• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Россия в очередной раз может отложить переход на новый экологический стандарт «Евро-5», хотя по действующему техрегламенту уже с 1 января 2016 года все выпускаемые в ЕАЭС машины и автомобильное топливо должны соответствовать этим нормам.

Минпромторг РФ с подачи автопрома уже предложил правительству отсрочить переход на экологический стандарт «Евро-5». Ранее российские автоконцерны лоббировали отсрочку, и речь шла о переносе сроков для нового стандарта на год или два.

Но на 2016 год запланирован полный переход на продажу в России бензина «Евро-5» (предполагается, что «Евро-4» будет продолжать выпускаться, но только для реализации на экспорт). Однако сроки перехода на «Евро-5» могут сдвинуться и у нефтяников.

И хотя в начале июня на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича было принято решение не продлевать оборот в России бензина «Евро-4», чиновники и компании под давлением лобби могут вернуться к этому вопросу в октябре на президентской комиссии по ТЭКу. Не случайно глава Минэнерго РФ Александр Новак в конце июля заявил, что вопрос о сохранении сроков для «Евро-4» остается «дискуссионным».

Кстати, напомним, переход на «Евро-4» в России тормозился дважды также по инициативе автопрома и нефтяников. Он изначально был запланирован на 2010 год, а удалось перейти на новый стандарт только в 2013 году.

Хватит ли бензина?

Причину переноса сроков для перехода на «Евро-5» нефтяники и чиновники объясняют тем, что из-за неготовности рынка переход на новый стандарт с 2016 года может повлечь риск дефицита топлива, который оценивается в 2-4 млн. тонн. В частности, Федеральная антимонопольная служба РФ по этой причине в июле обратилась в Минэнерго с предложением продлить оборот топлива «Евро-4» на 2016 год.

Оправданны ли такие опасения?

По данным Минэнерго РФ, общий объем производства бензина в России в 2014 году снизился на 1%, до 38,3 млн. тонн. В 2015 году потребление бензина в России составит, по оценкам, 35,7 млн. тонн (кстати, в первом полугодии его производство выросло на 2,8%, – до 19,4 млн. тонн). При этом российские НПЗ должны произвести 36,8 млн. тонн, из которых 28,2 млн. – «Евро-5», остальное топливо – стандарта «Евро-4». В 2016 году потребление бензинов на внутреннем российском рынке ожидается на уровне 36-37,4 млн. тонн, а вот выпуск бензина «Евро-5» составит лишь 35,1 млн. тонн.

По прогнозам Минэнерго РФ, производство бензина «Евро-5» в России превысит общее потребление только к 2018 году. Следовательно, получается, что Россия только к этому сроку будет готова к «Евро-5».

Между тем стало известно, что из-за сложившейся ситуации на рынке сразу 15 крупных российских НПЗ отодвигают сроки модернизации как минимум на 1-4 года (об этом говорится в апрельской презентации института ВНИПИНефть). Из 15 НПЗ, упомянутых в этой презентации, 8 принадлежат «Роснефти» (всего у компании 9 нефтеперерабатывающих заводов), остальные – «Сургутнефтегазу» (Кириши), «Славнефти» (Ярославский НПЗ), «Газпром нефтехим Салавату» и независимым компаниям (Афипский, Марийский и Ильский НПЗ).

Если сейчас в России насчитывается 37 НПЗ мощностью от 1 млн. тонн бензина в год, то получается, что сроки модернизации переносят больше 40% крупных предприятий.

Главные причины переноса сроков модернизации, по словам российских нефтяников, – последствия налогового маневра, резкое падение курса рубля и секторальные санкции со стороны стран ЕС и США, из-за которых компании сталкиваются с проблемами при закупке импортного оборудования.

В середине июля президент крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин написал президенту РФ Владимиру Путину письмо, в котором предупредил, что без дополнительных льгот для нефтепереработки Россия к 2017 году может столкнуться с дефицитом бензина на внутреннем рынке до 5 млн. тонн в год. Чтобы этого не случилось, И. Сечин попросил для «нефтянки» льгот: в частности, субсидирование процентной ставки по займам для инвестиций в проекты модернизации НПЗ, отказ от индексации для железнодорожных тарифов и налоговые каникулы по экспортной пошлине на нефтепродукты в зависимости от глубины переработки (понижение ставки для продуктов с более высокой глубиной переработки) либо дифференциация этих пошлин в зависимости от класса произведенного бензина.

Так ли уж плачевна ситуация в российской «нефтянке»? Аналитики Moody’s в обзоре от 6 августа отмечают, что налоговая система и девальвация рубля, напротив, поддержали финансовое положение крупнейших российских нефтегазовых компаний. В частности, в I квартале 2015 года цена на нефть упала в 2 раза – примерно до 54 USD/баррель, но вслед за этим у российских компаний уменьшилась и налоговая нагрузка. Кроме того, примерно на 40%, включая инфляцию, подешевел российский рубль, что позволило нефтяникам сохранить или даже увеличить свои рублевые доходы.

У нефтяников около 90% издержек – рублевые, поэтому девальвация рубля заметно сократила издержки в пересчете на доллары и помогла увеличить денежный поток, ведь выручка у них в основном долларовая. В результате выручка российских нефтяников за вычетом экспортных пошлин, НДПИ и акцизов осталась стабильной или даже немного выросла в рублевом эквиваленте.

По оценкам аналитиков Goldman Sachs, доходность денежного потока российских компаний сейчас самая высокая в мире – 8,4% (у азиатских нефтяников – 7,2%, в США – 3%). При этом операционного денежного потока им хватает и на капитальные затраты, и на дивиденды. Дивидендная доходность наряду с дивидендной доходностью европейских компаний также остается самой высокой в мире – 5,6% (латиноамериканские компании приносят инвесторам 5%, компании в США – 4,4%).

При этом российские компании сейчас лидируют по прогнозу среднегодовых темпов роста добычи: в 2015-2020 годах он составит 4,4% в год против 3,4% у нефтяников из Латинской Америки, 1,7% – в Европе и 1,5% – в США.

Белорусы не помогут?

Тем не менее в России все больше склоняются к тому, что при полном переходе на «Евро-5» с 2016 года дефицит бензина возможен. Поэтому ничего другого не остается, кроме как сохранить бензин старого стандарта «Евро-4» до полного завершения модернизации российских НПЗ.

Аргументы понятны. Единственное, что вызывает недоумение: почему в РФ забыли о том, что восполнить дефицит высококачественного топлива по силам белорусам? Если исходить из того, что в России в 2016 году потребление бензинов ожидается на уровне 36-37,4 млн. тонн, а выпуск бензина «Евро-5» составит лишь 35,1 млн. тонн, то дефицит оценивается примерно в 2 млн. тонн.

Между тем еще недавно при составлении нефтяных балансов Россия требовала от Беларуси поставок на свой рынок 1,8 млн. тонн бензинов. Белорусам в последнее время выполнить эти договоренности не удается. РФ настоять не может, потому как у партнера алиби железное: поставки на российский рынок по маржинальности значительно уступают продажам на других рынках.

Стоило только в июле ситуации измениться, как продажи белорусских бензинов на соседний рынок заметно увеличились. Всего в июле в Россию было поставлено 180 тыс. тонн белорусских бензинов.

В последнее время российские компании, работающие в Беларуси на давальческих условиях, активизировали поставки нефтепродуктов в РФ. В июле «Роснефть» – один из крупнейших поставщиков нефти на белорусские НПЗ – экспортировала в Россию 68 тыс. тонн бензина, компания «Газпром нефть» поставила 25 тыс. тонн, хотя в предыдущие месяцы объем поставок составлял в среднем 5 тыс. тонн.

Уже известно, что в 2016 году Беларусь сможет закупить в России 24 млн. тонн нефти, это обеспечит 100-процентную загрузку отечественных НПЗ. При этом, как сообщил вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, стороны договорились, что в 2016 году «при определенных условиях все 24 миллиона тонн нефти будут поставляться трубопроводным транспортом» (в этом году из 23 млн. тонн нефти, предусмотренных балансом на 2015 год, 22 млн. тонн будут поставлены трубопроводным транспортом и 1 млн. тонн – железнодорожным).

