О том, что в Беларуси может быть создано Министерство промышленной политики, в этом году впервые публично объявил замминистра промышленности Беларуси Павел Утюпин. Этой новостью, которая должна была свидетельствовать о реформаторских настроениях правительства, он поделился в мае этого года с участниками Белорусского промышленного форума.

Как сказал тогда П. Утюпин, в Беларуси на уровне экспертов обсуждается возможность создания министерства, «которое объединит усилия всех предприятий, концернов и ведомств с целью выработки решений, учитывающих интересы всех субъектов хозяйствования». По замыслу, новое министерство должно заняться выработкой промышленной политики «как внутри Беларуси, так и за ее пределами». Шла речь о том, что Министерство промышленной политики будет создано на базе Минпрома.

Зачем это нужно?

Инициаторы создания Минпромполитики (по имеющимся данным, это Администрация президента) исходили из того, что в Беларуси настала пора ликвидировать отраслевые концерны, ибо их статус давно не отвечает современным требованиям управления предприятиями.

Следует напомнить, что в соответствии с белорусским законодательством, все концерны и производственные объединения Беларуси должны были сменить свой статус еще в 2001 году. Однако время шло, а приступить к реорганизации этих крупных госструктур так никто и не решился. Речь идет прежде всего о концернах. Что касается производственных объединений (ПО), то этот статус в ряде случаев уже потерян в связи с тем, что на базе ПО теперь появились более «современные» структуры – холдинги.

В Беларуси холдинги в последние годы росли в стране как грибы. В авангарде этого начинания был Минпром. По сути, министерство ухватилось за идею созданию холдинга для того, чтобы после акционирования по-прежнему управлять предприятиями с большой госдолей.

В результате в Минпроме уже создано 18 холдингов: в частности, «БелАЗ-Холдинг», «Лидсельмаш», «Белстанкоинструмент» во главе с управляющей компанией ОАО «Минский станкостроительный завод» (ОАО «МЗОР»), «Амкодор», «БелавтоМАЗ», «Белорусская металлургическая компания», «Интеграл», «БелОМО», «Горизонт», «Автокомпоненты» (головное предприятие – борисовское ОАО «БАТЭ»), «Бобруйскагромаш», Минский моторный завод и т. д.

«Белнефтехим» – главный антилоббист новой идеи

Изначально было ясно, что реализовать идею создания в Беларуси Минпромполитики будет практически невозможно. Ведь в новое министерство в соответствии с одним из вариантов его создания предполагалось интегрировать концерн «Белнефтехим». Но поскольку этот отраслевой концерн имеет в своем составе предприятия нефтяного и нефтехимического секторов, то его предполагалось разделить на два направления: нефть, нефтепереработка и химия, нефтехимия. По замыслу, нефть и «нефтянка» должны были уйти «под крыло» Министерства энергетики, а всю нефтехимию собирались перевести в подчинение Министерства промышленности.

Можно лишь представить последствия подобного реформирования для неподготовленной к таким шагам отрасли.

Следует отметить, что, несмотря на большое желание руководства концерна, в отрасли так и не удалось ликвидировать перекрестное субсидирование и товарное кредитование. К тому же многие предприятия концерна сейчас находятся в единой технологической связке и финансово очень зависимы друг от друга.

Именно с учетом этого обстоятельства правительство и концерн выстраивали стратегию дальнейшего развития отрасли. В русле этой стратегии к «Нафтану» в свое время «прицепили» «Полимир», а к ОАО «Гродно Азот» – «Гроднохимволокно». Так что ни о каком разделении в концерне даже не помышляли. Напротив, еще пару лет назад активно обсуждалась идея создания на базе «Белнефтехима» холдинга (а может быть, двух под одной «крышей» – нефтяного и нефтехимического). Кстати, этот вопрос несколько раз обсуждался с участием А. Лукашенко.

Отвечая в конце мая на вопросы журналистов относительно возможной трансформации концерна, заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Игорь Бобырь был предельно дипломатичен. По его словам, в концерне считают сложившуюся в нефтехимической отрасли кооперацию предприятий эффективной. «Самое главное – не разорвать те связи, которые сейчас существуют в концерне. Кооперация, которая сегодня сложилась в концерне, на мой взгляд и на взгляд концерна, достаточно эффективна. И это мы доказываем своей работой», – отметил И. Бобырь.

