Избежать унизительных переговоров о дележке экспортной пошлины белорусской стороне поможет в первую очередь ожидаемое падение мировых цен на нефть, а не лояльность Кремля.

В этом году Беларусь направляет в свой бюджет весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты. Добиться этого удалось ценой неимоверных усилий. Нефтяной вопрос был ключевым для белорусской стороны на всем протяжении создания интеграционного союза. И конечно же, при подписании в мае 2014 года Договора о создании ЕАЭС белорусской стороне хотелось решить вопрос экспортных пошлин сразу и окончательно: оставлять весь их объем в белорусском бюджете. Однако в то время Москва согласилась лишь на то, чтобы в 2015 году Беларусь гарантированно оставила в своем бюджете лишь 1,5 млрд. долларов экспортных пошлин на нефтепродукты.

Но вскоре после этого стало известно, что Россия с 2015 по 2017 год проводит налоговую реформу в нефтяной отрасли, в результате чего входная цена на нефть для Беларуси с 2015 года повысится примерно на 100 долларов за тонну, что снизит маржу переработки белорусских НПЗ и приведет к убыткам в объеме около 1 млрд. долларов. Белорусская сторона потребовала, чтобы РФ компенсировала эти убытки. Москва с таким подходом была категорически не согласна.

На финише минувшего года нефтяной вопрос приобрел такую остроту, что чуть было не сорвал ратификацию Беларусью Договора о ЕАЭС. Снять важный для Беларуси «компенсационный» вопрос удалось лишь после вмешательства российского президента Владимира Путина. Обещание Москвы полностью освободить белорусскую сторону от уплаты экспортных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет в 2015 году позволило Минску ратифицировать соглашение о ЕАЭС. Правда, Беларусь просила дать ей освобождение от уплаты в российский бюджет нефтяных пошлин на 3 года, но Москва согласилась предоставить «каникулы» лишь на 2015 год, – а дальше опять нужно торговаться.

Белорусская сторона сразу же заявила, что не намерена затягивать переговоры по нефтепошлинам на 2016 год и готова приступить к ним в начале 2015 года. Но вот уже конец июля, а официальных сообщений о результате нефтяного торга по этому вопросу нет.

По данным «Белрынка», к переговорам по распределению экспортных пошлин на нефтепродукты в 2016 году стороны приступят в ближайшее время. Ожидается, что их сначала проведут вице-премьер Беларуси Владимир Семашко и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. По имеющейся информации, белорусская сторона обстоятельно подготовилась к важным для себя переговорам. Позиция остается прежней: весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты в 2016 году, как и в 2015 году, необходимо оставить в белорусском бюджете.

«Мы думаем, что российская сторона пойдет нам навстречу, учитывая общую нефтяную конъюнктуру», – сдержанно заметил профильный чиновник в беседе с корр. «Белрынка».

Минск исходит из того, что при подписании Договора о создании ЕАЭС белорусская и российская стороны договорились: вплоть до 2015 года (то есть до планируемого создания в ЕАЭС общего рынка нефти и нефтепродуктов) Беларусь будет гарантированно получать в свой бюджет 1,5 миллиарда долларов экспортных пошлин на нефтепродукты. А так как роста цен на нефть в ближайший год не ожидается, то и «гарантированный» Беларуси объем экспортных пошлин на нефтепродукты в 2016 году не превысит 1,5 миллиарда долларов. Так что смысла торговаться о дележе нефтепошлин, по сути, нет.

Иранский фактор

Поможет белорусам в этом вопросе и иранский фактор. Дело в том, что Иран и «шестерка» международных переговорщиков в ночь на 14 июля достигли исторического соглашения по поводу своей ядерной программы и снятия санкций. Его выполнение полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны Совета Безопасности ООН, США и Евросоюза. Это означает, что поставки иранской нефти на мировой рынок могут значительно вырасти, что, по мнению большинства экспертов, способно снова резко обрушить цены на нефть.

