4.09.2015, 8:20
Льготы только в обмен на самолеты
До сегодняшнего дня тема размещения группировки российской ударной авиации на территории Беларуси на достаточно длительное время как-то совершенно незаметно выпала из поля зрения экспертного сообщества. Вероятная причина – события в Украине и вокруг нее, которые и привлекли к себе основное внимание военных аналитиков.
Возможно, именно поэтому столь неожиданной для многих оказалась информация агентства «РИА-Новости» о том, что Правительство России на своем заседании 2 сентября 2015 года намерено обсудить предложение президенту РФ Владимиру Путину подписать соглашение между Россией и Беларусью о создании российской авиационной базы на белорусской территории.
Совещание в Правительстве РФ действительно состоялось, и вечером 3 сентября на сайте Кабмина было опубликовано решение «О представлении президенту Российской Федерации предложения о подписании соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о российской авиационной базе на территории Республики Беларусь». «Подписание соглашения будет способствовать организации совместной охраны внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и созданию Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь. Кроме того, положения соглашения долгосрочно закрепят российское военное присутствие в регионе и будут содействовать укреплению его безопасности», – сообщается в связи с этим на сайте Правительства России.
Из неназванных источников
Между тем, учитывая предысторию данного сообщения, единственным достойным обсуждения вопросом является следующий: почему оно появилось только сейчас? Ведь тема размещения российской авиабазы в Беларуси возникла в повестке межгосударственных отношений РБ и РФ даже не вчера. Как представляется автору, для прояснения ситуации данный вопрос следует рассматривать в контексте статьи, опубликованной в начале августа на малоизвестном доселе портале flanker.su, изложение которой вскоре появилось в ряде зарубежных и местных интернет-изданий.
В публикации со ссылкой на источник в Генеральном штабе Вооруженных сил России утверждалось, что одним из условий лояльного отношения Москвы к результатам президентских выборов в Беларуси (в том, что Лукашенко победит на них, сомнений нет) станет размещение на белорусской территории российской авиационной базы. В настоящее время решение данного вопроса явно затягивается руководством РБ. Возможная причина в том, что Минск, давая добро, рискует испортить отношения с Западом, которые в последнее время стали улучшаться. А бессменному белорусскому лидеру перед грядущими выборами этого очень не хотелось бы.
А посему процесс создания авиабазы в РБ постоянно тормозится белорусскими политиками, которые, дабы оттянуть нежелательное решение, периодически требуют каких-либо экономических уступок или льгот в области военно-технического сотрудничества. Естественно, подобный подход белорусской стороны вряд ли устраивает обитателей Кремля. Особенно на фоне усиления военной активности НАТО: за последний год вооруженные силы альянса нарастили количество учений у границ России с 90-95 до 150 в год, а полеты разведывательной авиации участились в 9 раз.
И нет ничего удивительного в том, что в тамошних коридорах власти вынашивают планы по форсированию создания столь желанной авиабазы. «Болевой» точкой, на которую там предполагают надавить, выбрана белорусская президентская кампания. Кроме того, есть сведения, что помимо авиационной группировки Москва также не прочь разместить на территории Беларуси на ротационной основе (как это намеревается сделать НАТО в Польше и странах Балтии) и свой сухопутный контингент.
Одним словом, в российском Генштабе намекают: будет авиабаза – будет и признание Лукашенко, будет сухопутный контингент – будут и дальше льготы на энергоносители и открытый рынок России для белорусских товаров. Надо прямо сказать, что у Кремля имеются достаточно веские основания для обвинения белорусских властей в затягивании решения вопроса о размещении на своей территории российской авиагруппировки.
Давно это было
Напомним, что впервые этот план озвучил в апреле 2013 года в Минске министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу на встрече с президентом РБ Александром Лукашенко. А уже 29 октября 2013 года, подводя итоги состоявшегося в Москве совместного заседания коллегий министерств обороны РБ и РФ, глава российского военного ведомства поведал журналистам о том, что подготовка межгосударственного соглашения о размещении российской авиационной базы на территории Республики Беларусь «в данный момент находится в завершающей стадии».
Однако дальнейшие события показали, что Сергей Шойгу сильно поспешил, так как президент Беларуси Александр Лукашенко вовсе не собирался форсировать события. Более того, из ряда его высказываний следовало, что белорусский лидер всячески пытается откреститься от вредных для его имиджа договоренностей. Достаточно хотя бы вспомнить ответы на вопросы белорусских журналистов, которые дал Александр Лукашенко 26 апреля 2013 года, пребывая в Хойникском районе.
«Что касается авиационной базы, это, может быть, несколько прозвучало, как база. Нет, речь идет о поставке в наши Вооруженные силы (в какой форме, мы будем договариваться: база это будет или мы в существующие белорусские части поставим российские самолеты-истребители), этот вопрос обсуждается». И обсуждение это шло… аж до 20 августа 2013 года. Только тогда на совещании о дальнейших направлениях строительства и развития Вооруженных сил страны Александр Лукашенко (очевидно, не без нажима со стороны Москвы) поставил перед белорусскими военными задачу приступить к практической реализации достигнутых с РФ договоренностей по авиации и системам ПВО.
