21.08.2015, 8:31
Южный транзитный коридор для Беларуси
Сегодня более 12% грузов в украинских портах – белорусские
Беларусь в последнее время активизирует усилия не только по диверсификации экспорта своей продукции, но и по развитию транспортно-логистической инфраструктуры. Перспективным партнером в реализации этих стратегических замыслов для официального Минска может стать Украина.
Несмотря на падение из-за известных событий взаимного товарооборота в этом году чуть ли не на 50%, Украина остается для Беларуси вторым (после России) торговым партнером. Безусловно, львиную долю белорусского экспорта в Украину составляют нефтепродукты. К примеру, в 2014 году Беларусь увеличила объем валютной выручки от продажи своих нефтепродуктов на украинском рынке на 11,7% – до 3,183 млрд. долларов, притом что весь белорусский экспорт в Украину в прошлом году составил 4,089 млрд. долларов.
Однако южная соседка Беларуси – это не только емкий и по-прежнему важный рынок для экспорта белорусских нефтепродуктов. Сегодня это еще и выгодный транзитный коридор. Достаточно отметить, что доля белорусских грузов в общем объеме грузов, переваленных через южные порты Украины, по результатам 2014 года превысила 12%.
Важный логистический «мост» для БНК
В последние годы Украина становится важным логистическим «мостом» для Беларуси. Этот «мост» востребован, прежде всего, Белорусской нефтяной компанией (БНК) – спецэкспортером нефтепродуктов.
В последние несколько лет белорусские нефтепродукты поставляются на экспорт не только через порты стран Балтии, но и через украинские порты – Одесский, Южный, Николаевский, Ильичевский. К примеру, в 2013 году только белорусского мазута через порты Украины было поставлено на экспорт 1,4 млн. тонн. В 2014 году Беларусь планировала увеличить экспорт мазута, а также вакуумного газойля через украинские порты в 1,7 раза – до 2,5 млн. тонн суммарно. Правда, эти планы пришлось немного скорректировать из-за обострения политической и экономической ситуации в Украине.
При этом в 2013 году «дочка» Белорусской нефтяной компании (белорусского спецэкспортера нефтепродуктов) – «БНК-Украина» – впервые обеспечила экспедирование в направлении южных портов Украины 1,2 млн. тонн нефтепродуктов.
Отметим, что украинское правительство создало для этого определенные условия. Чтобы стимулировать транзит через украинские порты, Госадминистрация железнодорожного транспорта Украины – «Укрзализныця» – установила скидки для белорусского мазута в направлении портов: снизила ставки на 70% к базовому тарифу по маршруту от станции Барбаров (БЖД) через погранпереход Бережесть до портов Украины. Также была установлена скидка в размере 30% на возврат порожних вагонов. Эти льготные условия действовали в течение 2014 года.
Стратегия экспортера – вхождение в собственность терминалов
Сегодня у белорусского экспортера нефтепродуктов – БНК – в отношении работы с портами есть своя стратегия. Если раньше предполагалось, что конкуренция между портами позволит белорусам получить выгодные тарифы, а значит, и максимальную выгоду, то в последние несколько лет эта философия изменилась. Нефть и нефтепродукты стали одними из основных биржевых товаров, подверженных высоким спекуляциям. В условиях резкого колебания цен нефтетрейдерам стало выгодно накапливать продукты, чтобы затем вести арбитражные продажи на самом выгодном рынке. Вот почему трейдеры стали активно строить собственные терминалы, выкупать или брать в аренду уже имеющиеся мощности и использовать их в качестве базы для хранения нефтепродуктов.
Известно, что с целью повышения эффективности экспорта своей продукции БНК планирует построить новый или купить уже действующий терминал в Рижском порту (предварительно такие договоренности с одним из терминалов уже достигнуты). Кроме того, в целях диверсификации и повышения эффективности экспорта БНК также прорабатывает возможность строительства или покупки нефтяных терминалов в Украине в портах Черного моря. Очевидно, что такие планы обусловлены желанием БНК укрепить свои позиции на рынках сопредельных стран и обеспечить возможности для расширения географии продаж.
Кроме того, белорусские экспортеры рассчитывают на серьезные объемы поставок нефтепродуктов в Украину альтернативным железной дороге транспортом – речным, что также позволит удешевить стоимость транспортировки и повысить конкурентоспособность белорусской продукции.
