17.07.2015, 8:50
Ракетные бои вокруг «Боинга»
17 июля 2014 года в Донецкой области потерпел крушение Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17/MAS17/KL4103 из Амстердама в Куала-Лумпур. Самолет упал около 16:30 по местному времени в районе села Грабово, у города Торез, почти на границе Донецкой и Луганской областей, в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины. На борту Boeing-777 было 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. Эта катастрофа стала крупнейшей в истории авиации по количеству погибших с 11 сентября 2001 года и крупнейшей авиакатастрофой XXI века.
Кто во что горазд
И хотя официальное расследование гибели рейса MH17 еще не завершено, но уже обнародовано множество самых разнообразных версий произошедшего. На сегодняшний день наиболее вероятной, к которой, похоже, склоняются не только большинство участников дискуссий в интернете, но и члены ряда международных организаций, считается версия, что малазийский лайнер, скорее всего, по ошибке был сбит ополченцами из зенитно-ракетного комплекса «Бук-М», доставленного на территорию Донецкой народной республики из России.
Россия же с самого начала пыталась доказать, что малазийский Boeing сбили украинские военные, как это произошло, например, с Ту-154 в октябре 2001 года. Тогда, по версии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолет авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив – Новосибирск, был случайно сбит над Черным морем украинской зенитной ракетой С-200, запущенной из Крыма во время военных учений. Что касается истории с малазийским Boeing, то тут российские версии, по какой причине и из какого оружия он был сбит, разнятся.
Следственный комитет РФ рассматривает версию, из которой следует, что лайнер мог быть атакован украинским штурмовиком Су-25, управляемым летчиком капитаном Владиславом Волошиным. Нашлись также свидетели, которые сами видели, как украинские военные самолеты атаковали Boeing-777.
Cвою версию озвучил и разработчик «Буков» – российский концерн «Алмаз-Антей». Концерн опубликовал доклад, в котором приводятся доказательства того, что малазийский борт был сбит из установки «Бук», однако принадлежащей не России, а Украине, и не с территории, контролируемой ополченцами, а с позиций украинской армии.
Были и другие версии, у которых, несмотря на всю их экзотичность, также находились сторонники. Среди них, например, такая: самолет, предварительно набитый трупами, был сбит над Донецком американцами, чтобы опорочить ополченцев. И т. д.
Старая, но не забытая
За два дня до годовщины трагедии в интернете появился еще один отчет, полученный от анонимного представителя группы авиационных специалистов, в разное время принимавших участие в расследовании многих авиакатастроф. Детально проанализировав характер повреждений малазийского Boeing-777, потерпевшего крушение над Донбассом 17 июля 2014 года, они утверждают, что почти три сотни людей погубила израильская ракета «Питон» (Python), установленная в 2000-х годах на украинский штурмовик Су-25 в ходе его модернизации на территории Грузии.
Как водится, у этой точки зрения сразу же появились и сторонники, и оппоненты. В связи с чем более внимательно была рассмотрена ранее отвергнутая многими версия о том, что малазийский самолет был сбит штурмовиком Су-25. Причем в качестве оружия поражения рассматривался не экзотический Python, а старая советская ракета Р-60 – штатное оружие Су-25.
Впервые эта версия была озвучена 21 июля 2014 года на брифинге начальника главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Андрея Картаполова. По его словам, средствами объективного контроля ВС РФ зафиксирован пролет на небольшом удалении от малазийского Boeing-777 украинского штурмовика Су-25. Как отметил генерал Картаполов: «Су-25 по своим характеристикам способен достигать высоты 10 км, на его вооружении стоят ракеты класса «воздух – воздух» Р-60, которые могут поражать цели на расстоянии до 12 км и гарантированно до 5 км».
На фоне обсуждения вопроса о создании трибунала по расследованию крушения малазийского Boeing-777 эту версию вновь вспомнили и в Росавиации. «На наш взгляд, необходимо также внимательно изучить все факты, говорящие в пользу версии поражения самолета ракетой «воздух – воздух», – заявил 16 июля замглавы Росавиации Олег Сторчевой.
Подобная точка зрения породила серьезную полемику не только среди комментаторов в СМИ, но и в экспертном сообществе. Основным ее предметом стала сама техническая возможность подобного события. Мог ли самолет, изначально созданный для огневой поддержки сухопутных войск, исполнить роль перехватчика? С технической точки зрения, в случае применения ракеты типа Р-60, мог, – считают некоторые специалисты, рекомендуя обратиться к истории создания этого оружия.
Летающая акула
Опыт военных действий во Вьетнаме выявил настоятельную необходимость оснащения советских ВВС ракетами класса «воздух – воздух», пригодными для ведения маневренного воздушного боя на коротких дистанциях. При конструировании такой ракеты в качестве одного из прототипов была взята очень эффективная зенитная ракета 9М31 «Стрела-1».
