• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Как сообщил 8 сентября 2015 года журналистам начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами (ВКС) генерал-лейтенант Павел Кураченко, Вооруженные силы России и Беларуси начнут нести боевое дежурство в рамках Единой региональной системы (ЕРС) ПВО двух государств в конце 2016 года.

По его словам, «министры обороны РФ и Беларуси утвердили перечень органов военного управления, пунктов управления, объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав Единой региональной системы ПВО, а также Положение о командующем и командном пункте Единой региональной системы ПВО». Инструкции по организации и несению боевого дежурства в ЕРС ПВО находятся на стадии утверждения главами военных ведомств РФ и РБ. «Практическая реализация соглашения будет завершена к концу 2016 года», – констатировал П. Кураченко.

Между тем, судя по многочисленным комментариям, появившимся в Интернете, это заявление привело в недоумение не только рядовых пользователей сети, но и немалое число экспертов, которые полагали, что совместное боевое дежурство в рамках ЕРС ПВО ведется уже на протяжении длительного времени, так как все регламентирующие документы подписаны уже давно.

Когда-то это мы уже слышали

Официальные переговоры о юридическом оформлении ЕРС ПВО Беларуси и России начались еще в 2001 году. Причем проект межгосударственного соглашения о создании такой системы был представлен главам двух союзных стран осенью 1999 года.

Что же касается самой идеи создания подобной структуры, то она появилась гораздо раньше. 10 февраля 1995 года была создана Объединенная система ПВО стран СНГ «Содружество», после чего по инициативе России стали разрабатываться планы организации на ее основе трех региональных систем ПВО – Восточно-Европейской, Кавказской и Центрально-Азиатской.

Причем первой подобной структурой (прообразом аналогичных формирований на Кавказе и в Центральной Азии) должна была стать Восточно-Европейская региональная система противовоздушной обороны, которую предстояло создать Беларуси и России.

Особая важность совместной ПВО Беларуси и России для Кремля определялась тем, что она должна была стать не только своеобразной лабораторией для отработки соответствующих юридических и технических процедур, но и примером взаимовыгодного и равноправного военного сотрудничества с Россией для остальных стран СНГ.

Но приоритетной задачей для высшего военно-политического руководства России являлось создание мощного противовоздушного заслона на западном направлении. Там полагали, что после того как в Североатлантический альянс вступили Чехия, Польша и Венгрия, а также страны Балтии, вокруг европейской части России создалась принципиально новая и очень опасная геополитическая обстановка, которая характеризуется высокой степенью уязвимости российского стратегического потенциала в центральной части страны перед воздушным нападением именно с этого направления.

В связи с этим для России резко возросло значение ПВО союзной Беларуси. Тем более что в основу концепции ее построения изначально была заложена идея организации группировки разнородных сил и средств для отражения массированного воздушного нападения с применением большого количества высокоточного оружия (в частности, крылатых ракет).

Большой противовоздушный «зонтик» маленькой страны

Еще в 1992 году было оформлено создание войск противовоздушной обороны РБ, в состав которых под единым командованием вошли соединения и части ПВО сухопутных войск, а также соединения и части объектовой противовоздушной обороны. Был учрежден новый вид Вооруженных Сил Беларуси – войска ПВО и ВВС. Наряду с зенитными комплексами большой и средней дальности, маловысотными ЗРК в ее состав была включена авиация.

Если исходить из данных Российского института стратегических исследований, среди наследства, доставшегося войскам ПВО и ВВС Беларуси от СССР, значились: 8 дивизионов ЗРК С-300 (384 пусковых контейнера), 10 дивизионов ЗРК С-200 (60 пусковых установок), 16 дивизионов С-125 (64 пусковые установки).

Имелось также около 180 пусковых установок ЗРК других типов (в том числе С-300В, «Бук»), находившихся в советские времена на вооружении ПВО сухопутных войск. Авиационная составляющая включала около 140 истребителей, в том числе Су-27 – 25 единиц, МиГ-29 – 80.

И если на протяжении ряда последних лет численность авиации ПВО серьезно сократилась (МиГов осталось чуть более 40, а Су-27 были сняты с вооружения), количество зенитных ракетных комплексов и систем увеличилось.

