Анализ проекта изменений в Налоговый кодекс на 2016 год, опубликованный на сайте Министерства финансов Республики Беларусь, позволяет сделать вывод об усложнении налогового законодательства в следующем году. Не меняя ставок по основным налоговым платежам, государство предлагает внести существенные изменения в процесс налогового администрирования – порядка исчисления и уплаты налогов.

Счета-фактуры и НДС

Наиболее существенные изменения в сфере налогового администрирования касаются порядка исчисления и уплаты НДС. Так, в новой статье № 106-1 Налогового кодекса предлагается ввести понятие «электронный счет-фактура».

Новый по названию, но старый по сути механизм налогового администрирования возвращает нас в 2009 год, когда в Республике Беларусь применяли бланк строгой отчетности «счет-фактура по НДС». Бумажный счет-фактура по НДС оформляли при оказании работ или услуг, и он был необходимым условием для принятия к вычету НДС по работам и услугам. С 1 января 2010 года данная процедура была отменена в рамках либерализации законодательства Республики Беларусь как процедура, усложняющая налоговое администрирование.

Похоже, что государство посчитало наше налоговое законодательство достаточно либеральным и поэтому решило в 2016 году его усложнить. Новый порядок принятия НДС к вычету предполагает, что каждое предприятие при реализации товаров (работ, услуг) обязано будет оформлять на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь счет-фактуру. Оформленный счет-фактура пересылается покупателю товаров (работ, услуг) и является основанием для принятия к вычету НДС.

Цели государства при введении нового порядка принятия к вычету НДС очевидны. Во-первых, государство получает полный контроль над движением товаров, работ и услуг в онлайн-режиме. Любая хозяйственная операция с включенным НДС обязана будет отражаться на портале налоговых органов и поэтому окажется под контролем налоговой. Таким образом государство, очевидно, предполагает бороться с лжепредпринимательскими структурами в надежде на то, что недобросовестные предприятия будут опасаться регистрироваться на портале, а соответственно, и вычет необоснованного НДС будет минимальным.

При этом наличие возможности осуществления налогового контроля над всеми хозяйственными операциями не означает его эффективного проведения на практике. Для обработки любого большого массива информации требуются универсальные специалисты, хорошо знающие как методы работы с базами данных, так и особенности налогового законодательства и экономической деятельности предприятий. При этом для эффективности контроля хотя бы один такой специалист должен быть в каждой налоговой инспекции, что с учетом невысокой заработной платы на госслужбе проблематично. Только наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах позволит установить эффективный налоговой контроль, в иной ситуации собранная ими информация будет бесполезным сбором данных.

Во-вторых, никто не застрахован от сбоев в работе нового налогового портала. Соответственно, любое нарушение в работе программного обеспечения приведет к отсутствию электронного счета-фактуры у покупателя и к невозможности принятия к вычету НДС. Государство при этом получит дополнительные поступления в бюджет, а бизнес – искусственный рост налоговой нагрузки по НДС за счет невозможности принятия к вычету НДС по не зависящим от него техническим причинам.

Следует отметить, что именно техническое обеспечение идеи электронного счета-фактуры вызывает наибольшие опасения. В стране десятки тысяч плательщиков НДС, ежедневный документооборот которых, связанный с реализацией товаров, работ, услуг, может составлять от одного до нескольких десятков  документов. Соответственно, портал налоговых органов должен будет обрабатывать по несколько сотен тысяч обращений ежедневно.

Насколько дорогостоящим и эффективным должно быть оборудование и программное обеспечение для обработки и хранения такого большого массива информации, говорить не приходится. Расходы на данное оборудование и программное обеспечение должны осуществляться из бюджета, что в условиях экономического кризиса вызывает сомнения в их целесообразности.

При этом любой сбой в работе портала налоговых органов по оформлению счетов-фактур приведет к тому, что предприятия не смогут принять к вычету НДС, а следовательно, будут вынуждены уплатить дополнительный искусственный налог в бюджет. Насколько реальна данная ситуация, знает каждый, кто пытался сдать отчетность в налоговую или ФСЗН в последний день отчетного периода. В данном случае речь идет обо всех белорусских предприятиях, в том числе и государственных, и градообразующих, что может отрицательно отразиться на экономической ситуации всего белорусского бизнеса, усугубив экономический кризис в государстве.