Вторым стала противоспутниковая ракета космического базирования, работы по которой были свернуты в связи с договором по ПРО 1972 года. У 9М31 позаимствовали удачное крыло высокой стреловидности с хорошими несущими свойствами, боевую часть, а у «убийцы спутников» – очень удачный двигатель ТТРД ПРД-259. Новая ракета, имеющая скорость под две звуковые и инфракрасную головку самонаведения (ГСН), оказалась очень удачной. Под индексом Р-60 она была принята на вооружение в 1973 году.
Но работы по ее совершенствованию продолжились (они не прекращались во время всего жизненного цикла Р-60, до 1992 года), и уже вскоре была создана модификация Р-60М, фотоэлемент ГСН которой охлаждался азотом, в результате чего ГСН получила возможность селекции помех. Также была увеличена калорийность топлива, что позволило увеличить максимальную скорость ракеты до 1.000 м/сек.
Массу боевой части (БЧ) увеличили до 3,5 кг при сохранении размерности. Новую БЧ оснастили более мощным взрывчатым веществом и большим количеством поражающих элементов по так называемой «стержневой» схеме. Массивные вольфрамовые поражающие элементы при подрыве образовывали плотное кольцо, рассекающее самолет противника, как акулья пасть. Р-60М была принята на вооружение в 1975 году, и уже вскоре ее боевые качества были проверены в целом ряде локальных вооруженных конфликтов.
И пожалуй, ни одна ракета «воздух – воздух» из созданных где-либо в разное время, включая и самые последние российские и американские разработки, не потрясла мир так, как Р-60 и ее последующие модификации. Они произвели настоящий переворот в тактике воздушного боя. Р-60 и ее версии имеют самый высокий в мире процент прямых попаданий в самолет противника – 0,34%.
Ни одна другая ракета не имеет на своем боевом счету столько прямых попаданий в сопло двигателя самолета противника. Во время войн на Ближнем Востоке израильские «Кфиры», «Фантомы», F-15, F-16 нередко получали такие попадания. В боях 1982 года между сирийскими и израильскими самолетами в долине Бекаа боевые качества Р-60 и Р-60М были подтверждены в очередной раз. Весь мир обошли кадры, на которых запечатлено, как запущенная сирийским МиГ-21 ракета Р-60 попала точно в сопло двигателя F-16 и разорвалась внутри израильской машины.
Оружие слабых
Р-60М – единственная ракета в мире, которая помогает одержать победу над истребителем летательному аппарату (вертолету или малоскоростному самолету), в задачи которого не входит воздушный бой, при этом он значительно уступает истребителю по скорости, маневренности, дальности обнаружения воздушных целей и вооружению. К числу таковых относятся боевые вертолеты, штурмовики, фронтовые бомбардировщики, учебно-боевые дозвуковые самолеты.
9 июня 1982 года сирийский полковник Бушер Усмаад, пилотировавший вертолет Ми-24В, парным пуском Р-60М с расстояния свыше 8 км сбил американский перехватчик F-14 с израильскими опознавательными знаками. Это была первая в истории авиации победа боевого вертолета над сверхзвуковым истребителем.
Еще одна громкая оборонительная победа была одержана в июле 1986 года, когда в горах Афганистана советский штурмовик Су-25 с помощью Р-60М сбил новейший по тем временам американский истребитель F-16 ВВС Пакистана. Такой же F-16 был сбит в Афганистане в марте 1987 года фронтовым бомбардировщиком Су-24.
К числу недавних фактов относится уничтожение в 1999 году в небе Сербии самолетом «Супер Галеб» (вооруженный вариант учебного самолета) американского F-16А. В итоге Р-60М стала самой эффективной ракетой ближнего боя, намного превзойдя своего главного конкурента AIM-9M – последнюю модификацию американской ракеты «Сайдуиндер». Однако ее совершенствование продолжилось.
Одной из наиболее продвинутых по своим характеристикам стала версия под индексом изготовителя Р-63М. Ее максимальная скорость возросла до 1.100 м/сек (3.960 км/час), дальность автономного пуска в переднюю полусферу достигла 8 км, в заднюю – 15 км. Но самое главное – она позволила перехватывать цели, летящие выше самолета-носителя на 4 км.
Стержневая БЧ Р-63М с вольфрамовыми стержнями, уложенными перпендикулярно, при попадании в противника давала громадные дельта- или ромбовидные пробоины. Перехлестывающиеся поражающие элементы из вольфрама, вдвое более тяжелого, чем легированная сталь, с легкостью резали и силовой набор крыла или планера, и двигатели. Все это сделало Р-63М самым эффективным оружием самообороны.
Именно в таком качестве в 1985 году она была принята на вооружение Су-24М, Су-25 и Ми-24В/П. Ракеты этой и других поздних модификаций семейства Р-60 до сих пор остаются в оснащении самолетов и вертолетов ВВС ряда стран (и постсоветских в том числе). По оценкам аналитиков ВВС США, они все еще представляют большую опасность даже для перспективных истребителей. Ну, пассажирские лайнеры, добавим от себя, им вообще на «один зуб».