• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

В Беларуси разработана новая редакция Концепции энергобезопасности до 2035 года. Над ее содержанием работали ученые Национальной академией наук, а также специалисты Минэнерго, Минэкономики и других профильных ведомств.

Впервые энергетической безопасностью страны белорусские власти обеспокоились в 2006 году — после тяжелых переговоров с Москвой о ценах на газ и условиях поставки нефти. А в январе 2007 года А. Лукашенко потребовал от правительства разработать и представить ему на подпись стратегию развития энергокомплекса страны с учетом новых реалий. Ключевая задача, которую поставил он тогда — проработать реальные варианты поставки альтернативных российским энергоресурсов.

Возглавить эту работу было поручено Национальной академии наук. И уже в сентябре 2007 года проект Концепция энергетической безопасности до 2020 года лежал на столе у президента и вскоре был утвержден.

В отличие от первой редакции концепции, разработанной в 2007 году, новый документ имеет гриф «для служебного пользования», отметил первый замминистра энергетики Беларуси Леонид Шенец в ходе пресс-конференции 6 марта, отвечая на вопрос корр. «БР» о том, где можно с ним ознакомиться.

Индикатор «в критической зоне»

Из комментариев специалистов, прозвучавших на пресс-конференции, можно сделать вывод, что документ нацелен на повышение энергетической самостоятельности Беларуси за счет расширения использования местных, в том числе возобновляемых, источников энергии, а также сжиженного и сланцевого газа и т. д.

И все же главный фактор, за счет которого Беларусь рассчитывает в ближайшие годы повысить свою энергобезопасность и снизить тотальную зависимость от импорта российского газа, — это строительство АЭС.

Пока же здесь тенденции обратные: если в прошлом году Беларусь импортировала из России около 19,5 млрд. куб. м природного газа, то в 2014 году объем импорта намечено увеличить до 20,465 млрд. куб. м. Рост импорта газа белорусская сторона объясняет желанием нарастить собственное производство электроэнергии после ввода в эксплуатацию энергоэффективных мощностей, что более выгодно, чем импорт электроэнергии.

Заместитель академика-секретаря отделения физико-технических наук, академик НАН Беларуси Александр Михалевич не стал скрывать, что сейчас индикатор энергобезопасности Беларуси из-за доминирования единственного поставщика природного газа — России — находится в критической зоне. «Мы должны уходить от этого. К 2035 году мы уйдем в предкритическую зону и снизим потребление газа до 70% за счет атомной энергетики, местных и возобновляемых источников», — сказал он.

По его словам, новая редакция Концепции энергобезопасности «предусматривает реформирование системы управления топливно-энергетическим комплексом страны таким образом, чтобы она была способна работать как на евразийском, так и, «возможно, на европейском рынке».

«Когда работает на полную мощность АЭС, то создаются технические и экономические возможности для экспорта электроэнергии в европейские страны, в частности страны Балтии», — резюмировал А. Михалевич.

Появление в Беларуси нового вида топлива — ядерного — повлечет за собой также изменения на энергетическом рынке внутри страны. В частности, в ближайшие годы в Беларуси появятся дифференцированные тарифы на электроэнергию, используемую для теплоснабжения. В связи с этим правительству предстоит принять ряд нормативных документов в отношении использования электроэнергии, в том числе в системе теплоснабжения.

Новым документом также поставлена задача создать такие экономические условия в стране, которые позволят отечественной энергосистеме обойтись без импорта электроэнергии.

В принципе, технологически Беларусь и сегодня на это способна, но, пока энергомощности страны полностью не модернизированы, импорт остается выгодным.

По словам генерального директора ГПО «Белэнерго» Евгения Воронова, энергосистема страны уже несколько лет держит курс на модернизацию, благодаря чему за счет реконструкции старых и строительства новых генерирующих мощностей вырабатывает все больше электроэнергии «без увеличения и даже со снижением расходования топлива».

Ориентация на экспорт

В принципе, как отметил А. Михалевич, вопрос импорта газа и электроэнергии для страны не является таким уж принципиальным. Главное другое: насколько велика зависимость энергосистемы страны от одного вида топлива и от одного поставщика. По его словам, с точки зрения энергобезопасности Беларуси наиболее оптимально вырабатывать 1/3 электроэнергии за счет природного газа, 1/3 — за счет местных видов топлива и возобновляемых источников энергии и еще 1/3 — за счет атомной энергии.

Участники пресс-конференции, говоря о планируемых мероприятиях по обеспечению энергобезопасности страны, старались быть убедительными. В том числе они обращали внимание на расширение добычи топливно-энергетических ресурсов за пределами Беларуси — в России и Казахстане, говорили о планах компенсировать объективное падение объемов собственной добычи нефти путем наращивания производства биодобавок в топливо и перевода транспорта на альтернативные виды энергии (газ, электроэнергия). Также было заявлено о намерениях постепенно либерализировать внутренние цены на энергоносители и т. д. Более того, в качестве фактора повышения энергобезопасности страны называли даже структурную перестройку экономики.

В связи со строительством АЭС белорусская сторона также возлагает надежды на увеличение экспорта электроэнергии на европейский рынок.

«Три года назад были озвучены планы ряда стран, согласно которым планировался ввод в действие 5 АЭС с 10 энергоблоками в нашем регионе. Обсуждался вопрос, куда девать энергию, если все станции будут построены. Сейчас реально будет строить электростанцию только Беларусь. Поэтому наша страна имеет возможности выйти на экспорт», — отметил А. Михалевич.

