10.09.2015, 8:54
Виновата ли Беларусь в росте цен на бензин в России?
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ считает недопоставки белорусских бензинов в Россию объективной причиной роста цен на автомобильное топливо на отечественном рынке.
Учитывая тенденции на мировом рынке нефти и ситуацию в российской экономике, уже сейчас очевидно, что из запланированного объема в 1,8 млн. тонн Беларусь в этом году поставит на российский рынок в лучшем случае около половины данного объема. Но является ли это обстоятельство веской причиной рост розничных цен на автотопливо в России?
Объемы растут, а валютная выручка падает
Падение мировых цен на нефть вкупе с налоговым маневром в нефтяной отрасли в РФ, к которому вынужденно присоединилась и Беларусь, больно ударило по нефтяным доходам Беларуси.
Как ни стараются белорусские нефтепереработчики поправить ситуацию – а именно, компенсировать падение валютной выручки из-за снижения цен на нефтепродукты путем наращивания физических объемов экспорта горючего, сделать это никак не удается.
В частности, в январе-июле этого года Беларусь нарастила экспорт нефтепродуктов на 18% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — до 10,101 млн. тонн. Однако несмотря на такой солидный прирост объемного показателя, валютная выручка от продажи основного экспортного товара страны упала практически на 1/3 — до 4, 357 млрд. долларов (минус 32% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года).
Упали практически все основные экспортные рынки белорусского топлива. Менее проблемными остаются разве что поставки в Великобританию: через порты этой страны продажи отечественных нефтепродуктов увеличились в январе-июле текущего года в 1,38 раза – до 5,590 млн. тонн, при этом валютная выручка тоже оказалась в плюсе — 2,169 млрд. долларов (+ 27% к уровню января-июля 2014 года). В Нидерланды поставки составили 1,009 миллиона тонн (- 25%) на сумму 377,2 млн. долларов (минус 53%). Снизилась также привлекательность еще недавно самого выгодного и ликвидного для белорусского топлива рынка – украинского. Поставки нефтепродуктов в Украину за 7 месяцев составили 1, 653 млн. тонн (-19%) на сумму 959,5 млн. долларов (-51%).
Во многом из-за внешней нефтяной конъюнктуры страдает и российский рынок. Белорусские продажи топлива в Россию за 7 месяцев упали практически наполовину — было поставлено 540,407 тыс. тонн, что на 49% меньше, чем за такой же период прошлого года. При том валютная выручка снизилась катастрофически – на 66%, до 223,6 млн. долларов.
В августе поставки белорусского бензина в РФ продолжились и, по данным на 2 сентября, составили 614 тыс. тонн, о чем сообщил на пресс-конференции заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Виталий Павлов.
Если в РФ профицит топлива, зачем поставлять?
Уже сейчас очевидно, что поставить в РФ 1,8 миллиона тонн бензинов, о чем стороны ранее договорились, Беларусь по итогам года не сможет. Тем более, что в сентябре Мозырский НПЗ останавливает большую часть своих технологических мощностей на ремонт, который продлится в течение месяца.
По словам гендиректора Белорусской нефтяной компании (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) Александра Демидова, в период наибольшего спроса на автомобильное топливо в России — в летние месяцы — белорусская сторона «не подвела» российскую сторону: БНК продолжала поставлять белорусские бензины на соседний рынок.
При этом в нынешней ситуации компания, естественно, «страхует» свои поставки в РФ. «Мы цены просчитываем каждый день при продаже в РФ, учитывается текущий курс, конвертации. Потерь практически из-за курсовых разниц нет», — отметил он.
В этом году белорусская сторона несколько раз прекращала поставки нефтепродуктов на российский рынок, всякий раз подчеркивая, что они осуществляются с учетом экономической целесообразности.
Глава БНК А. Демидов на пресс-конференции еще раз подчеркнул, что Беларусь поставляет в Россию нефтепродукты в соответствии со своими обязательствами, с учетом проводимых консультаций с российским Минэнерго. При этом при реализации своей экспортной стратегии компания также ориентируется и на имеющееся на нем предложение. «Объемы зависят от потребности российского рынка в конкретный промежуток времени. Если профицит продукции… наш продукт зачем? Есть потребность — поставляем», — подчеркнул А. Демидов.
ФАС недовольна
Начальник управления антимонопольного и тарифного регулирования топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Дмитрий Махонин 7 сентября сообщил журналистам, что Беларусь лишь наполовину исполнила обязательства по поставкам бензина на рынок РФ в первом полугодии, «В первом полугодии обязательство Беларуси по поставкам бензина в РФ выполнено примерно на 50% от величины, прописанной в межправительственном соглашении»,- сказал Д. Махонин. По его словам, этот факт является одной из объективных причин роста цен на бензин на российском рынке.
Так ли это на самом деле?