Что касается поставок на российский рынок автомобильных бензинов, то, как отметил В. Семашко, «если в этом году у нас по бензину стоит цифра 1,8 миллиона тонн, то в следующем году мы определили, что это будет 1 миллион тонн».

Эти договоренности могут свидетельствовать о том, что в России, скорее всего, смирились с отсрочкой срока перехода на «Евро-5» и там больше не рассматривают Беларусь как страну, готовую восполнить дефицит топлива на рынке союзника вопреки собственным интересам.

Для справки

В первом полугодии 2015 года Беларусь снизила поставки нефтепродуктов в РФ на 48% по сравнению с январем – июнем 2014 года – до 374,776 тыс. тонн. При этом Беларусь снизила валютную выручку от экспорта нефтепродуктов в Россию на 74% – до 142,9 млн. долларов.

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 19-23 августа

Вероятны резкие колебания курсов валют на БВФБ, но в среднем курс доллара за неделю может снизиться всего на 0-0,5%. При этом в понедельник 19 августа вероятен рост данного курса на доли процента. В начале прошедшей недели средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и прогнозировалось, снизился, однако затем в связи с новым обострением торговой

Школьные ярмарки пройдут в Минске 17-18 авугста

17 и 18 августа 2019 г. с 10.00 до 18.00 в районе КС РУП «Дворец спорта» по просп. Победителей состоятся сразу две специализированные ярмарки: «Пора в школу!» и 9-я ярмарка стоковых непродовольственных товаров, сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома. К участию в расширенной продаже товаров к школьному сезону приглашены универмаги, торговые организации, предприятия-производители концерна «Беллегпром»

Загадка устойчивости белорусского рубля

Национальный банк Беларуси 7 августа наконец-то присоединился к числу центробанков, которые снижают ставки в целях поддержки экономик своих стран и ослабления валют. Но о поддержке экономики у нас никто не говорил, а белорусский рубль после объявления решения нашего ЦБ укрепился. В настоящее время между центробанками различных стран развернулось настоящее соревнование по тому, кто сильнее снизит

Украинский «бонус» для белорусской дизельки

Ожидалось, что для белорусских экспортеров топлива налоговый маневр в нефтяной отрасли одновременно повысит ценность украинского топливного рынка как одного из самых высокомаржинальных и обострит конкуренцию с его лидерами — российскими компаниями. Однако неожиданно у белорусов появился шанс потеснить конкурентов. Украина с 1 августа 2019 года ввела специальную пошлину на дизельное топливо из РФ, поставляемое трубопроводным

Загадка устойчивости белорусского рубля

Национальный банк Беларуси 7 августа наконец-то присоединился к числу центробанков, которые снижают ставки в целях поддержки экономик своих стран и ослабления валют. Но о поддержке экономики у нас никто не говорил, а белорусский рубль после объявления решения нашего ЦБ укрепился. В настоящее время между центробанками различных стран развернулось настоящее соревнование по тому, кто сильнее снизит

Ракеты средней и меньшей дальности: самое время вспомнить о «Пионере»

Россия не сможет обойтись без Беларуси в разработке ракетных комплексов, обесценивающих решение США о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Ответом России на выход США из ДРСМД может стать актуализация работ по ряду новейших ракетных вооружений — считает известный российский эксперт, главный редактор портала MilitaryRussia.Ru Дмитрий Корнев. Одной из самых серьезных

Что тормозит поставки альтернативной нефти в Беларусь?

Беларусь заявила о намерении до конца 2019 года организовать поставки альтернативной нефти в объеме 200-300 тыс. тонн в месяц. И хотя до конца года время еще есть, но уже появились сомнения, что эти проекты в ближайшее время будут реализованы. Генеральный директор ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) Сергей Гриб озвучил планы по организации поставок альтернативной нефти

Время покупать золото?

С начала года золото на мировом рынке подорожало примерно на 10%, центральные банки многих стран мира резко увеличили его покупку, Нацбанк Польши во II квартале текущего года приобрел аж 100 тонн этого металла, а в Китае возник ажиотажный спрос на золото у населения. А что Беларусь? Лидером по покупке золота в мире в последние годы