17.08.2015, 7:51
Министерство промышленной политики: инициативу отложили или похоронили?
О том, что в Беларуси может быть создано Министерство промышленной политики, в этом году впервые публично объявил замминистра промышленности Беларуси Павел Утюпин. Этой новостью, которая должна была свидетельствовать о реформаторских настроениях правительства, он поделился в мае этого года с участниками Белорусского промышленного форума.
Как сказал тогда П. Утюпин, в Беларуси на уровне экспертов обсуждается возможность создания министерства, «которое объединит усилия всех предприятий, концернов и ведомств с целью выработки решений, учитывающих интересы всех субъектов хозяйствования». По замыслу, новое министерство должно заняться выработкой промышленной политики «как внутри Беларуси, так и за ее пределами». Шла речь о том, что Министерство промышленной политики будет создано на базе Минпрома.
Зачем это нужно?
Инициаторы создания Минпромполитики (по имеющимся данным, это Администрация президента) исходили из того, что в Беларуси настала пора ликвидировать отраслевые концерны, ибо их статус давно не отвечает современным требованиям управления предприятиями.
Следует напомнить, что в соответствии с белорусским законодательством, все концерны и производственные объединения Беларуси должны были сменить свой статус еще в 2001 году. Однако время шло, а приступить к реорганизации этих крупных госструктур так никто и не решился. Речь идет прежде всего о концернах. Что касается производственных объединений (ПО), то этот статус в ряде случаев уже потерян в связи с тем, что на базе ПО теперь появились более «современные» структуры – холдинги.
В Беларуси холдинги в последние годы росли в стране как грибы. В авангарде этого начинания был Минпром. По сути, министерство ухватилось за идею созданию холдинга для того, чтобы после акционирования по-прежнему управлять предприятиями с большой госдолей.
В результате в Минпроме уже создано 18 холдингов: в частности, «БелАЗ-Холдинг», «Лидсельмаш», «Белстанкоинструмент» во главе с управляющей компанией ОАО «Минский станкостроительный завод» (ОАО «МЗОР»), «Амкодор», «БелавтоМАЗ», «Белорусская металлургическая компания», «Интеграл», «БелОМО», «Горизонт», «Автокомпоненты» (головное предприятие – борисовское ОАО «БАТЭ»), «Бобруйскагромаш», Минский моторный завод и т. д.
«Белнефтехим» – главный антилоббист новой идеи
Изначально было ясно, что реализовать идею создания в Беларуси Минпромполитики будет практически невозможно. Ведь в новое министерство в соответствии с одним из вариантов его создания предполагалось интегрировать концерн «Белнефтехим». Но поскольку этот отраслевой концерн имеет в своем составе предприятия нефтяного и нефтехимического секторов, то его предполагалось разделить на два направления: нефть, нефтепереработка и химия, нефтехимия. По замыслу, нефть и «нефтянка» должны были уйти «под крыло» Министерства энергетики, а всю нефтехимию собирались перевести в подчинение Министерства промышленности.
Можно лишь представить последствия подобного реформирования для неподготовленной к таким шагам отрасли.
Следует отметить, что, несмотря на большое желание руководства концерна, в отрасли так и не удалось ликвидировать перекрестное субсидирование и товарное кредитование. К тому же многие предприятия концерна сейчас находятся в единой технологической связке и финансово очень зависимы друг от друга.
Именно с учетом этого обстоятельства правительство и концерн выстраивали стратегию дальнейшего развития отрасли. В русле этой стратегии к «Нафтану» в свое время «прицепили» «Полимир», а к ОАО «Гродно Азот» – «Гроднохимволокно». Так что ни о каком разделении в концерне даже не помышляли. Напротив, еще пару лет назад активно обсуждалась идея создания на базе «Белнефтехима» холдинга (а может быть, двух под одной «крышей» – нефтяного и нефтехимического). Кстати, этот вопрос несколько раз обсуждался с участием А. Лукашенко.
Отвечая в конце мая на вопросы журналистов относительно возможной трансформации концерна, заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Игорь Бобырь был предельно дипломатичен. По его словам, в концерне считают сложившуюся в нефтехимической отрасли кооперацию предприятий эффективной. «Самое главное – не разорвать те связи, которые сейчас существуют в концерне. Кооперация, которая сегодня сложилась в концерне, на мой взгляд и на взгляд концерна, достаточно эффективна. И это мы доказываем своей работой», – отметил И. Бобырь.
Цена кооперации
Если судить по результатам работы предприятий «Белнефтехима» в первом полугодии, то эффект кооперации нельзя не оценить. Положительное сальдо внешней торговли составило 2,45 млрд. долларов – какой концерн или министерство может сравниться с такими показателями? Завидный результат на фоне 50-процентного падения экспортных цен на нефть и нефтепродукты, а также налогового маневра, стартовавшего в этом году в нефтяной отрасли. Неужели кооперация позволила сотворить такое чудо?
