никто толком не знает. Он привел в пример криптовалюты. Все понимают, что за ними будущее, но кто-то запрещает их, кто-то занимает выжидательную позицию. Позиция Нацбанка в отношении таких валют пока состоит в том, что они находятся вне рамок правого поля в РБ. Но тем не менее они интересуют Нацбанк. Поэтому, отметил Сотников, специалисты Нацбанка с интересом послушают, что будут предлагать авторы идей в отношении таких валют на хакатоне.
Кроме того, Александр Сотников отметил, что Нацбанк активно продвигает вопросы финансовой грамотности, и ему будут интересны проекты, связанные с этими вопросами.
В то же время банкир отметил, что пока рано судить о соревновании. «У нас нет понимания того, что мы можем получить. Наверное, будем неверным ожидать прорыва от первого хакатона», – подчеркнул Александр Сотников.
Алексей Корников, директор департамента электронного бизнеса Альфа-Банка, сказал, что цель участия его банка в мероприятии – выйти за рамки технологий, существующих на сегодняшний день, того, что есть у всех. Он подчеркнул, что с новыми технологиями приходят новые решения и новые продукты, и на финансовом рынке успешным будет тот, кто успеет в минимально короткие сроки увидеть новые технологии бизнеса и сумеет их внедрить. Он сообщил, что в России Альфа-Банк ежегодно проводит хакатоны, в которых участвуют в том числе и команды из Беларуси.
Денис Спариш, начальник отдела продвижения электронных каналов и продуктов Департамента электронных каналов сопровождения и продаж Приорбанка, сказал, что новые технологии изменяют финансовый рынок, а банкам важно развивать инновации. Он подчеркнул, что в банках всегда идет процесс разработки и внедрения новых продуктов, но сегодня этого уже недостаточно. В современном мире важно не только то, что получает клиент, но и как он это получает.
По мнению Спариша, финансовые инновации в числе прочего заключаются и в том, что традиционным банковским услугам придается новый вид. А создание новых сервисов – это не совсем банковская специфика, поэтому банкам сегодня важно взаимодействовать с новаторами в сфере финансовых технологий. «И мы рассчитываем, что хакатон станет таким своеобразном мостом между идеями и банками. В конечном итоге это позволит внедрять новые технологии и новые сервисы для клиентов. А для банков это, соответственно, приведет к увеличению их бизнеса. Внедряя технологии, мы идем навстречу клиенту, делаем то, что удобно ему и как удобно ему», – так ответил на вопрос о том, зачем нужен банкам хакатон, Денис Спариш.
Участвовать могут все
Клуб Imaguru каждый месяц проводит как минимум один хакатон уже на протяжении нескольких лет, поэтому обладает опытом организации такого рода мероприятий.
Участие в соревновании могут принять как заранее сформированные команды, так и отдельные инженеры, программисты, менеджеры. К участию допускаются команды от трех человек с FinTech-идеями. Организаторы и банки-партнеры хакатона могут также заявить идею для решения потенциальным командам и учредить свой приз.
Основные темы хакатона 18-20 сентября – мобильный банкинг, микрофинансирование и краудфандинг, криптовалюты, 3D-моделирование, безопасность данных, скоринговые системы. Среди менторов хакатона – FinTech-стартапы из Литвы и Эстонии, эксперты в сферах криптовалюты и краудфандинга.