По данным российского Центра анализа международной торговли оружием, в 2005 и 2006 годах были заключены два контракта между компаниями «Рособоронэкспорт» и «Белтехэкспорт» на поставку белорусской стороне из запасов российских Вооруженных сил 4 дивизионов (всего 48 пусковых установок) С-300ПС. Эти самоходные ЗРК с малым временем развертывания заменили морально комплексы ближнего действия С-125.

А восемь лет спустя, в июле 2014 года, на выставке «Милекс-2014» в Минске стороны подписали контракт на передачу Министерством обороны России военному ведомству Беларуси на безвозмездной основе еще 4 дивизионов С-300. Их поставка состоялась еще в прошлом году, а до конца нынешнего года они должны быть поставлены на боевое дежурство «в интересах Единой региональной системы ПВО».

Стоит отметить, что в последние годы Беларусь требует от России более совершенные, чем С-300, зенитные ракетные вооружения. В частности, речь идет о зенитной ракетной системе (ЗРС) С-400 «Триумф». Еще в 2010 году Минск направил Москве заявку на поставку двух дивизионов ЗРС С-400. Однако из ответов официальных представителей ВПК и Минобороны России следовало, что этих систем не хватает самой российской армии из-за дефицита мощностей на оборонных предприятиях.

И все же кое-что из новейшей техники белорусам перепало. В конце 2011 года им была передана первая батарея ЗРК ближнего действия «Тор-2МК» на шасси Минского завода колесных тягачей, а к настоящему времени в составе 120-й зенитной ракетной бригады сформирован дивизион этих ЗРК из 12 боевых машин. А на недавно завершившемся авиасалоне МАКС-2015 «Рособоронэкспорт» подписал контракт с Минобороны РБ на поставку в 2016 году еще 5 боевых машин ЗРК «Тор-М2К».

Но дело не ограничивается только наращиванием парка вооружения, вот уже на протяжении целого ряда лет белорусские военные на российских полигонах Ашулук и Телемба в условиях, приближенных к боевым, отрабатывают построение и функционирование разнородной по составу сил и средств группировки ПВО.

В который раз на том же месте

Все это дало основание, несмотря на ряд проблем, связанных с моральным и физическим старением вооружения и боевой техники, экс-главкому ВВС России генералу армии Анатолию Корнукову назвать белорусскую систему ПВО самой работоспособной, мощной и эффективной на всей территории СНГ.

Конечно, в российском Генштабе вряд ли надеются, что она сможет перехватить все 100% крылатых ракет, если те полетят на Россию. Однако там явно рассчитывают с помощью ПВО РБ минимизировать количество ракет, которое придется на долю российской противовоздушной обороны и обеспечить более надежное прикрытие объектов на территории РФ от ударов с воздуха.

За время, прошедшее со старта переговорного процесса, подписание документа о создании ЕРС ПВО анонсировалось не раз. Как единодушно утверждают белорусские и российские военные, де-факто она уже функционирует: в автоматизированном режиме происходит обмен информацией между центральными командными пунктами ПВО Беларуси и России.

Однако юридическое оформление ЕРС ПВО долгое время топталось на месте. Причем большинство аналитиков уверены, что причины этого не имеют отношения ни к технике, ни к тактике, ни к стратегии. Стороны никак не могли прийти к консенсусу относительно того, сколько стоят услуги Беларуси по обороне западных воздушных рубежей России.

Наконец, по истечении восьми лет точки соприкосновения по всем спорным вопросам вроде бы были найдены. И 3 февраля 2009 года на заседании Высшего госсовета Союзного государства соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны (ЕРС ПВО) Беларуси и России было подписано.

В состав ЕРС ПВО должны были войти соединения и воинские части сторон, находящиеся на территории Республики Беларусь, Калининградского особого района и западных областей Российской Федерации. В боевой состав ЕРС предполагалось включить: авиационных частей – 5; зенитных ракетных частей – 10; радиотехнических частей – 5; частей радиоэлектронной борьбы – 1.

Возглавлять ЕРС на ротационной основе должен командующий Военно-воздушными силами и противовоздушной обороной одной из сторон, который назначается совместным указом президентов Российской Федерации и Республики Беларусь по представлению министров обороны обеих стран.

Порядок управления силами и средствами ВВС России, а также ВВС и войск ПВО Беларуси в мирное время аналогичен ныне действующему, а именно: управление своими частями и подразделениями, выделенными в состав ЕРС ПВО каждой из сторон, осуществляется главнокомандующим ВВС России и командующим ВВС и войсками ПВО Беларуси соответственно.

Координация совместных действий соединений и воинских частей, выделенных в состав ЕРС ПВО, должна осуществляться с центрального командного пункта главнокомандующего российскими ВВС. В угрожаемый период для управления ЕРС ПВО создается ее объединенное командование в составе объединенного командования региональной группировки войск двух стран.

Еще одна попытка

Но, как выяснилось вскоре, даже подписание соглашения о создании ЕРС ПВО еще не означало запуск процедуры ее реального создания. По мнению многих наблюдателей, белорусская сторона всячески тормозила ратификацию документа, и причиной этого по-прежнему называлось недовольство размером экономических преференций со стороны России.

И не без основания 1 июня 2009 года Александр Лукашенко в интервью главным редакторам ряда российских изданий недвусмысленно заявил, что соблюдение Минском интересов безопасности Москвы вообще «не имеет цены». В Кремле же, особенно во время президентства Дмитрия Медведева, посчитали объем экономических льгот, запрашиваемых Минском за выполнение роли щита Москвы, чрезмерным. Дело снова застопорилось.

Ситуация изменилась в начале 2012 года, когда, как считают ряд аналитиков, между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко было заключено негласное соглашение: интеграция (в том числе и в военной сфере) в обмен на экономические льготы и преференции. Если интерес Путина в этой сделке носил явно предвыборный характер, то Лукашенко были необходимы средства для поддержания экономической и социальной стабильности в своей стране.

Так это или иначе, но факт остается фактом: 13 февраля 2012 года Лукашенко своим Указом № 65 утвердил договор с Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании ЕРС ПВО.

Но и это оказалось еще не все. Ведь процесс оформления ЕРС нельзя было считать завершенным без назначения командующего. А оно, как это стало традиционным, все откладывалось и откладывалось. По мнению экспертов, время тянула белорусская сторона, сохраняя на всякий случай в рукаве этот важный козырь.

И только 28 августа 2013 года последовало сообщение о назначении командующим ЕРС ПВО Олега Двигалева, командующего ВВС и войсками ПВО Беларуси. Многие тогда расценили это как знак того, что длительный (и, без преувеличения, мучительный) процесс создания ЕРС ПВО вступил в завершающую стадию.

Но как это неоднократно бывало и прежде, оптимисты поторопились: система не функционирует по сию пору. Посмотрим, как будет на этот раз. Ведь Россия, похоже, намерена использовать для достижения своей цели столь важный рычаг, как президентские выборы в Беларуси.

Тэги:

, , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 21-25 октября

Курс доллара на БВФБ может вырасти примерно на 0,5% на фоне существенного снижения курса евро. Скачек курса доллара может произойти уже в понедельник 21 октября. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и прогнозировалось, снизился, но не так значительно, как ожидалось, всего на 0,6% – до 2,0388 рублей за доллар Средневзвешенный

Авторитарная модернизация по-белорусски: почему миссия невыполнима. Часть 1

Часть первая В широком смысле модернизация представляет собой процесс обновления традиционного общества и его перехода к обществу современного типа. Этот процесс имеет несколько составляющих: политическую (расширение политических прав, разделение властей, выборы, политическая конкуренция), экономическую (развитие рыночных отношений, индустриализация, урбанизация, рост доходов), социальную (образование, профессионализация, доступ к информации, сокращение неравенства) и культурную (секуляризация, освобождение личности, терпимость,

Военные грузовики: не Россией единой

Увеличение мирового спроса на военные грузовики дает шанс белорусским производителям специальной автотехники для наращивания объемов зарубежных продаж. Ожидается, что рынок армейских грузовых автомобилей к 2027 году вырастет с 15677 единиц в 2019 году до 20171 единиц, — полагает издание Business Wire. Машины для транспортировки грузов военного назначения и личного состава будут все больше востребованы на

Нацбанк занижает курс белорусского рубля, скупая валюту

Предложение иностранной валюты на внутреннем рынке Беларуси намного превышает спрос, но избыток валюты скупает Национальный банк РБ, снижая тем самым курс белорусского рубля. Так, белорусские субъекты хозяйствования за январь-сентябрь текущего года продали валюты в чистом выражении на 520 млн. долларов, Физические лица реализовали на чистой основе 590 млн. долларов. Такие данные привел начальник Главного управления

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и