9.09.2015, 10:18
Яблоко в политике
В Казахстане суд запретил Коммунистическую партию. В связи с этим журналисты много писали о причинах. О том, какие заслуги имела партия перед своей родиной, какую политико-идеологическую программу она имела, какую реальную политику проводила.
В чем, в конце концов, провинилась перед властью, раз она решила ликвидировать Коммунистическую партию? Ответов на этот вопрос может быть множество, но для суда достаточной причиной запрета стала численность партийцев. Вместо положенной для существования политической партии нормы в 40 тыс. членов, компартия могла официально предъявить суду только 38 тыс. товарищей.
Помимо КПК, которую многие считают пророссийской партией, существует еще Коммунистическая национальная партия Казахстана, представленная в парламенте наряду с партией власти «Свет отечества» и партией «Светлый путь». Кроме этой троицы, в стране существует еще пять политических партий, обладающих не менее 40 тыс. активных партийцев. Вероятно, они внесены в именные списки, где указываются их служебное положение, места проживания, партийные должности и функции, размеры партийных взносов и сроки их оплаты.
Почти по Виктору Черномырдину: какую партию ни создаем – получается КПСС. В прежние времена в странах Восточной Европы, пока они еще не построили социализма, это называлось народной демократией. Какие бы выборы там ни проводились, всегда побеждала партия власти, и ее лидер автоматически утверждался в главной должности государства.
Как в современном Казахстане. Тут и многопартийность, и политическая борьба, и публичная конкуренция, но Назарбаев на всех выборах побеждает с абсолютным, неправдоподобным преимуществом над всеми. Его политические конструктивные оппоненты неоднократно заявляли о готовности оформить его лидерство навечно. Насколько я помню, он такие предложения скромно отвергал. И шел всякий раз на выборы «на равных» с другими, и «демократично» побеждал.
Очень оригинально организован политический процесс в Казахстане. С одной стороны, граждане республики могут избрать нового президента вместе старого. Если захотят. А они не хотят. А если захотят, то им этого не позволят. Только представьте, старый президент всегда набирал больше 90 и чуть меньше 100% голосов. Иные только формально называют себя «общенародно избранными», а действующий президент Казахстана на самом деле «общенародно избран».
И как к нему подступиться?
Ведь неудобно его вообще переизбрать. Если очень деликатно и осторожно, начислив ему 50% минус 1 голос (не знаю точно, каким образом в Казахстане определяются результаты голосования), то все равно обидишь. И его, и его избирателя. Имя которому – народ.
Как ни крути, общество расколется на друзей народа и врагов народа. Вчера еще были монолитны, а сегодня – стенка на стенку, брат на брата.
Получается, для того чтобы сохранить монолитность (стабильность, как теперь говорят), следует нового президента избирать преимуществом в 100%. Чтобы новый президент автоматически стал лидером нации. Всенародным председателем.
И это возможно только в том случае, если прежний президент откажется от участия в перевыборах, назвав своего преемника. Чтобы он автоматически стал «всенародным».
Идеально это происходит в КНДР, где процедура выборов упрощена до театрализованной драматической постановки: начинается она с трехдневного общенационального плача, который постепенно затихает и превращается в многодневное всеобщее ликование.
Лидер умер – да здравствует лидер!
Думаю, что казахам придется подождать, когда им позволят захотеть переизбрать лидера.
Не желая никого обижать, отмечу, что Беларусь географически и по другим важным свойствам является страной европейской. Например, у нас политические партии малочисленны. По сравнению с упомянутой выше КПК, ничтожные. Тот, у кого хватит денег на аренду офиса, имеет все шансы зарегистрировать свою политическую партию. Но на этом вся «европейскость» заканчивается и начинается «азиатчина».
Как и Назарбаев, Лукашенко только формально является президентом (от лат: сидящий впереди, во главе), а на самом деле «сидит над всеми». Единственный признак его «европейскости» выражается в том, что ему на всех выборах начисляют не 100, а 80% голосов.
Как говорится, так сложилось исторически, поскольку на первых выборах у Лукашенко была альтернатива в лице Кебича, который обращался «к хотению» белорусов. А после к их «хотениям» не присушивались. Дабы президент навечно оставался «всенародно избранным».
Технология – казахская.
Яблоко всегда падает, когда созреет. Но всегда под воздействием внешних сил: то ветерок подул, то птичка села… Но на этих выборах, пусть даже 80% белорусов не придут на участки, их объявят состоявшимися при высокой явке и абсолютном преимуществе первого лица.
Объяснить это можно, изменить пока нельзя…