Между тем гендиректор «Белэнерго» Е. Воронов в связи с этим обратил внимание, что европейские соседи Беларуси сейчас сориентированы на совместную работу с энергосистемой Евросоюза, поэтому они будут отказываться от работы с Россией и от импорта электроэнергии из Беларуси.

В беседе с корр. «БР» Е. Воронов уточнил, что Беларусь тем не менее в перспективе будет ориентироваться на поставки электроэнергии на европейский рынок. «Сейчас прорабатываем вопрос с экспортом электроэнергии в Польшу и Литву, а также в Украину и Россию», — отметил Е. Воронов. Однако реализовать эти планы пока проблематично, прежде всего по политическим мотивам. «Но чисто экономически и технически мы можем экспортировать, и эти вопросы сейчас прорабатываем», — подчеркнул он.

По словам Е. Воронова, для поставки электроэнергии в Литву «у нас достаточно линий электропередачи, а в Польшу надо строить линию». «Думаю, что Польше это будет выгодно. Желание такое есть, но вопрос находится в проработке», — сказал Е. Воронов.

Ключевые задачи не выполнены

Напомним, белорусские власти всерьез озаботились проблемой энергетической безопасности страны в 2006 году, после того как официальному Минску, несмотря на изнурительный торг с Москвой, не удалось отстоять выгодную для себя цену на газ и сохранить привлекательные условия поставки еще одного стратегического сырья — нефти.

В январе 2007 года А. Лукашенко в весьма жесткой форме потребовал от правительства разработать и представить ему на подпись стратегию развития энергокомплекса страны с учетом новых реалий. Ключевой задачей, которую он тогда поставил, была проработка реальных вариантов поставки альтернативных российским энергоресурсов.

Возглавить эту работу было поручено Национальной академии наук. Уже в сентябре 2007 года проект Концепции энергетической безопасности до 2020 года после согласования в ключевых министерствах лежал на столе у президента и вскоре был утвержден.

Согласно проекту, предусматривалось, в частности, вовлечение в энергобаланс Беларуси до 2011 года угля в объеме до 3 млн. тонн условного топлива. Тогда шла речь о том, что в мире запасы угля в десятки раз превышают запасы нефти и газа. Богатые ресурсы имеет не только Россия, но и соседние с Беларусью государства — Польша, Украина. В Беларуси также планировалось построить несколько теплоэлектростанций, работающих на угле (возможно, с привлечением китайских кредитов).

Тогда же были озвучены проекты по добыче нефти в Венесуэле и Иране, а с Азербайджаном обсуждали возможность «выделения нефтяной квоты». Также тогда прорабатывали вопрос с Украиной относительно перекачки нефти по нефтепроводу Одесса — Броды, а с Туркменистаном — о поставках природного газа.

Сейчас очевидно, что большинство этих планов так и осталось на бумаге. Правительство пыталось построить современную угольную станцию с привлечением польского капитала, однако масштабный проект реализовать не удалось.

Что касается нефтепровода Одесса — Броды, то благодаря огромным усилиям белорусской стороны новый коридор для поставок альтернативной нефти в страну заработал, но просуществовал он недолго, а теперь и вовсе не востребован.

Прежняя концепция также предусматривала снижение доли газа в топливном балансе Беларуси с 80 до 50%. Но и эта задача пока не решена — к ее выполнению белорусская сторона планирует лишь приблизиться после ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС.

Справка «БР»
В соответствии с новой редакцией документа энергобезопасность Беларуси намечено обеспечить за счет реализации мероприятий по четырем направлениям.
Первое — развитие базы собственных энергоресурсов. В действующей концепции это направление представлено индикативным показателем: отношением местных видов топлива (МВТ) к котельно-печному (КПТ). К концу 2015 года этот показатель должен составить 28-30%. Однако в мировой практике энергетическую самостоятельность страны характеризует иной показатель: отношение собственных энергоресурсов к их общему валовому потреблению. Такой же показатель предложено внести в новую редакцию концепции.
Кроме того, департамент по энергоэффективности Госстандарта предложил ввести новый индикативный показатель: отношение объема первичной энергии, полученной из возобновляемых источников энергии (ВИЭ), к валовому потреблению ТЭР. Инициаторы концепции рассчитывают, что таким образом развитие ВИЭ получит дополнительный стимул.
Второе направление — диверсификация, касающаяся не только видов энергоресурсов, но и их поставщиков (в первую очередь природного газа). Сегодня этот индикатор находится в критической зоне ввиду доминирования данного вида топлива, который к тому же поставляет одна страна — Россия.
Третье — надежность энергоснабжения. В действующей концепции ее характеризует индикатор износа энергосистемы. Но этот показатель сродни «средней температуре по больнице»: он не отражает надежность энергоснабжения в разных регионах, поэтому его заменит другой показатель: отношение числа отключений в населенных пунктах к количеству населенных пунктов.
Четвертое направление — эффективное энергопотребление. Показатель энергоэффективности в любой стране хорошо характеризует уровень ее научно-технического развития. По этому показателю Беларусь далеко отстала от мировых лидеров. Но к 2035 году энергоемкость ВВП Беларуси планируется снизить к уровню 2010 года на 50%, что потребует структурной перестройки экономики и активного внедрения современных технологий.

Материал был опубликован в газете «Белорусы и рынок» в марте 2014 г.

Тэги:

,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы