В Беларуси заработали новые правила производства альтернативной энергетики

Инвесторам, которые получат возможность реализовать в Беларуси проекты в сфере альтернативной энергетики, белорусские власти обещают в течение 10 лет не менять ставку стимулирующего тарифа и размер квот. Правда, теперь инвестор при подаче заявки на реализацию инвестпроекта сам должен предложить тариф.

19 августа вступил в силу Указ президента от 18 мая 2015 года № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», а с 21 августа – принятое в его развитие постановление правительства от 6 августа 2015 года № 662 «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии».

БЕЛРЫНОК писал, что эти документы пролоббировало Минэнерго Беларуси. Оно убедило руководство страны, что сегодня бюджет не способен бесконтрольно в прежних масштабах льготировать развитие «зеленой» энергетики. Новые правила как раз и направлены на то, чтобы, говоря официальным языком, определить «экономически оправданные» объемы строительства «зеленых» энергоустановок, исключить их «чрезмерное развитие по отдельным направлениям», «обеспечить выбор наилучших технических предложений и наиболее экономически совершенных установок».

Сами энергетики постоянно подчеркивают, что квотирование связано «не с закрытием рынка, а с конкурсом инвестпроектов – самых высокоэффективных проектов в пределах доведенной квоты».

Отвечая на вопрос обозревателя БЕЛРЫНОК, чем продиктована необходимость изменения правил игры в сфере «зеленой» энергетики в стране, первый заместитель министра энергетики Беларуси Леонид Шенец на пресс-конференции 5 августа отметил: «Просто мы наводим порядок в том, чего не сделали до настоящего времени».

По его словам, раньше некоторые компании, заявлявшие о готовности реализовать «зеленые» проекты, покупали или брали землю в аренду и в ряде случаев пытались ее перепродать. Многие до сих пор пытаются ввозить в страну бэушное оборудование. Поэтому Л. Шенец убежден, что здесь нужно было навести порядок. «Все могут открыто участвовать в тендере на реализацию «зеленых» проектов. При этом теперь инвесторы смогут видеть свои перспективы, а также будут знать: если ты не выполнил условий, то не будешь иметь льгот. Если ввел проект на 1-2 года позже, то получишь льготный коэффициент, к примеру, не 2,7, а 2,5», – рассказал Л. Шенец.

Любой претендент может подать заявку

Согласно новому порядку получить квоты на производство «зеленой» энергии в Беларуси на конкурсной основе может любой претендент, если он отвечает определенным критериям и набрал большее, чем другие, количество баллов.

Процедура следующая. Каждый год до 1 сентября (а в 2015 году – до 20 сентября) претендент может подать заявку в местный исполком (по месту предполагаемого нахождения установок). Далее исполком направляет все заявки в Минэнергетики, а оно – в Республиканскую межведомственную комиссию по распределению квот, которая и принимает окончательное решение по распределению квот между всеми претендентами.

В свою очередь комиссия, которую возглавляет первый заместитель министра энергетики Леонид Шенец, по согласованию с Минэнерго, Минэкономики, Минприроды, Департаментом по энергоэффективности Госкомстандарта и при участии местных исполкомов ежегодно до 30 апреля будет устанавливать квоты на каждые 3 последующих года (при необходимости они будут ежегодно корректироваться). Исключение составляет 2015 год: в этом году квоты должны быть установлены до 15 сентября.

Список организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших квоты, будет утверждаться каждый год до 30 ноября.

Однако потенциальным «зеленым» инвесторам следует учитывать, что в этом году в числе претендентов конкурса на получение квот появится новый, очень мощный игрок – ГПО «Белэнерго». Генеральный директор ГПО «Белэнерго» Евгений Воронов сообщил об этом 5 августа на заседании круглого стола, отвечая на вопрос обозревателя БЕЛРЫНОК.

«Частные предприниматели или инвесторы, участвующие в таких проектах, потом будут получать прибыль, – у них такая цель: получить прежде всего прибыль. Для того чтобы потом «зеленые» тарифы тяжким бременем не ложились на нашего потребителя, в первую очередь на население, «Белэнерго» решило участвовать во всех конкурсах по выделению квот. Мы подсчитали, что для страны будет более выгодно, если энергоустановки с повышающим коэффициентом будут строить в первую очередь энергетики», – подчеркнул Е. Воронов.

«Зеленые» новации и старые риски

Таким образом, теперь инвесторам предложили новые «правила игры» в сфере строительства энергоустановок для производства альтернативной энергетики в Беларуси. Отныне все инвестпроекты «зеленой» энергетики можно будет реализовать лишь в пределах квот, которые выделит регулятор, то есть правительство. Именно оно будет устанавливать и распределять квоты на строительство установок по видам: энергия солнца, ветра, воды, биогаз.

При этом, согласно новым правилам, предприятия «Белэнерго» по-прежнему должны покупать электроэнергию, произведенную «зелеными» установками, с повышающими коэффициентами. Причем размер этих коэффициентов должен предложить сам инвестор в своей заявке. Для каждого инвестора, получившего квоты, этот коэффициент будет зафиксирован в течение 10 лет после ввода установки в эксплуатацию.

