17 июля 2014 года в Донецкой области потерпел крушение Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17/MAS17/KL4103 из Амстердама в Куала-Лумпур. Самолет упал около 16:30 по местному времени в районе села Грабово, у города Торез, почти на границе Донецкой и Луганской областей, в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины. На борту Boeing-777 было 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. Эта катастрофа стала крупнейшей в истории авиации по количеству погибших с 11 сентября 2001 года и крупнейшей авиакатастрофой XXI века.

Кто во что горазд

И хотя официальное расследование гибели рейса MH17 еще не завершено, но уже обнародовано множество самых разнообразных версий произошедшего. На сегодняшний день наиболее вероятной, к которой, похоже, склоняются не только большинство участников дискуссий в интернете, но и члены ряда международных организаций, считается версия, что малазийский лайнер, скорее всего, по ошибке был сбит ополченцами из зенитно-ракетного комплекса «Бук-М», доставленного на территорию Донецкой народной республики из России.

Россия же с самого начала пыталась доказать, что малазийский Boeing сбили украинские военные, как это произошло, например, с Ту-154 в октябре 2001 года. Тогда, по версии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолет авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив – Новосибирск, был случайно сбит над Черным морем украинской зенитной ракетой С-200, запущенной из Крыма во время военных учений. Что касается истории с малазийским Boeing, то тут российские версии, по какой причине и из какого оружия он был сбит, разнятся.

Следственный комитет РФ рассматривает версию, из которой следует, что лайнер мог быть атакован украинским штурмовиком Су-25, управляемым летчиком капитаном Владиславом Волошиным. Нашлись также свидетели, которые сами видели, как украинские военные самолеты атаковали Boeing-777.

Cвою версию озвучил и разработчик «Буков» – российский концерн «Алмаз-Антей». Концерн опубликовал доклад, в котором приводятся доказательства того, что малазийский борт был сбит из установки «Бук», однако принадлежащей не России, а Украине, и не с территории, контролируемой ополченцами, а с позиций украинской армии.

Были и другие версии, у которых, несмотря на всю их экзотичность, также находились сторонники. Среди них, например, такая: самолет, предварительно набитый трупами, был сбит над Донецком американцами, чтобы опорочить ополченцев. И т. д.

Старая, но не забытая

За два дня до годовщины трагедии в интернете появился еще один отчет, полученный от анонимного представителя группы авиационных специалистов, в разное время принимавших участие в расследовании многих авиакатастроф. Детально проанализировав характер повреждений малазийского Boeing-777, потерпевшего крушение над Донбассом 17 июля 2014 года, они утверждают, что почти три сотни людей погубила израильская ракета «Питон» (Python), установленная в 2000-х годах на украинский штурмовик Су-25 в ходе его модернизации на территории Грузии.

Как водится, у этой точки зрения сразу же появились и сторонники, и оппоненты. В связи с чем более внимательно была рассмотрена ранее отвергнутая многими версия о том, что малазийский самолет был сбит штурмовиком Су-25. Причем в качестве оружия поражения рассматривался не экзотический Python, а старая советская ракета Р-60 – штатное оружие Су-25.

Впервые эта версия была озвучена 21 июля 2014 года на брифинге начальника главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Андрея Картаполова. По его словам, средствами объективного контроля ВС РФ зафиксирован пролет на небольшом удалении от малазийского Boeing-777 украинского штурмовика Су-25. Как отметил генерал Картаполов: «Су-25 по своим характеристикам способен достигать высоты 10 км, на его вооружении стоят ракеты класса «воздух – воздух» Р-60, которые могут поражать цели на расстоянии до 12 км и гарантированно до 5 км». 

На фоне обсуждения вопроса о создании трибунала по расследованию крушения малазийского Boeing-777 эту версию вновь вспомнили и в Росавиации. «На наш взгляд, необходимо также внимательно изучить все факты, говорящие в пользу версии поражения самолета ракетой «воздух – воздух», – заявил 16 июля замглавы Росавиации Олег Сторчевой.

Подобная точка зрения породила серьезную полемику не только среди комментаторов в СМИ, но и в экспертном сообществе. Основным ее предметом стала сама техническая возможность подобного события. Мог ли самолет, изначально созданный для огневой поддержки сухопутных войск, исполнить роль перехватчика? С технической точки зрения, в случае применения ракеты типа Р-60, мог, – считают некоторые специалисты, рекомендуя обратиться к истории создания этого оружия.

Летающая акула

Опыт военных действий во Вьетнаме выявил настоятельную необходимость оснащения советских ВВС ракетами класса «воздух – воздух», пригодными для ведения маневренного воздушного боя на коротких дистанциях. При конструировании такой ракеты в качестве одного из прототипов была взята очень эффективная зенитная ракета 9М31 «Стрела-1».

Вторым стала противоспутниковая ракета космического базирования, работы по которой были свернуты в связи с договором по ПРО 1972 года. У 9М31 позаимствовали удачное крыло высокой стреловидности с хорошими несущими свойствами, боевую часть, а у «убийцы спутников» – очень удачный двигатель ТТРД ПРД-259. Новая ракета, имеющая скорость под две звуковые и инфракрасную головку самонаведения (ГСН), оказалась очень удачной. Под индексом Р-60 она была принята на вооружение в 1973 году.

