Как сообщил 8 сентября 2015 года журналистам начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами (ВКС) генерал-лейтенант Павел Кураченко, Вооруженные силы России и Беларуси начнут нести боевое дежурство в рамках Единой региональной системы (ЕРС) ПВО двух государств в конце 2016 года.

По его словам, «министры обороны РФ и Беларуси утвердили перечень органов военного управления, пунктов управления, объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав Единой региональной системы ПВО, а также Положение о командующем и командном пункте Единой региональной системы ПВО». Инструкции по организации и несению боевого дежурства в ЕРС ПВО находятся на стадии утверждения главами военных ведомств РФ и РБ. «Практическая реализация соглашения будет завершена к концу 2016 года», – констатировал П. Кураченко.

Между тем, судя по многочисленным комментариям, появившимся в Интернете, это заявление привело в недоумение не только рядовых пользователей сети, но и немалое число экспертов, которые полагали, что совместное боевое дежурство в рамках ЕРС ПВО ведется уже на протяжении длительного времени, так как все регламентирующие документы подписаны уже давно.

Когда-то это мы уже слышали

Официальные переговоры о юридическом оформлении ЕРС ПВО Беларуси и России начались еще в 2001 году. Причем проект межгосударственного соглашения о создании такой системы был представлен главам двух союзных стран осенью 1999 года.

Что же касается самой идеи создания подобной структуры, то она появилась гораздо раньше. 10 февраля 1995 года была создана Объединенная система ПВО стран СНГ «Содружество», после чего по инициативе России стали разрабатываться планы организации на ее основе трех региональных систем ПВО – Восточно-Европейской, Кавказской и Центрально-Азиатской.

Причем первой подобной структурой (прообразом аналогичных формирований на Кавказе и в Центральной Азии) должна была стать Восточно-Европейская региональная система противовоздушной обороны, которую предстояло создать Беларуси и России.

Особая важность совместной ПВО Беларуси и России для Кремля определялась тем, что она должна была стать не только своеобразной лабораторией для отработки соответствующих юридических и технических процедур, но и примером взаимовыгодного и равноправного военного сотрудничества с Россией для остальных стран СНГ.

Но приоритетной задачей для высшего военно-политического руководства России являлось создание мощного противовоздушного заслона на западном направлении. Там полагали, что после того как в Североатлантический альянс вступили Чехия, Польша и Венгрия, а также страны Балтии, вокруг европейской части России создалась принципиально новая и очень опасная геополитическая обстановка, которая характеризуется высокой степенью уязвимости российского стратегического потенциала в центральной части страны перед воздушным нападением именно с этого направления.

В связи с этим для России резко возросло значение ПВО союзной Беларуси. Тем более что в основу концепции ее построения изначально была заложена идея организации группировки разнородных сил и средств для отражения массированного воздушного нападения с применением большого количества высокоточного оружия (в частности, крылатых ракет).

Большой противовоздушный «зонтик» маленькой страны

Еще в 1992 году было оформлено создание войск противовоздушной обороны РБ, в состав которых под единым командованием вошли соединения и части ПВО сухопутных войск, а также соединения и части объектовой противовоздушной обороны. Был учрежден новый вид Вооруженных Сил Беларуси – войска ПВО и ВВС. Наряду с зенитными комплексами большой и средней дальности, маловысотными ЗРК в ее состав была включена авиация.

Если исходить из данных Российского института стратегических исследований, среди наследства, доставшегося войскам ПВО и ВВС Беларуси от СССР, значились: 8 дивизионов ЗРК С-300 (384 пусковых контейнера), 10 дивизионов ЗРК С-200 (60 пусковых установок), 16 дивизионов С-125 (64 пусковые установки).

Имелось также около 180 пусковых установок ЗРК других типов (в том числе С-300В, «Бук»), находившихся в советские времена на вооружении ПВО сухопутных войск. Авиационная составляющая включала около 140 истребителей, в том числе Су-27 – 25 единиц, МиГ-29 – 80.

И если на протяжении ряда последних лет численность авиации ПВО серьезно сократилась (МиГов осталось чуть более 40, а Су-27 были сняты с вооружения), количество зенитных ракетных комплексов и систем увеличилось.

По данным российского Центра анализа международной торговли оружием, в 2005 и 2006 годах были заключены два контракта между компаниями «Рособоронэкспорт» и «Белтехэкспорт» на поставку белорусской стороне из запасов российских Вооруженных сил 4 дивизионов (всего 48 пусковых установок) С-300ПС. Эти самоходные ЗРК с малым временем развертывания заменили морально комплексы ближнего действия С-125.

А восемь лет спустя, в июле 2014 года, на выставке «Милекс-2014» в Минске стороны подписали контракт на передачу Министерством обороны России военному ведомству Беларуси на безвозмездной основе еще 4 дивизионов С-300. Их поставка состоялась еще в прошлом году, а до конца нынешнего года они должны быть поставлены на боевое дежурство «в интересах Единой региональной системы ПВО».

Стоит отметить, что в последние годы Беларусь требует от России более совершенные, чем С-300, зенитные ракетные вооружения. В частности, речь идет о зенитной ракетной системе (ЗРС) С-400 «Триумф». Еще в 2010 году Минск направил Москве заявку на поставку двух дивизионов ЗРС С-400. Однако из ответов официальных представителей ВПК и Минобороны России следовало, что этих систем не хватает самой российской армии из-за дефицита мощностей на оборонных предприятиях.

И все же кое-что из новейшей техники белорусам перепало. В конце 2011 года им была передана первая батарея ЗРК ближнего действия «Тор-2МК» на шасси Минского завода колесных тягачей, а к настоящему времени в составе 120-й зенитной ракетной бригады сформирован дивизион этих ЗРК из 12 боевых машин. А на недавно завершившемся авиасалоне МАКС-2015 «Рособоронэкспорт» подписал контракт с Минобороны РБ на поставку в 2016 году еще 5 боевых машин ЗРК «Тор-М2К».

Но дело не ограничивается только наращиванием парка вооружения, вот уже на протяжении целого ряда лет белорусские военные на российских полигонах Ашулук и Телемба в условиях, приближенных к боевым, отрабатывают построение и функционирование разнородной по составу сил и средств группировки ПВО.

В который раз на том же месте

Все это дало основание, несмотря на ряд проблем, связанных с моральным и физическим старением вооружения и боевой техники, экс-главкому ВВС России генералу армии Анатолию Корнукову назвать белорусскую систему ПВО самой работоспособной, мощной и эффективной на всей территории СНГ.

Конечно, в российском Генштабе вряд ли надеются, что она сможет перехватить все 100% крылатых ракет, если те полетят на Россию. Однако там явно рассчитывают с помощью ПВО РБ минимизировать количество ракет, которое придется на долю российской противовоздушной обороны и обеспечить более надежное прикрытие объектов на территории РФ от ударов с воздуха.

За время, прошедшее со старта переговорного процесса, подписание документа о создании ЕРС ПВО анонсировалось не раз. Как единодушно утверждают белорусские и российские военные, де-факто она уже функционирует: в автоматизированном режиме происходит обмен информацией между центральными командными пунктами ПВО Беларуси и России.

Однако юридическое оформление ЕРС ПВО долгое время топталось на месте. Причем большинство аналитиков уверены, что причины этого не имеют отношения ни к технике, ни к тактике, ни к стратегии. Стороны никак не могли прийти к консенсусу относительно того, сколько стоят услуги Беларуси по обороне западных воздушных рубежей России.

Наконец, по истечении восьми лет точки соприкосновения по всем спорным вопросам вроде бы были найдены. И 3 февраля 2009 года на заседании Высшего госсовета Союзного государства соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны (ЕРС ПВО) Беларуси и России было подписано.

В состав ЕРС ПВО должны были войти соединения и воинские части сторон, находящиеся на территории Республики Беларусь, Калининградского особого района и западных областей Российской Федерации. В боевой состав ЕРС предполагалось включить: авиационных частей – 5; зенитных ракетных частей – 10; радиотехнических частей – 5; частей радиоэлектронной борьбы – 1.

Возглавлять ЕРС на ротационной основе должен командующий Военно-воздушными силами и противовоздушной обороной одной из сторон, который назначается совместным указом президентов Российской Федерации и Республики Беларусь по представлению министров обороны обеих стран.

Порядок управления силами и средствами ВВС России, а также ВВС и войск ПВО Беларуси в мирное время аналогичен ныне действующему, а именно: управление своими частями и подразделениями, выделенными в состав ЕРС ПВО каждой из сторон, осуществляется главнокомандующим ВВС России и командующим ВВС и войсками ПВО Беларуси соответственно.

Координация совместных действий соединений и воинских частей, выделенных в состав ЕРС ПВО, должна осуществляться с центрального командного пункта главнокомандующего российскими ВВС. В угрожаемый период для управления ЕРС ПВО создается ее объединенное командование в составе объединенного командования региональной группировки войск двух стран.

Еще одна попытка

Но, как выяснилось вскоре, даже подписание соглашения о создании ЕРС ПВО еще не означало запуск процедуры ее реального создания. По мнению многих наблюдателей, белорусская сторона всячески тормозила ратификацию документа, и причиной этого по-прежнему называлось недовольство размером экономических преференций со стороны России.

И не без основания 1 июня 2009 года Александр Лукашенко в интервью главным редакторам ряда российских изданий недвусмысленно заявил, что соблюдение Минском интересов безопасности Москвы вообще «не имеет цены». В Кремле же, особенно во время президентства Дмитрия Медведева, посчитали объем экономических льгот, запрашиваемых Минском за выполнение роли щита Москвы, чрезмерным. Дело снова застопорилось.

Ситуация изменилась в начале 2012 года, когда, как считают ряд аналитиков, между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко было заключено негласное соглашение: интеграция (в том числе и в военной сфере) в обмен на экономические льготы и преференции. Если интерес Путина в этой сделке носил явно предвыборный характер, то Лукашенко были необходимы средства для поддержания экономической и социальной стабильности в своей стране.

Так это или иначе, но факт остается фактом: 13 февраля 2012 года Лукашенко своим Указом № 65 утвердил договор с Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании ЕРС ПВО.

Но и это оказалось еще не все. Ведь процесс оформления ЕРС нельзя было считать завершенным без назначения командующего. А оно, как это стало традиционным, все откладывалось и откладывалось. По мнению экспертов, время тянула белорусская сторона, сохраняя на всякий случай в рукаве этот важный козырь.

И только 28 августа 2013 года последовало сообщение о назначении командующим ЕРС ПВО Олега Двигалева, командующего ВВС и войсками ПВО Беларуси. Многие тогда расценили это как знак того, что длительный (и, без преувеличения, мучительный) процесс создания ЕРС ПВО вступил в завершающую стадию.

Но как это неоднократно бывало и прежде, оптимисты поторопились: система не функционирует по сию пору. Посмотрим, как будет на этот раз. Ведь Россия, похоже, намерена использовать для достижения своей цели столь важный рычаг, как президентские выборы в Беларуси.

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,