Меры Правительства РФ по стимулированию производителей автотехники формально хотя и распространяются на производителей всего ТС, реально доступны только российским заводам.

В ходе недавней встречи в Минске председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и президента Беларуси Александра Лукашенко (поводом для нее стало начало строительства многофункционального комплекса «Газпром-Центр») глава российского газового гиганта сообщил о решении руководства компании в среднесрочной перспективе увеличить объемы закупок белорусского оборудования.

При этом он сослался на «дорожную карту сотрудничества», подписанную сторонами в 2014 году и рассчитанную до 2017 года. В ней «Газпром» заявил о возможностях замещения белорусской продукцией (в том числе нашей автомобильной техникой) некоторого оборудования, закупаемого за рубежом. Ряд экспертов данное заявление расценили как положительный знак в ситуации, когда падение поставок изделий машиностроения из Беларуси в России достигло критического уровня. В особенности это касается грузовой автотехники.

См. также: Альтернативы по-прежнему нет

Согласно данным, опубликованным 26 августа 2015 года на интернет-ресурсе «грузовой.ру», за июль в РФ было реализовано 260 автомобилей Минского автозавода (против 266 в предыдущем месяце), что на 57,7% меньше, чем в июле 2014 года. Поставки за январь – июль 2015 года составили 2.029 машин, или на 56,2% меньше относительно аналогичного прошлогоднего периода.

Поддать бы газку

Справедливости ради следует сказать, что процесс потери белорусским автопромом своих позиций в России начался не вчера и обусловлен как стагнацией экономики нашей союзницы, так и санкциями Запада против нее. Не вчера начались и попытки наших машиностроителей в условиях отсутствия полноценных альтернативных рынков найти более-менее благоприятные товарные ниши на том же российском рынке. И ниша грузовых автомобилей и автобусов на газовом топливе по сию пору представляется им таковой.

В марте текущего года в Минске под председательством заместителя премьер-министра РБ Владимира Семашко и заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Виталия Маркелова состоялось выездное совещание по вопросам реализации дорожной карты проекта «Расширение использования высокотехнологичной продукции и технологий Беларуси для ОАО «Газпром».

Этот документ был подписан в ноябре 2014 года во время проведения специализированной выставки «Беларусь – «Газпром»: Промышленность. Технологии. Сотрудничество». Помимо этого, в повестке дня совещания значились вопросы стандартизации продукции, выпуска газомоторных автомобилей и производства газовой аппаратуры для «Газпрома».

В том мероприятии приняли участие представители профильных министерств и ведомств, ведущих предприятий и концернов РБ, делегации ОАО «Газпром» и ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь». По результатам совещания был подписан протокол, в котором предполагалось согласовать перечень актуальных для ОАО «Газпром» видов продукции и технологий промышленно-научного комплекса Беларуси с представлением технико-экономического обоснования.

Из этого документа следовало, что белорусские предприятия автомобиле- и машиностроения в перспективе будут производить технику, работающую на газомоторном топливе, по программе импортозамещения ОАО «Газпром». К середине июня 2015 года должен был быть согласован и утвержден перечень этой продукции. А еще через 2-3 месяца (то есть к августу-сентябрю) предполагалось выйти на подписание конкретных контрактов между белорусскими предприятиями и «Газпромом».

«Газпром» ставит на КамАЗ

Однако не истек еще отпущенный на преддоговорную работу срок, как стало известно, что председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин 22 апреля 2015 г. подписали соглашение о сотрудничестве. Из него следовало, что «Газпром» обязуется в первоочередном порядке закупать камазовскую технику и запасные части к ней, а КамАЗ – поставлять, обслуживать и ремонтировать эти машины по льготным ценам и тарифам.

При этом Алексей Миллер выразил надежду, что к 2017 году половина автопарка его компании будет состоять из техники, работающей на природном газе. Причем среди газомоторных автомобилей наибольшее количество составят именно машины марки КамАЗ.

Комментируя это соглашение, пресс-служба ОАО «КамАЗ» также сообщила, что, по его условиям, на всю поставляемую ОАО «Газпром» продукцию будет предоставляться максимальная скидка в соответствии с госпрограммой субсидирования покупки машин на природном газе, утвержденной постановлением Правительства России от 13 мая 2013 года. Исходя из нее, не менее половины общественного и коммунального транспорта в крупных российских городах должно быть переведено на газомоторное топливо.

Развитием этого постановления стал документ от 11 октября 2014 года о предоставлении субсидий на приобретение газомоторной техники. И хотя никто не скрывал, что его первоочередной задачей была поддержка крупнейших российских производителей коммерческого транспорта – Группы ГАЗ и ОАО «КамАЗ», формально на эти субсидии могли претендовать и производители аналогичной техники из других стран Таможенного союза – Беларуси и Казахстана.

Субсидирование закупок газовых автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства в России было продлено и на 2015 год. Особо оговаривались два непременных условия: в качестве топлива на газомоторной технике в обязательном порядке должен применяться компримированный природный газ (сжатый метан), а также она должна быть произведена на территории государств – участников Единого экономического пространства не ранее 2014 года.

Как и в предыдущем случае, 30% денежных средств должны поступать из федерального бюджета, не менее 5% – из местного. Размер субсидий на приобретение пассажирской автотехники варьировался от 130 тыс. до 3 млн. RUB, техники для ЖКХ – от 100 тыс. до 3.800 тыс. RUB. Это должно было позволить субъектам Российской Федерации приобрести порядка 1.400 единиц газомоторной автотехники: 900 автобусов большого класса, 300 – малого и 200 ед. спецтехники.