Дополнительные обязанности без прав

Помимо электронного счета-фактуры, можно отметить следующие изменения налогового законодательства 2016 года, свидетельствующие об усложнении процедур налогового администрирования. Все изменения условно можно разделить на две сферы: 1) расширение обязанностей предприятий перед налоговыми органами и 2) сокращение льгот по действующим налогам.

К дополнительным обязанностям предприятий следует отнести предлагаемые изменения, связанные с необходимостью информировать налоговые органы обо всех внешнеэкономических сделках на сумму, превышающую 1 млрд. рублей, заключенных с взаимозависимыми лицами или нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах. Кроме того, с 2016 года предлагается обязать предприятия представлять в налоговые органы экономические обоснования всех хозяйственных операций, подлежащих особому контролю. К таким хозяйственным операциям в настоящее время относятся:

– реализация недвижимого имущества, когда цена такой сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;

– осуществление сделки (сделок) по внешнеторговой деятельности, в том числе сторонами которой (которых) являются взаимозависимые лица, если цена такой сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 1 миллиард белорусских рублей на дату ее осуществления;

– реализация товара (выполнение работы, оказание услуги), когда цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату реализации;

– приобретение товара (работы, услуги), когда цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату приобретения.

Фактически предприятия обязывают раскрывать свою коммерческую тайну при заключении сделок, которые, по мнению государства, являются подозрительными. При этом если доводы налогоплательщика покажутся неубедительными, то государство сможет дополнительно начислить налог в бюджет. По сути, критерии четкого определения условий исчисления налогов размываются в сторону субъективной оценки налоговым инспектором обоснованности цены сделки в целях налогообложения. А любая субъективность в принятии экономических решений есть база для коррупции.

К изменениям, расширяющим обязанности плательщиков, следует отнести и обязанность банков сообщать об открытых электронных кошельках и деньгах, хранящихся в электронных кошельках. При этом налоговые органы получат право обращать взыскание на электронные деньги, хранящиеся в электронных кошельках.

Ко второй категории изменений в налоговом администрировании следует отнести отмену 10-процентной льготной ставки по налогу на прибыль для производителей лазерно-оптической техники. Кроме того, при исчислении налога на прибыль с 2016 года предлагается не учитывать:

– оплату дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, за продолжительный стаж работы в одной организации, поощрительных отпусков;

– единовременные выплаты (материальную помощь, пособие) на оздоровление;

– вознаграждения членам наблюдательного совета.

Фактически все дополнительные поощрительные формы оплаты труда предлагается сделать невыгодными для предприятия с точки зрения исчисления налога на прибыль.

К факторам, повышающим уровень налоговой нагрузки, следует отнести и предлагаемый новый республиканский сбор на финансирование государственных расходов. В Налоговом кодексе не прописан порядок исчисления и уплаты сбора, что позволяет предположить, что данный сбор будет введен нормативным документом за подписью президента (указом или декретом). Тогда же станет понятен и перечень его плательщиков, и ставка сбора.

Анализ предлагаемых изменений налогового законодательства на 2016 год позволяет утверждать, что государство продолжает тенденцию прошлых лет, связанную с усложнением процедуры налогового администрирования. Не имея возможности в условиях экономического кризиса пополнить бюджет за счет прямого увеличения ставок по налогам, государство в лице налоговых органов изменяет в свою пользу условия налогового администрирования. Так, на уровне законодательных актов принимаются решения, усложняющие процедуру принятия к вычету НДС (отсрочка 90 дней по вычетам по импортному НДС, электронный счет-фактура), которые приводят к искусственному повышению налоговой нагрузки на экономику. В погоне за дополнительными поступлениями в бюджет государство создает непредсказуемый деловой климат, когда уровень налоговой нагрузки будет зависеть не только от соблюдения требований законодательства, но и от качества работы портала Министерства по налогам и сборам, решения государства о целесообразности импорта или нет. При этом все недостатки в работе техники и чиновников будет напрямую оплачивать бизнес в виде дополнительного перечисления налогов в бюджет.

Тэги:

, , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,