20.08.2015, 8:19
Почему так и не состоялись пленумы ЦК?
Обещать – не значит жениться. Этот принцип справедлив не только на бытовом уровне, но и на уровне государственном. За примерами далеко ходить не потребуется. Обращаясь с посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2015 года, А. Лукашенко среди перечня основных мероприятий на текущий год упомянул три совещания, которые планируется провести, «как пленумы ЦК когда-то проводили по важнейшим, актуальным вопросам нашей жизни».
Первый пленум – по сельскому хозяйству. Напомню, в феврале 2014 года глава государства подписал распоряжение о создании межведомственной рабочей группы под руководством премьер-министра М. Мясниковича. Перед группой была поставлена задача разработать конкретные предложения, которые смогут решить проблемные вопросы АПК.
«Мы сделали паузу, примерно год, чтобы посмотреть, как будут реализовываться эти предложения, – отметил в послании А. Лукашенко. – Настало время подвести итог всему этому и тем предложениям, которые были внесены. Годны – не годны они, что-то надо поправить…»
То ли править оказалось нечего, то ли по иной причине, но таинственные личности, скрывающиеся за местоимением «мы», продолжают держать паузу. А жизнь тем временем идет своим чередом. Удельный вес убыточных организаций (без господдержки) в общем количестве организаций АПК увеличился за январь – май относительно аналогичного периода прошлого года с 57,5 до 64,8%.
Второй пленум – по жилищно-коммунальному хозяйству. Приведу очередную цитату из послания: «Это то, на что очень остро реагировали наши люди. Была создана соответствующая группа во главе с Александром Серафимовичем Якобсоном. Она очень серьезно проанализировала тенденции ЖКХ, и тогда мы договорились, что мы начнем с Минска: здесь больше всего проблем, больше всего людей. И, как пример, отработаем на Минске эту реформу жилищно-коммунального хозяйства».
«Соответствующая группа» указом главы государства также была создана в феврале 2014 г. Ее первые шаги активно обсуждались государственными СМИ. Глава КГК А. Якобсон на непродолжительное время превратился в главного ньюсмейкера страны. Однако воплотить «планов громадье» в жизнь ему было не суждено в связи с переводом на другую работу в августе 2014 г. Попутно отмечу, что в декабре на другую работу перешел и куратор межведомственной рабочей группы по вопросам АПК М. Мясникович.
Третий пленум – по анализу ситуации в образовании. Я полагаю, читатели уже поняли алгоритм решения актуальных вопросов в Беларуси. Все верно. Первый шаг – создание рабочей группы во главе с чиновником высокого ранга (заместитель премьер-министра А. Тозик в данном случае). Второй шаг – освещение в государственных СМИ организационных заседаний рабочих групп. Третий шаг – заявление А. Лукашенко о подготовке итогового совещания, аналога пленума ЦК.
Какая зарплата?! Лодку бы сохранить!
До конца августа остались считаные дни. С классическим вопросом «что делать?» глава государства определился еще в апреле, но ни один из намеченных пленумов ЦК так и не состоялся. Казалось бы, самое время перейти к вопросу «кто виноват?».
Формальный ответ на него содержится уже в тексте послания: «Наше будущее определяется в другой, мирной сфере – в экономике. Но именно здесь нам приходится вести бои с крайне неблагоприятными внешними условиями, а также с собственными ленью, заблуждениями, безответственностью и непрофессионализмом».
Список недостатков можно было бы и продолжить, однако подобная активность способна завести в ловушку «субъективных факторов». Соглашаясь с наличием критической массы непрофессионализма на всех уровнях властной «вертикали», необходимо тем не менее отделять зерна от плевел.
Относительно каких задач мы оцениваем уровень профессионализма государственных чиновников? Если это касается задач развития, то результат будет негативным. А если оценивать задачи по удержанию власти, задачи по извлечению административной ренты?
На протяжении 15 лет отношения между государством и обществом в Беларуси выстраивались на основании социального контракта, предусматривающего обмен лояльности на рост доходов. Но ситуация изменилась, и изменилась кардинально. Белорусская модель исчерпала свой ресурс. Устойчивый рост доходов плавно перешел в устойчивое падение.
Смену тренда общество еще не осознало. Но на вершине властной «вертикали» иллюзий не питают как минимум с осени 2013 года, что и проявилось при формировании бюджета на 2014 год.
В своем последнем новогоднем обращении А. Лукашенко объявил об одностороннем расторжении прежнего социального контракта и одновременном введении нового. Отныне белорусам предлагается проявлять лояльность в обмен на выживание.
Проблемы сельского хозяйства, ЖКХ и образования – это все рудименты прежнего социального контракта. Обратите внимание: две из трех рабочих групп были сформированы еще в феврале 2014 года. Удивляться этому не приходится, если вспомнить, что инерция свойственна не только физическим телам, но и «телам» социально-политическим.
Публично разбирать вопросы, на которые «очень остро реагировали наши люди» накануне главной электоральной кампании пятилетки, было бы крайне неразумно. В штабе «единого кандидата» властной «вертикали» прекрасно это осознают.
Лояльность в обмен на выживание предполагает переключение общественного внимания с внутренних проблем на внешние. Мастер-класс такого переключения А. Лукашенко преподал 14 августа при посещении ОАО «Минский завод колесных тягачей».
Чего хочет народ? Зарплаты побольше и желательно поменьше работать. «Но не это сегодня главное». Какая зарплата?! Начался жестокий передел мира. Он идет не по старым (простым) схемам, а по новым (сложным). Цитирую по официальному пресс-релизу: «Все гораздо сложнее. Идет передел мира. И зарплата – это очень важно. Но передо мной, как президентом, стоит задача защитить страну. Вот в этом бурном море не наш корабль, а нашу лодку сохранить, чтобы ее не утопили и она не пошла на дно».
Убедительно? Доходчиво? Более чем – для тех, кто и на тихой воде не способен грести самостоятельно. А таких в Беларуси не менее 65%.