Все это позволило сформировать в России достаточно существенный платежеспособный спрос на газомоторную технику. По словам Алексея Миллера, за три последних года ее продажи в РФ увеличились вчетверо. Но так как субсидии выделяло российское правительство, то как-то само собой подразумевалось, что и удовлетворять потребность в газомоторной технике будут в основном российские производители.

Хотеть не вредно

Нет ничего удивительного в том, что и белорусские предприятия, в частности МАЗ, – на правах партнеров по ТС и ближайших союзников – вознамерились получить свою долю «пирога». На Минском автомобильном заводе были оперативно разработаны и еще в начале августа 2014 года представлены несколько новых моделей автотранспорта, работающего на газовом топливе, в частности, бортовой автомобиль МАЗ-534023 и городской автобус МАЗ-203965.

По словам представителей предприятия, они рассчитывали, что только в 2015 году в Россию будет поставлено до 500 ед. новой грузовой и до 200 ед. пассажирской автотехники, работающей на газу. Однако уже на дворе сентябрь (то есть до конца года осталось не так уж много), а взрывообразного роста спроса на эту белорусскую технику не наблюдается.

Похоже, правы те аналитики, которые с самого момента опубликования российской правительственной программы субсидирования производства и приобретения газомоторного автотранспорта выражали сомнение, что МАЗ и иже с ним получат сколь-нибудь серьезную поддержку из российского бюджета, так как рассчитаны эти меры прежде всего для субсидирования РФ своих производителей автотехники.

И хотя в своем июньском интервью агентству БЕЛТА генеральный директор ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь» Владимир Майоров поначалу несколько обнадежил белорусских машиностроителей (дескать, развитие темы поставок техники из Беларуси для нужд «Газпрома» возможно в ближайшие месяцы), далее он расставил все точки над «i»: дело осложняется тем, что в свое время руководство МАЗа отказалось от разработок газомоторной техники, в то время как КамАЗ уже тогда демонстрировал образцы машин на природном газе.

Да впоследствии и Минский автозавод также обратился к этой теме, но с учетом того, что все последние годы КамАЗ активно вел работу в области газомоторных автомобилей, ликвидировать отставание от россиян белорусам будет достаточно трудно. Тем более что вся необходимая ему автотехника будет приобретена «Газпромом» на конкурсной основе. Подобное заявление выглядит достаточно двусмысленно в свете упомянутого выше соглашения между «Газпромом» и КамАЗом.

Впрочем, субсидирование приобретения газомоторной техники – не единственная российская государственная программа помощи автопрому, мимо которой «пролетает» МАЗ. Кроме нее, следует назвать госпрограмму утилизации, которая дает существенное ценовое преимущество (более 10% от стоимости), и программу льготного лизинга. Традиционно существенный объем продаж тому же КамАЗу (как, впрочем, ГАЗу и «Уралу») приносят госзакупки.

Как следует из сделанного 28 августа 2015 года заявления министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, российское правительство приняло решение дополнительно выделить на поддержку автопрома до конца года 7 млрд. RUB. (С начала 2015 года на программу обновления автопарка уже было выделено 15 млрд. RUB, и они были выбраны до конца июля.) Эта сумма включает в себя 5 млрд. RUB на программу поддержки спроса через утилизацию и трейд-ин и по 1 млрд. RUB на компенсацию процентов по кредитам на техперевооружение, а также льготный лизинг.

Другое дело, что эти меры не очень-то помогли главному российскому производителю грузовой автотехники – Камскому автозаводу: в июле 2015 года ему удалось продать 1.317 машин (в июне – 1.345), что на 42,1% меньше, чем в июле 2014 года. С января по июль 2015 года поставки составили 9.233 грузовика – на 43,7% меньше прошлогоднего уровня.

Правда, руководитель автомобильного направления EY Андрей Томышев полагает, что без мощной господдержки темпы падения рынка грузовиков были бы заметно больше.

См. также: Не спешите МАЗ хоронить

Тэги:

, , , , ,

Прогнозы на 2021 год: доллару грозит девальвация

После потрясений 2020 года хочется надеяться на стабильность в 2021 году, но существуют значительные риски того, что мир потрясет новый кризис, который не обойдет стороной и Беларусь: доллар, который является основной валютой для сбережения у жителей Беларуси, подешевеет, а золото вырастет в цене, что поддержит резервы страны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют рост мировой экономики в

Прогноз курса рубля на неделю 4-6 января

Январь 2021 года вполне может оказаться удачным месяцем для белорусского рубля, и курс доллара на БВФБ уже за первую неделю месяца способен снизиться на 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за последнюю неделю 2020 года не вырос, как прогнозировалось, а уменьшился: на 0,4%, составив 30 декабря 2,5789 рубля. Причиной этого стало неожиданное ослабление

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 января

За последнюю неделю января курс доллара на БВФБ может вырасти еще примерно на 1% на фоне небольшого роста курсов других валют. Уже в понедельник 25 января доллар может подорожать где-то на 0,5%. В начале прошедшей недели курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, как и ожидалось, но в пятницу 22 января он резко вырос, и

Прогноз курса рубля на неделю 1-5 февраля

Можно ожидать коррекции курса доллара на БВФБ примерно на 1%, хотя нельзя исключить резких колебаний курса. Уже в понедельник 1 февраля доллар может ослабеть на величину в пределах 0-0,5%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос, как и прогнозировалось, но существенно больше, чем ожидалось: на 3,1% – до 2,6262 рубля. Причиной

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия