В рамках создания единого валютного рынка Евразийского экономического союза Беларуси предстоит отменить обязательную продажу части валютной выручки и ограничения на открытие счетов в банках стран – членов ЕАЭС.

Создание единого валютного рынка в странах Евразийского экономического союза казалось чем-то очень далеким и несерьезным, так как Беларусь к этому была явно не готова. Но, как выяснилось, остальные страны ЕАЭС готовы объединиться и без Беларуси.

Коллегия Евразийской экономической комиссии 1 сентября текущего года одобрила проект Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в странах ЕАЭС. Соглашение теоретически может вступить в силу уже в текущем году, но на Беларусь оно до 2017 года, а по некоторым вопросам – и до 2020 года, распространяться не будет.

Операции без ограничений

Проект соглашения сейчас направлен в государства – члены Евразийского экономического союза для проведения внутригосударственного согласования.

Это Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан.

В соответствии с соглашением, эти государства обязуются не применять валютные ограничения в отношении ряда операций.

Это относится в первую очередь к операциям, осуществляемым резидентами государств-членов по расчетам, связанным с передачей товаров или выполнением услуг в пределах таможенной территории Евразийского экономического союза.

См. также: Москва вспомнила об интегрированном валютном рынке СНГ

Кроме того, это операции, связанные с приобретением акций и долей в уставных фондах, а также с приобретением ценных бумаг через организованные рынки. Это операции, связанные с приобретением недвижимого имущества, получением и исполнением банковских гарантий уполномоченных организаций, а также по исполнениям обязательств по договорам поручительства и залога, заключенным с такими организациями.

Отказ от ограничений распространяется и на операции, связанные с предоставлением, получением и возвратом кредитов и займов от уполномоченных организаций, переводами денежных средств физических лиц, а также иными валютными операциями, предусмотренными законодательством государств-членов.

Предполагается также снять ограничения на открытие резидентами одного государства – члена ЕАЭС счетов (вкладов) в иностранной и национальной валюте в уполномоченных организациях другого государства – члена союза, и разрешить осуществлять по таким счетам операции в порядке, установленном на территории этого государства.

Кроме того, государства – члены ЕАЭС обязуются не применять требование об обязательной продаже иностранной валюты в отношении резидентов своего государства, а также не требовать получения разрешений в отношении открытия и ведения банковских счетов резидентов одного государства в уполномоченных учреждениях другого государства.

Но объединение валютных рынков не означает их унификацию. Каждое государство имеет право устанавливать свой порядок проведения валютных операций на своей территории, если иное не предусмотрено соглашением. Кроме того, каждое государство самостоятельно устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты, а также дорожных чеков на своей территории.

При этом государства-члены обязуются до 1 января 2017 года гармонизировать свое национальное законодательство в части, касающейся ответственности за нарушение валютного законодательства. Это, по-видимому, сделано для того, чтобы у отдельных государств не возник соблазн обеспечить у себя более выгодные условия для населения и предприятий в части ответственности за нарушение законов.

Соглашение должно вступить в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами – членами ЕАЭС внутригосударственных процедур, необходимых для вступления соглашения в силу. Эти государства должны до 30 октября 2015 года проинформировать Евразийскую экономическую комиссию о результатах проведения внутригосударственного согласования.

Переходный период для Беларуси

Таким образом, единый валютный рынок стран ЕАЭС может возникнуть уже буквально через пару месяцев. Беларусь, в которой существуют довольно серьезные ограничения на валютном рынке, к этому явно не готова. В частности, механизм курсообразования белорусского рубля основан на обязательной продаже 30% валютной выручки на Белорусской валютно-фондовой бирже, где формируется курс национальной валюты. Кроме того, приток валюты в страну обеспечивают определенные требования к срокам перечисления валютной выручки экспортерами в страну. Трудно даже представить, что произойдет, если отменить эти ограничения. Скорее всего, белорусский рубль ждет новая резкая девальвация.

Но пока этого можно не опасаться, так как перечисленные выше положения о неприменении валютных ограничений в нашей стране должны быть введены только с 1 января 2017 года.

Более того, у Беларуси на период до 1 января 2020 года сохраняется право применять свое законодательство в отношении сроков репатриации денежных средств резидентами РБ. То есть приток валюты в страну будет обеспечен.

При этом Коллегия Евразийской экономической комиссии, похоже, учла негативный опыт заключения прежних договоров властями Беларуси с другими странами, который показывает, что белорусские чиновники стремятся обеспечить себе какие-либо преференции, используя лазейки в договорах. Поэтому, по-видимому, в соглашении установлено, что Беларусь до 1 января 2017 года принимает на себя обязательства не превышать норматив обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке. Более того, соглашением также установлено, что в связи с установлением переходного периода для Беларуси она принимает на себя обязательство не ухудшать условия осуществления резидентами государств-членов валютных операций, по которым она получила отсрочку.

Таким образом, другие страны ЕАЭС подстраховались на тот случай, если Беларусь вдруг попробует принять какие-то меры, направленные на получение преференций.

Как бы то ни было, Беларуси с 2017 года, возможно, придется отменять указанные выше ограничения на совершение валютных операций, что грозит нашему валютному рынку новыми потрясениями. Даже сейчас курс белорусского рубля настолько изменчив, что это создает серьезные проблемы для экономики и стимулирует предприятия и населения переходить к использованию в расчетах другие более предсказуемые валюты. А если курс рубля сделать еще более свободным, это только активизирует бегство от нашей валюты.

Но у правительства и Нацбанка РБ есть целый год для принятия мер, направленных на то, чтобы либерализация валютного рынка оказалась как можно менее болезненной для страны. Сделать это будет непросто, так как финансовый рынок в Беларуси развит в гораздо меньшей степени, чем, например, в той же России, поэтому в случае объединения валютных рынков возможен отток валюты из нашей страны в Россию со всеми вытекающими из этого негативными для экономики Беларуси последствиями. С одной стороны, это может стимулировать власти Беларуси осуществить реформы на финансовом рынке страны, но с другой – не исключено, что через год они попросят Коллегию Евразийской экономической комиссии перенести срок либерализации валютного рынка Беларуси еще на годик-два. Последнее, на мой взгляд, даже более вероятно.

См. также: Место Беларуси в валютных войнах: глухая оборона

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,