По данным Минэнерго РФ, сейчас в России потребляется в год около 28 млн. тонн бензина «Евро-5» и около 8 млн. тонн «Евро-4». Очевидно, что относительно небольшие поставки белорусского топлива «погоды» на нефтяном рынке России не делают.
Тем более, что в России благодаря накоплению запасов бензина автомобильное топливо с середины августа дешевело. По данным ЦДУ ТЭК, запасы бензина с 18 по 24 августа выросли на 2,2 % до 2 млн. тонн, при этом отгрузка на внутренний рынок увеличилась на 2,6% и составила 728 тыс. тонн.
В частности, 31 августа к концу торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже Владимирский индекс (отражает динамику цен на НПЗ в Центральной России) на бензин Аи-92 снизился на 0,1 % до 40 533 рублей за 1 тонну, Аи-95 — на 0,06 % до 42 624 рублей за 1 тонну.
По оценкам профильных российских экспертов, запасы топлива в России позволят без проблем пройти сезон ремонтов на НПЗ, которые проводятся в сентябре и октябре. Бензина много, и мы на этот раз проскочим сезон ремонтов на НПЗ. Наш рынок спокойный, нервозности нет, бензин есть в мелком опте без ограничений», — отмечает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
По некоторым данным, выпадающие объемы топлива в результате ремонтных работ составляют 0,5 млн. тонн. Таким образом, как отмечает начальник управления ФАС Дмитрий Махонин, «запасов в 2 млн. тонн более чем достаточно, чтобы пройти период ремонтов». При этом, по его словам, ФАС следит, как распределяется это топливо по регионам, потому что в некоторых оно может скапливаться, а где-то не хватать.
При этом розничные цены на бензин в РФ пока растут. В частности, с 24 по 28 августа Аи-92 подорожал на 13 копеек до 34,14 рубля за литр, Аи-95 — на 14 копеек до 36,81 рубля за литр.
Тем не менее, эксперты убеждены, что рост розничных цен на бензин в России по итогам года не превысит инфляцию. Кстати, ФАС также считает, что по итогам года рост цен в рознице не превысит инфляцию.
По данным Thomson Reuters Kortes, с начала года цена Аи-92 выросла на 5 %, Аи-95 — на 4,6 %. Инфляция в России по итогам 2015 года ожидается чуть выше 11%.
Пороговая цена для российских НПЗ – 40 долларов за баррель
Кстати, еще год назад руководство РФ было уверено, что мировой нефтяной рынок не переживет падение цен ниже 80 долларов за баррель. Отметим, что ни президент Владимир Путин, ни российские правительственные чиновники не верили в долгосрочное снижение котировок. Однако все это случилось.
При этом катастрофических последствий для российских НПЗ пока нет. Дело в том, что отчасти Россия может сглаживать последствия даже от заметного падения нефтяных цен за счет игры на курсовой разнице. Ведь большая часть издержек российских нефтяников номинирована в рублях – таким образом, за счет девальвации рубля можно регулировать уровень рентабельности НПЗ. Правда, как отмечают эксперты, Однако это не сможет длиться бесконечно. «Девальвация рубля компенсирует падение стоимости нефти, но это применимо к небольшим колебаниям, например в течение недели. Если же будет резкое снижение стоимости, то начнутся системные проблемы в отрасли и экономике, которые подешевевший рубль не сможет закрыть», — отмечает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин.
Кроме того, для российских нефтяных компаний пороговой чертой является цена нефти в 40 долларов за баррель. Кстати, именно этот ориентир закладывается в формулу для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенных пошлин. Все, что выше этой стоимости, идет в бюджет.
В августе 2015 года баррель нефти марки Urals стоил в среднем 45,6 доллара. Августовская цена — минимальная за последние шесть лет В целом за январь-август текущего года цена составила 55,4 доллара за баррель, что в 1,9 раза ниже, чем год назад — тогда нефть стоила 106,3 доллара за баррель. За десятилетие дешевле Urals стоила только в промежутке с декабря 2008 года по март 2009 года. Несмотря на это, пока фактическая цена выше показателя, заложенного в макропрогноз Минэкономики РФ на 2015 год,- 50 долларов за баррель (на днях ведомство заявило о намерении скорректировать его до 52 долларов за баррель).
Если же мировые цены на нефть упадут ниже 40 долларов за баррель, тогда нужно ждать сокращения добычи в России и обострения социальных проблем. Однако это еще не факт, так как у российской нефтянки есть немалые резервы для снижения себестоимости. Это, прежде всего, повышение уровня производительности труда, контроль над эффективностью инвестиций и т. д.
Справка
За 7 месяцев 2015 года белорусские НПЗ переработали 13,6 млн.тонн нефти (+1,4% к аналогичному периоду прошлого года). Производство бензина АИ-92 увеличилось на 3,8%, продуктов перегонки нефти – на 33,8%, газойлей (дизельного топлива) — на 0,7%, топлива нефтяного (мазута) — на 21,9%, керосина – на 7,2%.