В частности, БНК прорабатывает возможность поставки дизельного топлива в Украину по трубопроводу и по реке Днепр. Первые поставки белорусского дизтоплива по реке в Украину осуществил в конце 2011 года оператор украинской сети АЗС WOG – ООО «Золотой экватор». Только за 2011-2013 годы по реке в Украину было поставлено более 1 тыс. тонн белорусского дизтоплива.
Комплексный подход: тарифы в увязке с портовыми сборами
Во время визита в Украину 12-16 августа министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей уделил теме логистики особое внимание. На совместном с главой МИДа Украины Павлом Климкиным брифинге он отметил, что для Беларуси важно сотрудничество с Украиной в транспортно-логистической сфере. По его словам, южные порты Украины являются для Беларуси интересными, поэтому белорусская сторона изучает возможности расширения поставок грузов через эти порты. Вопросы перевозки белорусских грузов через южные порты Украины – Одессу и Ильичевск – более предметно обсуждались и в ходе визита В. Макея в Одессу.
Стороны договорились обсудить вопросы сотрудничества в логистической сфере комплексно, в связке железнодорожных тарифов и портовых сборов, от чего в конечном итоге и зависит объем белорусского нефтеналивного транзита через украинские порты.
Для Беларуси это важный вопрос, учитывая, что в последнее время в связи с переориентацией российских экспортных грузопотоков с портов Литвы, Латвии и Калининградской области на порты Ленинградской области продолжает снижаться объем транзита нефтепродуктов через территорию Беларуси. Противостоять этому процессу ввиду девальвации российского рубля белорусская сторона сегодня практически не в состоянии. Между тем перевозки нефтепродуктов – самые большие по объемам среди грузовой номенклатуры: их доля превышает 25% в объеме перевозок Белорусской железной дороги. Кстати, основной объем таких транзитных грузов через Беларусь направляется из России и Казахстана в морские порты Калининградской области, Латвии и Литвы.
Евразийский логистический вектор: союзники спорят
Пока белорусская сторона активизирует усилия по развитию морских транзитных коридоров в направлении прибалтийских и украинских портов, евразийское направление остается в пассиве.
Правда, определенные шаги для использования потенциала интеграционного союза предпринимаются. Разработан проект Договора о судоходстве в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который предоставляет право безразрешительного доступа судам под флагом государства – члена ЕАЭС к внутренним водным путям другого государства-члена. В сентябре 2015 года этот документ планируется внести на рассмотрение Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Белорусские чиновники отмечают, что переговоры по этому вопросу идут непросто, хотя подписать Договор о судоходстве в ЕАЭС союзники планируют уже до конца 2015 года, а с 1 января 2016 года документ должен вступить в силу.
Заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Сергей Негрей, отвечая на вопросы журналистов в мае этого года, сообщил, что Беларуси и России пока не удалось выработать общую позицию по проекту договора о судоходстве.
«В документе затронута важная тема – доступ к внутренним водным путям. Разные есть трактовки», – сказал С. Негрей. По его словам, Беларусь «смотрит на вопрос глубоко и широко,чтобы был доступ ко всему водному бассейну России, части бассейна Казахстана», в то время как российские партнеры соглашаются на общий доступ только к смежным транспортным путям. «Но у нас с Россией только одна общая река – Днепр, причем на участке в Смоленской области, где он малосудоходный», – заметил С. Негрей.
Для справки
Украина обладает самым мощным портовым потенциалом среди всех стран бассейна Черного моря. На побережье Черного и Азовского морей находится 18 морских торговых портов и 12 портпунктов. Причальный фронт и территорию портов обслуживают около 600 портальных кранов, тысячи погрузчиков различных типов и других единиц портовой техники. Порты имеют более 330 тыс. кв. м крытых складов и более 2,5 млн. кв. м открытых складских площадей.
Наиболее значимыми морскими торговыми портами Украины являются расположенные недалеко друг от друга Одесский, Ильичевский и Южный порты. На их долю приходится приблизительно 60% всего грузооборота украинских морских торговых портов. Эти порты имеют лучшие морские подходы, осадка принимаемых судов – до 14,5 м, в то время как другие порты могут принимать только суда со значительно меньшей осадкой.
В устьевой части крупнейших украинских рек Днепра и Южного Буга расположена другая группа морских торговых портов – Николаевский, Херсонский, Октябрьск, работающих как с навалочными, так и с генеральными грузами. Украина имеет также три морских торговых порта в низовьях Дуная: Ренийский, Измаильский и Усть-Дунайский. Через эти порты проходят грузопотоки в направлении придунайских стран.