Очевидно, что «нефтянка» – главный валютный донор страны – из-за падения мировых цен на нефть заметно ослабила свои позиции. Белорусские НПЗ в первом полугодии 2015 года увеличили по сравнению с аналогичным периодом прошлого года переработку нефти на 3,7% – до 11,9 млн. тонн. Однако падение нефтяных цен вкупе с налоговым маневром привело к тому, что Беларусь, увеличив экспорт нефтепродуктов в январе – июне на 21%, до 8,971 млн. тонн, снизила в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов аж на 30% – до 3,825 млрд. долларов.
Еще большее финансовое разочарование принес экспорт нефти. По итогам 5 месяцев Беларусь снизила валютную выручку от экспорта собственной нефти на 49,5% по сравнению с январем – маем 2014 года, до 265,101 млн. долларов. (Для сравнения: в 2013 году валютная выручка от экспорта белорусской нефти составляла 1,241 млрд. долларов, в 2012 году – 1,288 млрд. долларов.)
Конечно же, ряд предприятий «Белнефтехима» продемонстрировали в первом полугодии положительную динамику. Тем не менее впечатляющее положительное сальдо внешней торговли «Белнефтехима» сформировано в основном благодаря «Беларуськалию». Напомним, правительство Беларуси своим постановлением № 177 от 28 февраля 2014 года исключило ОАО «Беларуськалий» из состава концерна «Белнефтехим» и переподчинило Минэкономики. Тем не менее его показатели работы по-прежнему учитываются в системе «Белнефтехима». Отметим, что объем экспорта калийных удобрений в январе – июне 2015 года сохранен на уровне января – июня 2014 года: 2,966 млн. тонн в пересчете на 100%-ное содержание питательных веществ, при этом в стоимостном выражении экспорт калийных удобрений увеличился на 3% – до 1,5655 млрд. долларов.
Что же касается нефтяной отрасли, то в этом году из-за налогового маневра и конъюнктурных пертурбаций она впервые нуждалась в господдержке. К тому же многие предприятия отрасли в ожидании новых вызовов приступили к масштабным проектам по модернизации. Любое административное вмешательство на этом этапе вряд ли будет способствовать эффективной работе отрасли – скорее, наоборот.
Холостые ходы
Впрочем, нынешняя идея создать в стране Министерство промышленной политики не нова. Она обсуждалась еще 3 года назад на этапе разработки Основных направлений программы развития промышленного комплекса на период до 2020 года. В то время чиновники считали, что создание новой структуры «позволит постепенно перейти от управления предприятиями через доведение до них показателей к управлению на основе собственности», то есть перейти от отраслевого принципа управления к функциональному.
В то время правительство собиралось пересмотреть в целом структуру управления промышленностью. Как отмечал правительственный куратор промышленности первый вице-премьер Владимир Семашко: необходимо «забрать часть численности у некоторых министерств, которые косвенно или прямо выполняют функции промышленной политики, и передать в Минпром». Кстати, преобразовать Минпром в Министерство промышленной политики планировалось к концу 2014 года, а с 1 января 2015 года новое министерство уже должно было работать.
Заметим, что сама эта идея, рожденная в головах высоких чиновников, вызвала резкое отторжение у чиновников статусом ниже. Может быть, поэтому она и застопорилась.
Нынешняя идея создания Минпромполитики – проект дубль-2. Посмотрим, чем завершится новая эпопея. В кулуарах чиновники говорят, что эта тема окончательно не закрыта, но дискуссии приостановлены. Предполагается, что «развязка» может последовать нынешней осенью, после завершения выборной кампании. Вероятно, это так, если, конечно, тема оргперестройки промышленного комплекса для власти покажется актуальной.
Для справки
Концерн «Белнефтехим» включает более 60 предприятий химии и нефтехимии, по добыче и переработке нефти, нефтепродуктообеспечению, транспортировке нефти. В структуру концерна также входят организации, обеспечивающие функционирование нефтехимических производств и их научную поддержку. Предприятия концерна производят более 500 видов продукции, в том числе нефтепродукты, химические волокна и нити, минеральные удобрения, шины, полиэтилен высокого давления, стекловолокнистые изделия, лаки, краски, полиэтиленовые и полипропиленовые трубы и др. Около 70% выпускаемой продукции экспортируется более чем в 100 стран.
Читайте также:
- Лукашенко принял с докладом вице-премьера и министра промышленности
- Промышленное производство Беларуси показало скромный рост по итогам 2019 года
- Рост промышленного производства Беларуси за 7 месяцев составил 0,6%
- По итогам полугодия промышленность Беларуси показала очень сдержанный рост
- В мае в Беларуси зафиксирован спад промпроизводства