12.08.2015, 10:57
Китай включился в валютные войны
Народный банк Китая 11 августа снизил официальный курс юаня на максимальную с 1994 года величину – 1,9% – и пообещал начать реформу валютного рынка. В тот же день, 11 августа, рыночный курс юаня, который не может отклоняться от официального более чем на 2%, снизился также на 1,9%, до 6,3244 юаня за доллар.
На другой день, 12 августа, падение юаня продолжилось.
В Народном банке Китая объяснили коррекцию официального курса началом системных финансовых реформ. Ранее банк устанавливал этот курс произвольно, теперь же обещает ориентироваться на курс, сформировавшийся на межбанковском валютном рынке на закрытии предыдущего торгового дня.
Не исключено, что в будущем возможно и расширение диапазона допустимых отклонений рыночного курса от центрального.
Некоторые эксперты считают, что в Китае постепенно будет осуществляться либерализация валютного рынка, что необходимо для включения юаня в расчетную корзину специальных прав заимствования МВФ. Этого Китай добивается уже давно. Впрочем, некоторые эксперты считают, что, девальвировав юань, Китай, напротив, продемонстрировал недовольство тем, что МВФ не хочет повышать статус китайской валюты.
Действия Китая также вызваны желанием оказать поддержку экспортерам. В последнее время многие страны девальвировали свои валюты в целях поддержки своих экономик, в результате чего реальный эффективный курс юаня по отношению к ведущим мировым валютам значительно вырос. Юань фактически оказался привязанным к доллару США и укреплялся вместе с последним. То есть он попал в ту же ситуацию, что и белорусский рубль в конце 2014 года, когда из-за ориентировки на доллар курс белорусской валюты по отношению к российскому рублю резко поднялся.
Усиление юаня снизило конкурентоспособность китайских товаров за рубежом и привело к сокращению экспорта страны. Так, в июле 2015 года экспорт снизился в годовом выражении на 8,3%. Правда, и импорт снизился на 8,1%, то есть баланс между ними примерно сохраняется, но падают объемы, что снижает темпы роста экономики страны.
Эксперты ожидают, что государства, конкурирующие с Китаем на товарных рынках, тоже начнут, а вернее – продолжат девальвацию своих валют. Например, главный стратег ADS Strategies Нур аль-Хаммури охарактеризовал ситуацию следующим образом: «Совершенно очевидно, что валютные войны вернулись. Следующие несколько недель будут очень интересными».