28.08.2015, 16:40
С миру по нитке – школьнику рубашка
Достаточно часто в этом году на первых полосах государственных СМИ появлялись новости из сферы образования. В начале года как сенсация и революционный прорыв в области высшего образования прошло сообщение о принятии Беларуси в Болонский процесс. По мнению министра образования Беларуси Михаила Журавкова, этот факт отражает высокий уровень белорусской системы образования.
При этом министр умолчал, что страна вошла в Болонский процесс последней в Европе. И что Беларусь – единственное государство, принятое в этот самый процесс с условиями. А если, не меняя сути, слегка изменить интонацию, то можно сказать: приняли ее туда условно.
Вот такой высокий уровень получается.
Что же касается обусловленных Болонским процессом изменений в деятельности наших вузов, то они ограничиваются чисто техническими вопросами. Во-первых, это переход на двухступенчатую структуру обучения в вузах (бакалавриат и магистратура), который уже практически завершен. Во-вторых, европейская система оценки (приложение к диплому европейского образца). В-третьих, введение системы кредитов (когда каждая учебная дисциплина оценивается, прежде всего, исходя из объема учебных часов, а также определенного количества зачетных единиц – кредитов, что позволяет сравнивать и оценивать уровень освоения учебных программ студентами, обучающимися в разных университетах). Это дает возможность выдавать им дипломы, соответствующие уровню их образования и квалификации, а также накапливать определенное количество кредитов, приостанавливать учебу и возобновлять ее по собственному желанию, то есть фактически учиться на протяжении всей жизни, как это делают жители Европы или Америки.
Такая задача легко решается даже на уровне факультетов.
Как видим, Болонский процесс не затрагивает ни содержания, ни методов обучения и представляет собой простую формальную унификацию европейской системы высшего образования. А на деле к фундаментальным принципам Болонского процесса относятся три академических императива: автономия университетов, академическая свобода и ответственность университетов перед обществом. Стоит ли доказывать, что белорусская система образования не соблюдает ни одного из этих принципов? И нет никаких признаков того, что наша система образования трансформируется, развивается.
Для нее установлен абсолютно противоположный вектор.
Новый импульс журналистской активности связан с докладом г-на Журавкова главе государства. По сообщению пресс-службы президента, Лукашенко доложили о том, как прошла вступительная кампания в стране. Выполнены все контрольные цифры приема в учебные заведения, особенно на бюджетное обучение и на те специальности, которые являются востребованными для экономики страны. Возможно, министр умолчал, что после завершения установленных сроков приема документов остались вакантными более 350 бюджетных мест в 11 вузах. Наибольшее количество незаполненных бюджетных мест – в Витебском государственном технологическом университете, Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, Белорусско-Российском университете, Гомельском государственном техническом университете имени Сухого.
Невостребованными оказались бюджетные вакансии, которые официально считаются очень нужными в народном хозяйстве.
Это обстоятельство требует вдумчивого анализа. А первоначальный анализ результатов показывает, что к вопросам востребованности и престижности профессии абитуриенты, преподаватели, чиновники и производственники относятся очень по-разному. Вполне вероятно, что бюджетные средства расходуются по плану, но при этом финансируются те институты, которые имеют большие заслуги перед вышестоящими органами.
Что действительно нового прозвучало на встрече Журавкова и Лукашенко, так это фактическое признание прискорбного факта, что многие семьи не могут купить для своего ребенка все необходимое для школы. Скромные во все времена расходы сейчас становятся неподъемными для многих семей. По прикидкам журналистов, полное оснащение всем необходимым учеников младших классов стоит около 2 млн. рублей, а для школьников средних и старших классов потребуется как минимум на 300 тыс. рублей больше.
То есть разные семьи по-разному ждут начала нового учебного года. И многие из них этому не радуются. Хорошо еще, что в нашем государстве банки выделяют бедным родителям льготные кредиты на приобретение школьной одежды и обуви, хотя и с процентами, естественно. Это обстоятельство вызывает определенное недоумение. Ведь такого рода банковские кредиты свидетельствуют об исключительной бедности значительной части населения Беларуси. Так бывает и в других безуспешно развивающихся странах. Но финансирование школьных потребностей бедняков финансируется, как это принято везде, не из кредитов банков, обязанных их предоставить, а из государственных программ, специально адресованных семьям, которым не хватает для финансового обеспечения обязательного школьного образования своих детей.
Удивительно, что власти Беларуси несколько лет усердствовали в деле организации «адресной социальной помощи» нуждающимся и к 2008 году ввели эту систему в действие. Отныне всякий обнищавший белорус может обратиться в госорганы и гарантированно получить помощь. Кажется, что эта помощь создана в первую очередь для таких бедняков. Оказывается, нет. Им для ее получения требуется обращаться в банки. И социальная помощь трактуется в том смысле, что банковский кредит остается платным, но льготируется.
До недавнего времени можно было занять денег у соседей или сослуживцев до получки, но теперь и на этот приватный заем предусмотрены налоги.
То есть скаредность социального государства достигла уровня широко известных литературных героев Гобсека и Плюшкина. Вероятно, только они могли создать такую систему «адресной социальной помощи», как в нашем государстве.
Удивительно, что Лукашенко, который выстраивал эту политику под лозунгом «процветания и силы», оказывается удивительно толстокожим, не понимающим тонкостей, в которых гибнет вся его созидательная работа последнего десятилетия.
Как говорится, я сеял драконов, а сбор урожая принес мне блох. Но сеятель сохранил невозмутимость. В качестве решения проблемы он поручил максимально широко провести благотворительную кампанию по подготовке к школе детей из малоимущих и многодетных семей. И с удовлетворением отметил, что в стране установилась хорошая традиция поддерживать вышеперечисленные семьи в деле подготовки к школе их отпрысков. «Надо и в текущем году об этом не забывать. И в эту кампанию поддержки надо включить всех – от президента до тех, кто может помочь одеть, обуть деток», – провозгласил глава государства.
И напоследок самое интересное: в нынешнем году первый урок 1 сентября в школах Беларуси пройдет под лозунгом «На цябе, наша моладзь, надзея!»…