18.08.2015, 8:04
Автолюбители переходят на самообслуживание
Движение курса российского рубля становится решающим фактором, определяющим развитие ситуации на белорусском автомобильном рынке
Как следует из отчета аналитического агентства «Автостат», по итогам первого полугодия 2015 года российский авторынок сократился на 37%, до 735 тыс. автомобилей, и покинул десятку мировых стран-лидеров по продажам новых машин, опустившись с прошлогоднего 8-го на 12-е место.
Мировое лидерство в январе – июне по-прежнему удерживал рынок Китая, где продажи увеличились на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 10,95 млн. автомобилей. На втором месте – США (8,495 млн., рост на 4%), на третьем – Япония (2,62 млн., снижение на 11%).
Кроме них, в топ-10 по итогам января – июня 2015 года вошли: Германия (1,62 млн., +5%), Великобритания (1,38 млн., +7%), Индия (1,36 млн., +6%), Бразилия (1,27 млн., -20%), Франция (1,02 млн., +6%), Канада (933 тыс., +3%), Италия (873 тыс., +15%). Даже в Южной Корее, расположившейся на 11-м месте, продажи в первом полугодии оказались лучше, чем в России: 841 тыс. при росте на 6%.
Между тем уже в декабре 2014 года, когда резко ослаб российский рубль (и соответственно, ускорилось падение внутреннего спроса), в заявлениях представителей тамошнего автопрома все чаще стала звучать тема резкого наращивания экспорта: заводы рассчитывали за счет увеличения зарубежных поставок компенсировать падение продаж внутри РФ. Однако итоги первого полугодия показали, что этим намерениям вряд ли суждено сбыться.
С точностью до наоборот
По данным Федеральной таможенной службы РФ, суммарный экспорт легковых машин из России в первом полугодии 2015 года упал на 27%, до 48,9 тыс. машин (в денежном выражении – на 29,6%, до 527,1 млн. долларов). И хотя поставки в дальнее зарубежье несколько выросли: на 7%, до 3 тыс. машин (на 152%, до 65,1 млн. долларов), экспорт в СНГ упал на 29%, до 45,9 тыс. машин (на 36%, до 462 млн. долларов).
Таким образом, российские автоконцерны, собиравшиеся возместить дефицит спроса в РФ за счет экспорта, оказались еще дальше от решения поставленной задачи. По мнению представителей отрасли, главной причиной стало падение спроса на традиционных рынках стран СНГ, прежде всего в Казахстане. И это вполне закономерно, так как кризисные явления в российской экономике просто не могли не сказаться на тесно связанных с нею бывших советских республиках.
И тем не менее, как отмечает вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Денис Петрунин, фиксируется большое число самовывозов автомобилей физлицами из России в Казахстан, Беларусь и Украину. При этом, как сообщают отраслевые эксперты, официальные поставки туда продукции российских производителей в текущем году заметно сократились. Зато эти рынки заполонили подержанные авто.
Это подтверждают, в частности, и данные Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), согласно которым в первом полугодии текущего года продажи на тамошнем рынке упали на 31%, до 53,1 тыс. машин. При этом в АКАБ констатируют, что российские и японские бренды теряют свою долю, а спросом пользуются корейские марки.
В АКАБ также отмечают тенденцию к росту ввоза с начала года автомобилей из России по серым схемам (процесс поддержала отмена НДС для физических лиц). В итоге импорт из РФ за полгода сократился на 17%, до 35,5 тыс. машин, но на фоне общего падения емкости рынка его доля выросла на 10,9 процентного пункта, до 66,9%.
Прирастаем Россией
И хотя события в Беларуси развиваются в общем русле, текущая ситуация на нашем автомобильном рынке имеет свои особенности. Согласно данным Белстата, импорт легковых автомобилей в РБ в денежном выражении за период с января по июнь 2015 года снизился на 9% по сравнению с январем – июнем 2014 года, до 480,435 млн. долларов, в физическом выражении он фактически остался на уровне прошлогоднего показателя – 47,4 тыс. ед.