Отметим также, что новые правила предусматривают дифференцирование повышающих коэффициентов не только в зависимости от вида возобновляемых источников энергии, но и от параметров «зеленых» установок: электрическая мощность, срок службы оборудования на дату ввода установок в эксплуатацию и т. д.

Как это все будет работать на практике, пока неясно. Ведь раньше тоже декларировалось, что стимулирующий тариф для «зеленой» энергетики будет действовать в течение 10 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию. Однако на практике размер тарифа устанавливало Минэкономики своим постановлением – так, что стимулирующий коэффициент периодически менялся совсем не в выгодную для инвестора сторону. В частности, в апреле 2014 года государство вдруг резко снизило размеры тарифов на такие виды источников «зеленой» энергии, как солнце (с 3 до 2,7) и вода (с 1,3 до 1,1).

Нестабильность законодательства и прежде всего непредсказуемые изменения тарифной политики до недавнего времени были главной проблемой для инвесторов в реализации проектов в сфере «зеленой» энергетики. Практически невозможно разработать точный бизнес-план и просчитать денежные потоки. Причем даже если размер повышающего тарифа был зафиксирован в инвестиционном договоре, заключенном между инвестором и государством в лице местных облисполкомов, на практике это тоже не работало – размер тарифа для таких инвесторов менялся в общем порядке.

В результате инвесторы сталкивались с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, в Беларуси было принято достаточно прогрессивное законодательство, учитывающее мировой опыт развития «зеленой» энергетики, законодатель установил привлекательные повышающие тарифы (даже выше, чем в некоторых странах Европы), имелись весьма приемлемые для развития альтернативной энергетики климатические условия. Все это вкупе с невысокой конкуренцией на рынке стимулировало интерес отечественных и иностранных инвесторов к реализации «зеленых» проектов. А с другой стороны, непрозрачные правила игры в части тарифной политики фактически сводили на нет все остальные преимущества. Не случайно банки, как правило, отказывались финансировать подобные проекты, хотя инвестор имел на руках проектно-сметную документацию, а также земельный участок для реализации проекта.

Останется ли незыблемой тарифная политика для «зеленой» энергии с появлением нового законодательства? Имея негативный опыт в этой области, участники рынка не дают на этот счет оптимистичных прогнозов.

Неурегулированные моменты

Кроме того, в новых правилах не урегулирован ряд вопросов.

Теперь подавать заявки на участие в конкурсе по распределению квот не надо в том случае, если проект реализуется в соответствии с международными и инвестиционными договорами, финансируется за счет внешних займов под гарантии правительства, а также в соответствии с одобренными правительством проектами международной технической помощи и с проектами иностранной безвозмездной помощи.

Такие проекты получат квоты, что называется, без очереди: для них выделят квоты из общего объема, но еще до рассмотрения конкурсных заявок.

Но какая часть квот уйдет на внеконкурсные проекты, неясно. Непонятно также, по каким критериям будут распределяться квоты внутри внеконкурсных проектов: объявят ли там свой конкурс, и если да, то на каких условиях? А если нет, означает ли это, что квоты просто распределят между «внеконкурсниками»?

Регулятор также не уточнил, каким критериям должны соответствовать заявки претендентов, чтобы они могли участвовать в получении квот на общих основаниях на конкурсной основе. Наконец, не обозначены четкие критерии, с какими инвесторами будут заключать инвестиционные договоры, международные договоры и как им станут предоставлять гарантии правительства под внешние займы.

Таким образом, очевидно, что регулятор оставил для себя достаточно широкое поле для маневра, которое, похоже, существенным образом сужает возможности частного бизнеса в реализации проектов в сфере альтернативной энергетики в Беларуси.

Приятное исключение

Наконец, отметим: как и обещали лоббисты квотирования «зеленой» энергетики, условия для таких инвестпроектов, которые уже реализуются в Беларуси, не меняются.

В новых правилах сказано, что инвесторы, построившие установки или заключившие инвестиционные договоры на реализацию проектов в сфере «зеленой» энергетики до вступления в силу Указа № 209, могут реализовать проекты без учета квот (то есть сверх выделяемых квот) и по тарифам, установленным Минэкономики на 19 мая 2015 года. Размер этих тарифов также не подлежит изменению в течение 10 лет с момента ввода энергоустановки в эксплуатацию.

Однако на самом деле весьма немногие инвесторы могут воспользоваться приятным исключением. Дело в том, что «Белэнерго» еще в конце 2014 года направило в адрес РУП-облэнерго письма с требованием приостановить выдачу техусловий на подключение к сетям энергосистемы «зеленых» установок. Энергетики таким образом пытались остановить бум получения разрешений на строительство подобных энергоустановок, который активизировался вслед за тем, как «Белэнерго» приступило к подготовке введения квот. И хотя белорусский антимонопольный регулятор – Минэкономики – в то время заставил «Белэнерго» отозвать данный запрет, на самом деле уже тогда началось активное торпедирование «зеленых» проектов на уровне региональных властей.

См. также «Зеленая энергия» по квотам«

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,