Тегеран неоднократно заявлял о стремлении восстановить свою долю рынка, потерянную после введения санкций в 2011-2012 годах. При этом, как подчеркнул 20 июля министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане, страна ставит своей целью повышение поставок нефти вне зависимости от того, как это повлияет на мировые цены на топливо. По его словам, Иран намерен добывать 4 млн. барр. в сутки уже через семь месяцев после отмены санкций и 4,7 млн. барр. в сутки – в кратчайшие сроки после этого.

На фоне сообщения Ирана о планах восстановить свою долю на нефтяном рынке мировые цены на нефть показывают отрицательную динамику. В частности, 20 июля стоимость нефти марки WTI впервые с апреля 2015 года опустилась ниже отметки 50 долларов за баррель. 21 июля стоимость сентябрьских фьючерсов на североморскую смесь Brent снижалась на 0,14% – до 56,57 доллара за баррель. Стоимость сентябрьских фьючерсов WTI опускалась на 0,10% – до 50,15 доллара за баррель. Снижение стоимости американской нефтяной смеси ниже отметки 50 долларов вызывает опасения некоторых инвесторов о том, что цена нефти WTI может приблизиться к почти шестилетним минимумам, оказавшись на уровне 44 доллара за баррель.

Отметим, что концепция прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2016-2018 годы содержит два сценария развития – благоприятный и неблагоприятный, которые, кроме прочих условий, зависят от мировой цены на нефть. Благоприятный сценарий предполагает, что мировые цены на нефть марки Urals составят в 2016 году 70 долларов за баррель, а неблагоприятный – что они снизятся до 57 долларов за баррель. Кстати, по оценкам правительства, при неблагоприятном сценарии экспорт белорусских нефтепродуктов в ближайшие три года может снизиться с 16,4 млн. до 15,3 млн. тонн в год.

Похоже, Беларуси придется смириться с тем, что в следующем году ей предстоит, скорее всего, жить в условиях неблагоприятного сценария. В контексте нефтяного вопроса это означает, что объем экспортных пошлин на нефтепродукты в 2016 году вряд ли превысит 1,5 млрд. долларов. Можно предположить, что российская сторона с пониманием отнесется к белорусским проблемам и не станет требовать дележки «усохшего» нефтяного пирога.

Иллюзии улетучились

Тем не менее сохранение в 2016 году нефтяного статус-кво большого «счастья» Беларуси не принесет.

В октябре 2013 года А. Лукашенко даже заявил, что построил бы Эмираты в своей стране, не будь перечисления в Россию вывозной пошлины за нефтепродукты (в 2013 году Беларусь перечислила в российский бюджет 3,32 млрд. долларов экспортных пошлин на нефтепродукты, в 2014 году – 2,89 млрд. долларов). Думается, что теперь нефтяные иллюзии белорусского руководства улетучились.

Нефтяной пирог, на который можно было еще рассчитывать до падения мировых цен на нефть, как минимум, уполовинится. По оценкам Минфина Беларуси, объем экспортных пошлин в 2015 году ожидался в объеме 1,89 млрд. долларов при цене нефти 83 доллара за баррель.

Однако в апреле заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко признал, что белорусский бюджет в 2015 году из-за падения мировых цен на нефть получит почти в 2 раза меньше экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты, выработанные из российской нефти, – около 1 млрд. долларов. «Бюджет, который утвержден, предусматривал, что в условиях стоимости нефти 83 доллара за баррель должно поступить (вывозных таможенных пошлин) 2 с небольшим миллиарда долларов. Сегодня при уточненной оценке бюджета, в основе которой цена на нефть порядка 50 долларов за баррель, сумма снизилась до 1 миллиарда долларов», – сказал Д. Кийко.

И хотя по итогам года эта сумма может оказаться чуть выше пессимистичного прогноза (все же цена нефти по итогам года, скорее всего, будет выше 50 долларов за баррель), тем не менее это далеко не те деньги, на которые изначально рассчитывало белорусское руководство в торге за свою долю нефтяного пирога.

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,