Несмотря на то что физические лица резко уменьшили ввоз автомобилей из-за пределов Таможенного союза (в январе – июне 2015 года примерно в 4 раза, до 4,8 тыс. ед.), их доля в импорте автомобилей из РФ постоянно нарастала. В целом же ввоз автомобилей из РФ в январе – июне 2015 года увеличился в 2,2 раза, до 41 тыс. ед., в денежном выражении импорт вырос в 1,7 раза, до 416,417 млн. долларов. В результате на долю России пришлось примерно 87% всех поставок в Беларусь легковых автомобилей в физическом выражении.
По мнению экспертов, привлекательность покупки автомобилей в РФ сохраняется с конца 2014 года ввиду опережающей (по отношению к белорусской валюте) девальвации российского рубля и отсутствия таможенных пошлин, в результате чего покупка новых и б/у автомобилей у соседей стала выгоднее, чем на внутреннем рынке. Укрепление российского рубля временно снизило привлекательность таких операций, но новый тур его ослабления, начавшийся в июле, скорее всего, скоро снова подстегнет покупки автомобилей в РФ нашими соотечественниками.
А вот для самих россиян перспективы выглядят несколько иначе. По мнению тамошних экспертов, гражданам РФ стоит поспешить c покупкой иномарки, так как уже с осени ценопад на автомобильном рынке может закончиться и начнется обратный процесс. Снижение стоимости в российских рублях некоторых иномарок, наблюдаемое до недавнего времени, является вынужденной, но временной мерой, с помощью которой производители стараются не допустить накопления излишков на складах летом, когда традиционно наблюдается спад продаж.
В связи с этим исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов полагает, что рост курса доллара и ослабление российского рубля вполне может привести к повторению ситуации января – февраля 2015 года, когда рублевая стоимость многих автомобилей иностранных марок выросла сразу на 20-40%. Сейчас «зеленый» снова крепнет. Если подобная динамика сохранится, то следует ожидать роста стоимости машин в российских рублях практически во всех сегментах.
…то белорусу хорошо
А вот гражданам Беларуси, желающим купить автомобиль в России, пока российский рубль по отношению к доллару падает быстрее белорусского, есть все резоны придерживаться стратегии выжидания: ведь стоимость тамошнего авто, выраженная через кросс-курс в «зайцах», все это время будет сокращаться.
В конце 2014 года белорусские автодилеры уже сталкивались со снижением покупательского спроса сограждан ввиду его переориентации на российский рынок. Для исправления ситуации ряд дилеров стали предлагать автомобили с фиксацией цены в российских рублях на уровне их стоимости в РФ. Это стало одним из факторов, позволивших им худо-бедно вести продажи в Беларуси в первой половине 2015 года. Но не факт, что это «сыграет» и во второй его половине.
По данным официальных дилеров иностранных автомобильных марок, входящих в Белорусскую автомобильную ассоциацию (БАА), объем продаж новых машин за первое полугодие 2015 года пусть незначительно (на 3%), но вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Было реализовано 11.391 авто. Правда, здесь учтены данные продаж не всех новых автомобилей, регистрируемых на территории Беларуси, а только тех, которые продаются через официальных дилеров автомобильных компаний в РБ.
По итогам прошлого года емкость белорусского рынка новых легковых автомобилей достигла отметки 50 тыс. ед., что на 60% больше уровня 2013 года. При этом официальные дилеры продали 28,3 тыс. машин, а остальные 21,9 тыс. были ввезены самими нашими гражданами из России. В текущем году, по упомянутым выше причинам, это соотношение (1,3:1) изменилось не в пользу дилеров и составляет порядка 1:3. И велика вероятность, что такая тенденция сохранится.
Читайте также:
- Беларусь временно ограничила вывоз моркови и свеклы
- Беларусь вводит лицензирование экспорта яблок и лука
- Правительство продлило запрет на вывоз некоторых промтоваров
- Внешняя торговля товарами сократилась на 6,5% — данные Белстата
- Белорусским юрлицам разрешили получать от нерезидентов наличную валюту