Правда, содействие это, судя по всему, оказалось неэффективным, так как 31 марта 2015 года посол Беларуси в России Игорь Петришенко в интервью «Российской газете» обмолвился о том, что окончательная численность подразделения истребителей, которое будет размещено на территории Республики Беларусь, все еще не определена. И переговоры об этом ведутся до сих пор.
То есть даже спустя без малого два года после достижения предварительной договоренности о размещении российской авиабазы в Беларуси подготовка межгосударственного соглашения об этом еще далеко не завершена. Причина этого, надо понимать, в позиции белорусского лидера, который не хочет ставить под вопрос «разрядку», наметившуюся в его отношениях с Западом. Ее он намерен конвертировать в экономические выгоды.
Из этой же «оперы» и заявление, сделанное Александром Лукашенко 4 августа 2015 года в интервью независимым белорусским СМИ: «Российских самолетов в нашей стране нет» (дежурные истребители улетели, а среди имеющихся у нас российских военных объектов авиационных баз нет).
Что есть и что может быть
Что касается реальной ситуации в этом плане, то в последний раз на официальном уровне тема российской авиабазы на территории Беларуси прозвучала в середине октября 2014 года, когда главнокомандующий ВВС России (а ныне главком Воздушно-космических сил РФ) генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что полк российских ударных самолетов будет базироваться не в Барановичах, как предполагалось ранее, а в Бобруйске. А все 24 Су-27СМ3 из его состава прибудут в Беларусь не в 2015 году, а в 2016-м.
Здесь уместно будет напомнить, что первоначально в качестве места базирования российской авиационной группировки в Беларуси была избрана Лида. Однако в марте 2014 года появились сообщения, что еще до наступления 2015 года полк российских Су-27СМ3 будет развернут не в Лиде, а в Барановичах. Тем более что в декабре 2013 года там уже начало нести на ротационной основе боевое дежурство звено истребителей из состава ВВС России.
Но и это решение, как видим, оказалось не окончательным. И это сразу породило массу предположений относительно причин нового переноса места базирования будущего авиаполка. Причем чаще всего называли следующие.
Во-первых, это решение правительства США продать Польше 40 высокоточных крылатых ракет класса «воздух – поверхность» AGM-158 JASSM с дальностью действия до 370 км, что создало потенциальную угрозу поражения этими ракетами аэродрома в Барановичах и заставило Минобороны России перенести место базирования вглубь территории Беларуси.
В качестве второй причины (не противоречащей, впрочем, первой) были названы большие размеры и лучшая оснащенность аэродрома в Бобруйске. Последнее обстоятельство особенно важно в свете заявлений ряда независимых российских экспертов о том, что в Бобруйске, учитывая развитие событий вокруг Украины, могут быть размещены не только ударные Су-27СМ3, но и другие типы боевых самолетов, в частности «чистые» бомбардировщики.
Некоторые комментаторы пошли дальше и высказали предположение, что Россия уже вскоре в целях противодействия будущим объектам ЕвроПРО в Польше и растущему натовскому военному потенциалу вблизи своих западных границ захочет усилить развертываемую в Беларуси ударную авиационную группировку новейшими фронтовыми бомбардировщиками Су-34. В подтверждение этого тезиса они ссылались на тот факт, что эти самолеты уже два раза (впервые – 3 июля 2014 года) участвовали в воздушных парадах над Минском.
См. также: Место на карте — это судьба
А кое-кто не исключал и появления в Бобруйске бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3. Боевой радиус этих самолетов (порядка 2 тыс. км) позволяет использовать их для нанесения ударов по объектам не только в соседних с Беларусью странах (Польше и государствах Балтии), но и в Центральной Европе. Набор вооружения Ту-22М3 включает оперативно-тактические авиационные ракеты, в том числе в ядерном снаряжении.
Количество обсуждаемых в экспертной среде вариантов возможного состава российской авиационной группировки в Беларуси не ограничивается приведенными выше. Но пока с достоверностью известно только одно: согласно официальной информации, на Бобруйском аэродроме ведутся работы по модернизации взлетной полосы и наземной инфраструктуры.
В свете вышеизложенного невольно возникает вопрос о причинах появления упомянутых выше (анонимного и официального) информационных вбросов. Рискнем предположить, что это изощренное средство давления на Минск, которое Москва в последние годы неоднократно применяла против своего строптивого союзника, когда тот проявлял непозволительную самостоятельность.
Конечно, руководство РФ вряд ли будет медлить с признанием очередной «изящной» победы Александра Лукашенко на президентских выборах: не хватало ему еще одного Майдана в ближнем зарубежье. Но напомнить союзнику о взятых на себя обязательствах стоит, пусть и не в прямой форме.
См. также: Что можно увидеть на параде