Но работы по ее совершенствованию продолжились (они не прекращались во время всего жизненного цикла Р-60, до 1992 года), и уже вскоре была создана модификация Р-60М, фотоэлемент ГСН которой охлаждался азотом, в результате чего ГСН получила возможность селекции помех. Также была увеличена калорийность топлива, что позволило увеличить максимальную скорость ракеты до 1.000 м/сек.

Массу боевой части (БЧ) увеличили до 3,5 кг при сохранении размерности. Новую БЧ оснастили более мощным взрывчатым веществом и большим количеством поражающих элементов по так называемой «стержневой» схеме. Массивные вольфрамовые поражающие элементы при подрыве образовывали плотное кольцо, рассекающее самолет противника, как акулья пасть. Р-60М была принята на вооружение в 1975 году, и уже вскоре ее боевые качества были проверены в целом ряде локальных вооруженных конфликтов.

И пожалуй, ни одна ракета «воздух – воздух» из созданных где-либо в разное время, включая и самые последние российские и американские разработки, не потрясла мир так, как Р-60 и ее последующие модификации. Они произвели настоящий переворот в тактике воздушного боя. Р-60 и ее версии имеют самый высокий в мире процент прямых попаданий в самолет противника – 0,34%.

Ни одна другая ракета не имеет на своем боевом счету столько прямых попаданий в сопло двигателя самолета противника. Во время войн на Ближнем Востоке израильские «Кфиры», «Фантомы», F-15, F-16 нередко получали такие попадания. В боях 1982 года между сирийскими и израильскими самолетами в долине Бекаа боевые качества Р-60 и Р-60М были подтверждены в очередной раз. Весь мир обошли кадры, на которых запечатлено, как запущенная сирийским МиГ-21 ракета Р-60 попала точно в сопло двигателя F-16 и разорвалась внутри израильской машины.

Оружие слабых

Р-60М – единственная ракета в мире, которая помогает одержать победу над истребителем летательному аппарату (вертолету или малоскоростному самолету), в задачи которого не входит воздушный бой, при этом он значительно уступает истребителю по скорости, маневренности, дальности обнаружения воздушных целей и вооружению. К числу таковых относятся боевые вертолеты, штурмовики, фронтовые бомбардировщики, учебно-боевые дозвуковые самолеты.

9 июня 1982 года сирийский полковник Бушер Усмаад, пилотировавший вертолет Ми-24В, парным пуском Р-60М с расстояния свыше 8 км сбил американский перехватчик F-14 с израильскими опознавательными знаками. Это была первая в истории авиации победа боевого вертолета над сверхзвуковым истребителем.

Еще одна громкая оборонительная победа была одержана в июле 1986 года, когда в горах Афганистана советский штурмовик Су-25 с помощью Р-60М сбил новейший по тем временам американский истребитель F-16 ВВС Пакистана. Такой же F-16 был сбит в Афганистане в марте 1987 года фронтовым бомбардировщиком Су-24.

К числу недавних фактов относится уничтожение в 1999 году в небе Сербии самолетом «Супер Галеб» (вооруженный вариант учебного самолета) американского F-16А. В итоге Р-60М стала самой эффективной ракетой ближнего боя, намного превзойдя своего главного конкурента AIM-9M – последнюю модификацию американской ракеты «Сайдуиндер». Однако ее совершенствование продолжилось.

Одной из наиболее продвинутых по своим характеристикам стала версия под индексом изготовителя Р-63М. Ее максимальная скорость возросла до 1.100 м/сек (3.960 км/час), дальность автономного пуска в переднюю полусферу достигла 8 км, в заднюю – 15 км. Но самое главное – она позволила перехватывать цели, летящие выше самолета-носителя на 4 км.

Стержневая БЧ Р-63М с вольфрамовыми стержнями, уложенными перпендикулярно, при попадании в противника давала громадные дельта- или ромбовидные пробоины. Перехлестывающиеся поражающие элементы из вольфрама, вдвое более тяжелого, чем легированная сталь, с легкостью резали и силовой набор крыла или планера, и двигатели. Все это сделало Р-63М самым эффективным оружием самообороны.

Именно в таком качестве в 1985 году она была принята на вооружение Су-24М, Су-25 и Ми-24В/П. Ракеты этой и других поздних модификаций семейства Р-60 до сих пор остаются в оснащении самолетов и вертолетов ВВС ряда стран (и постсоветских в том числе). По оценкам аналитиков ВВС США, они все еще представляют большую опасность даже для перспективных истребителей. Ну, пассажирские лайнеры, добавим от себя, им вообще на «один зуб».

На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ

Александр Лукашенко 1 октября подписал указы № 384, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2025 год, и № 385 о целевых показателях денежно-кредитной политики на 2025 год. Указ №384 устанавливает параметры роста: ВВП — 4,1% ; экспорт товаров и услуг — на 5,4%, рост инвестиций — 7,8% рост реальных располагаемых денежных доходов населения

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 26 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Raiffeisen Bank продал свою долю в белорусском Приорбанке инвестору из ОАЭ

Австрийская банковская группа Raiffeisen Bank International (RBI) продала свою долю в белорусском Приорбанке.  В начале 2024 года Raiffeisen Bank International AG сообщал, что намерен продать 87,74% своих акций в ОАО «Приорбанк» и его дочерних компаниях инвестору из ОАЭ Soven 1 Holding Limited. 20 сентября Прирбанк распространил пресс-релиз, в котором говорится о заключении договора купли-продажи. Сумма

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 23 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,