17.07.2015, 8:48
Рост промышленного производства в июне: эффектно, но неэффективно
По данным Белстата, опубликованным 16 июля, спад промпроизводства за первое полугодие составил 7,4%. Это чуть лучше данных за 5 месяцев (минус 7,7%), но картину откровенной стагнации в промышленности не меняет.
Эффект конца квартала
Вместе с тем обращает на себя внимание то, что за июнь по отношению к маю объемы промпроизводства выросли на 3,8%, а в обрабатывающей промышленности – на 4,2%.
Такая «аномалия» наблюдается в этом году второй раз. При постоянном падении промпроизводства от месяца к месяцу в марте наблюдался рост по отношению к февралю на 5,7% в целом по промышленности и на 7,4% – в обрабатывающей отрасли. И вот теперь в июне по отношению к маю – снова рост.
У этих двух месяцев есть одна общая черта: они являются последними месяцами квартала. Именно поквартальная отчетность считается важной с точки зрения международных организаций, и, судя по всему, наше правительство, как и в советские времена, пытается выполнять «план» в конце квартала.
За счет чего обеспечен месячный рост? В основном за счет тех видов деятельности, которые испытывают хроническое падение. Так, взрывной рост производства в июне по сравнению с маем показали многие откровенные аутсайдеры: производство корсетных изделий выросло в 1,8 раза, при этом за полугодие по отношению к аналогичному периоду прошлого года падение составило более 50%. Обуви в июне произвели в полтора раза больше, чем в мае, однако за первое полугодие производство сократилось почти на четверть. Рвануло в июне в 1,8 раза производство холодильников при сокращении за полугодие на 16,4%.
Но особенно порадовало «наше все» – машиностроение. На 57% выросло производство самосвалов, причем как карьерных, так и просто тех, которые работают в условиях бездорожья. Первых было произведено в июне 33 штуки из 195, произведенных в течение полугодия, но это на треть меньше, чем в июне прошлого года. Просто самосвалов было произведено в июне 187 штук, это чуть больше половины от прошлогоднего июньского выпуска. Несмотря на рывок, за первое полугодие спад производства по этим позициям по-прежнему остается на уровне 45-55%.
Выросло и производство грузовых автомобилей, правда, всего на 18% – и это чуть больше четверти от того, что было произведено в июне прошлого года. Но хоть что-то с учетом падения за полугодие на 60% и на фоне стагнации в сельхозмашиностроении. Так, в июне был выпущен всего 1 зерноуборочный комбайн из 65 , произведенных за полугодие. Падение производства данной техники за 6 месяцев составило 60%. Чуть лучше с производством тракторов – здесь за первое полугодие снижение «всего» на 44%, но и в июне производство продолжало сокращаться – минус 4,5%.
Эффект выборов
Как бы там ни было, но очевидно, что некоторые заводы в июне «запустили», вопрос только: зачем?
Не исключено, что помимо чисто статистических задач решались также предвыборные. После выхода майских показателей, которые оказались абсолютно провальными, Александр Лукашенко заявил о необходимости «запуска» заводов не позднее августа.
Возможно, июньский рост – это как раз следствие данного президентского поручения. Ведь показавшие рост отдельные предприятия, по сути, являются работодателями основных электоральных слоев, работающих в сфере производства, к тому же больше всего пострадавших от кризиса.
Ну а так как других способов решения проблемы «сохранения» коллективов кроме как запуск заводов, которые должны что-нибудь производить, белорусская модель не знает, то и решили каждый месяц «запускать» по несколько заводов. В июне произвели больше самосвалов и холодильников, в июле, может, произведут на пару сотен больше никому ненужных телевизоров.
Без эффекта для экономики
И самое главное – таким вот точечным наращиванием штучного производства большого вреда экономике нанести не удастся. Ведь очевидно же, что внешняя конъюнктура ничуть не улучшилась к настоящему моменту и вряд ли улучшится до октября, поэтому важно не произвести слишком много, чтобы не «проесть» и без того похудевшие валютные запасы.
А в том, что никаких экономических предпосылок для реального роста нет, не сомневается и правительство.
«Любой экономический рост не должен быть искусственным и не должен быть за счет наращивания внешних долгов», – заявил 16 июля премьер-министр Андрей Кобяков на встрече с руководителями дипломатических представительств и консульских учреждений Беларуси, не указав на реальные источники роста.
Однако подчеркнул необходимость выполнения показателей по экспорту и уже в который раз посоветовал заниматься его диверсификацией.
Так что ждать серьезного перелома тенденций после июньского роста промпроизводства не стоит. Зачем напрягаться, создавая угрозу финансовой стабильности, если до конца года на положительные темпы роста при падении за полугодие более чем на 7% выйти уже вряд ли удастся? А уж к выборам – тем более…