Цена кооперации

Если судить по результатам работы предприятий «Белнефтехима» в первом полугодии, то эффект кооперации нельзя не оценить. Положительное сальдо внешней торговли составило 2,45 млрд. долларов – какой концерн или министерство может сравниться с такими показателями? Завидный результат на фоне 50-процентного падения экспортных цен на нефть и нефтепродукты, а также налогового маневра, стартовавшего в этом году в нефтяной отрасли. Неужели кооперация позволила сотворить такое чудо?

Очевидно, что «нефтянка» – главный валютный донор страны – из-за падения мировых цен на нефть заметно ослабила свои позиции. Белорусские НПЗ в первом полугодии 2015 года увеличили по сравнению с аналогичным периодом прошлого года переработку нефти на 3,7% – до 11,9 млн. тонн. Однако падение нефтяных цен вкупе с налоговым маневром привело к тому, что Беларусь, увеличив экспорт нефтепродуктов в январе – июне на 21%, до 8,971 млн. тонн, снизила в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов аж на 30% – до 3,825 млрд. долларов.

Еще большее финансовое разочарование принес экспорт нефти. По итогам 5 месяцев Беларусь снизила валютную выручку от экспорта собственной нефти на 49,5% по сравнению с январем – маем 2014 года, до 265,101 млн. долларов. (Для сравнения: в 2013 году валютная выручка от экспорта белорусской нефти составляла 1,241 млрд. долларов, в 2012 году – 1,288 млрд. долларов.)

Конечно же, ряд предприятий «Белнефтехима» продемонстрировали в первом полугодии положительную динамику. Тем не менее впечатляющее положительное сальдо внешней торговли «Белнефтехима» сформировано в основном благодаря «Беларуськалию». Напомним, правительство Беларуси своим постановлением № 177 от 28 февраля 2014 года исключило ОАО «Беларуськалий» из состава концерна «Белнефтехим» и переподчинило Минэкономики. Тем не менее его показатели работы по-прежнему учитываются в системе «Белнефтехима». Отметим, что объем экспорта калийных удобрений в январе – июне 2015 года сохранен на уровне января – июня 2014 года: 2,966 млн. тонн в пересчете на 100%-ное содержание питательных веществ, при этом в стоимостном выражении экспорт калийных удобрений увеличился на 3% – до 1,5655 млрд. долларов.

Что же касается нефтяной отрасли, то в этом году из-за налогового маневра и конъюнктурных пертурбаций она впервые нуждалась в господдержке. К тому же многие предприятия отрасли в ожидании новых вызовов приступили к масштабным проектам по модернизации. Любое административное вмешательство на этом этапе вряд ли будет способствовать эффективной работе отрасли – скорее, наоборот.

Холостые ходы

Впрочем, нынешняя идея создать в стране Министерство промышленной политики не нова. Она обсуждалась еще 3 года назад на этапе разработки Основных направлений программы развития промышленного комплекса на период до 2020 года. В то время чиновники считали, что создание новой структуры «позволит постепенно перейти от управления предприятиями через доведение до них показателей к управлению на основе собственности», то есть перейти от отраслевого принципа управления к функциональному.

В то время правительство собиралось пересмотреть в целом структуру управления промышленностью. Как отмечал правительственный куратор промышленности первый вице-премьер Владимир Семашко: необходимо «забрать часть численности у некоторых министерств, которые косвенно или прямо выполняют функции промышленной политики, и передать в Минпром». Кстати, преобразовать Минпром в Министерство промышленной политики планировалось к концу 2014 года, а с 1 января 2015 года новое министерство уже должно было работать.

Заметим, что сама эта идея, рожденная в головах высоких чиновников, вызвала резкое отторжение у чиновников статусом ниже. Может быть, поэтому она и застопорилась.

Нынешняя идея создания Минпромполитики – проект дубль-2. Посмотрим, чем завершится новая эпопея. В кулуарах чиновники говорят, что эта тема окончательно не закрыта, но дискуссии приостановлены. Предполагается, что «развязка» может последовать нынешней осенью, после завершения выборной кампании. Вероятно, это так, если, конечно, тема оргперестройки промышленного комплекса для власти покажется актуальной.

Для справки
Концерн «Белнефтехим» включает более 60 предприятий химии и нефтехимии, по добыче и переработке нефти, нефтепродуктообеспечению, транспортировке нефти. В структуру концерна также входят организации, обеспечивающие функционирование нефтехимических производств и их научную поддержку. Предприятия концерна производят более 500 видов продукции, в том числе нефтепродукты, химические волокна и нити, минеральные удобрения, шины, полиэтилен высокого давления, стекловолокнистые изделия, лаки, краски, полиэтиленовые и полипропиленовые трубы и др. Около 70% выпускаемой продукции экспортируется более чем в 100 стран.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,