14.08.2015, 8:18
Сезонный ценовой прогиб
В прежние времена, когда муж и жена ходили в гости, они чаще всего советовались, что подарить хозяевам. Обычно определялись с относительно дешевым, но импозантным подношением. Например, часто дарили вещи, подаренные им же в прежние времена, которые, так и не распакованные, пылились на антресолях, а теперь вот пригодились.
Пускай виновники торжества поломают голову, что с этим подарком делать. А теперь, в современной Беларуси, еще и налог на эту от души подаренную вещь заплатят.
У нас сейчас капитализма стало намного больше, место социалистического соревнования заняла конкуренция. Вполне вероятно, что кто-нибудь попробует разорить своего конкурента с помощью дорогого подарка, налоги на который превысят доходы индивида, не сумевшего от него отказаться.
Впрочем, писать об этом, может, и не следовало бы, поскольку большинство людей прекрасно понимают, что бедные довольствуются бедными подарками, а богатые – богатыми. Их трудно уравнять даже в налоговом вопросе, но в правительстве введут какой-нибудь общий для всех налог, как это недавно проделали с «тунеядцами».
Правительство у нас оригинальное, как говорят, креативное, но в общем и целом его практика традиционна. То есть богатые становятся богаче, а бедные – беднее.
Недавно, отвечая на вопрос журналиста, как будем жить после (мне тоже не нравится это слово) кризиса, Лукашенко только подтвердил мировую тенденцию: как жили, так и будем жить. Примечательно, что журналистский интерес к этому вопросу был простимулирован официальной статистикой, а лидер только посмеивался.
Придется жить…
Как? Как всегда!
Любопытства ради я поинтересовался официальной статистикой… Объективная она или субъективная – иной статистики у нас нет.
Так вот, по информации Белстата, в июле текущего года индекс потребительских цен по сравнению с июнем составил 100,2%. Можно сказать, в рыночной стихии установился штиль. Паруса обвисли, всякое движение среднестатистических цен фактически прекратилось. Главным образом потому, что правительство вместо обещанной либерализации розничной торговли усилило ее регулирование. Даже в сравнении с жесткими прежними временами, когда руководство страны только приступало к созданию социального государства. В то время оно еще призывало бизнес к ответственному сотрудничеству, а ныне видит свою задачу в тотальном и жестком администрировании. По принципу, сформированному еще гайдаевской управдомшей. Но та только грозилась отключить жильцам газ, а наше правительство (в основном Минторг) пошло дальше.
Оно начало сотнями останавливать работу торговых предприятий, а список претензий предъявляет постфактум. Если считать, что у нас все еще существует смешанная экономика, то ситуация все больше напоминает закат НЭПа, когда всегда нуждавшемуся в деньгах пролетарскому государству надоело придумывать для частника все новые налоги и платежи, и однажды оно решило прикрыть «эту лавочку» по-большевистски.
Сегодня в Беларуси уже возродилась и прежняя трудовая повинность, и пробуется фискальная практика в отношении приватных взаимозаимствований, и, как пишут сейчас, в отношении подарков.
Одним словом, все скверно. Но представляется, что полного повторения прежней политики не будет. Вполне возможно, например, что через несколько десятилетий новые власти заинтересуются вопросом: кому не по заслугам принадлежат Дрозды или разные там «золотые батоны», которые должны храниться в подвалах Нацбанка, а не в коллекциях частных лиц?
Даже в будущем. Но актуальное настоящее тоже интересно, и вдвойне интересно сравнение практики с официальной картинкой, которую дает Белстат. Притом что каждый торговец начинает работу с уточнения цен на продаваемый товар и часто переписывает ценники в сторону увеличения. Но среднестатистические цены, как отмечалось выше, стоят почти непоколебимо. Как и предписано начальством. Более того, в торговле действуют и рыночные факторы, например, с наступлением овощного и плодово-ягодного сезона. Еще два месяца назад отечественные помидоры стоили около 2 долларов, а сейчас продаются за 40 центов. Огурцы и всякая зелень существенно подешевели. Можно было бы говорить о сезонном снижении среднестатистических цен на продовольственном рынке, но продукты питания подешевели в июле по сравнению с июнем только на 0,3%.
К сожалению, пока сезон потребителей не радует. Например, фрукты (в основном импортные) в июле подешевели только на 3,2% по сравнению с июнем, овощи, в том числе отечественные, – на 16,9%. Однако средние цены на фрукты по сравнению с июлем 2014 года не упали, а выросли в 1,365 раза, на овощи – в 1,239 раза. Вполне предсказуем их существенный рост по завершении сезона, к концу года.
Но даже на этом безрадостном фоне удивляют цены на картофель. Почти каждый сезон цены на него не падают, а растут. Вот и сейчас в июле по сравнению с июнем его цена выросла в 1,2 раза, по сравнению с декабрем прошлого года – в 1,738 раза.
Учитывая это обстоятельство, можно предположить, что картофелю предстоит стать лидером в «гонке» инфляции до июля будущего года. А вместе с ним – и прочим плодам и овощам, которые в абсолютном измерении только дорожают и не всегда демонстрируют готовность даже к относительным сезонным удешевлениям.
Эта тенденция настолько прочна, что уже можно говорить об экономическом законе, который действует только в нашей стране.