В Беларуси разработана новая редакция Концепции энергобезопасности до 2035 года. Над ее содержанием работали ученые Национальной академией наук, а также специалисты Минэнерго, Минэкономики и других профильных ведомств.

Впервые энергетической безопасностью страны белорусские власти обеспокоились в 2006 году — после тяжелых переговоров с Москвой о ценах на газ и условиях поставки нефти. А в январе 2007 года А. Лукашенко потребовал от правительства разработать и представить ему на подпись стратегию развития энергокомплекса страны с учетом новых реалий. Ключевая задача, которую поставил он тогда — проработать реальные варианты поставки альтернативных российским энергоресурсов.

Возглавить эту работу было поручено Национальной академии наук. И уже в сентябре 2007 года проект Концепция энергетической безопасности до 2020 года лежал на столе у президента и вскоре был утвержден.

В отличие от первой редакции концепции, разработанной в 2007 году, новый документ имеет гриф «для служебного пользования», отметил первый замминистра энергетики Беларуси Леонид Шенец в ходе пресс-конференции 6 марта, отвечая на вопрос корр. «БР» о том, где можно с ним ознакомиться.

Индикатор «в критической зоне»

Из комментариев специалистов, прозвучавших на пресс-конференции, можно сделать вывод, что документ нацелен на повышение энергетической самостоятельности Беларуси за счет расширения использования местных, в том числе возобновляемых, источников энергии, а также сжиженного и сланцевого газа и т. д.

И все же главный фактор, за счет которого Беларусь рассчитывает в ближайшие годы повысить свою энергобезопасность и снизить тотальную зависимость от импорта российского газа, — это строительство АЭС.

Пока же здесь тенденции обратные: если в прошлом году Беларусь импортировала из России около 19,5 млрд. куб. м природного газа, то в 2014 году объем импорта намечено увеличить до 20,465 млрд. куб. м. Рост импорта газа белорусская сторона объясняет желанием нарастить собственное производство электроэнергии после ввода в эксплуатацию энергоэффективных мощностей, что более выгодно, чем импорт электроэнергии.

Заместитель академика-секретаря отделения физико-технических наук, академик НАН Беларуси Александр Михалевич не стал скрывать, что сейчас индикатор энергобезопасности Беларуси из-за доминирования единственного поставщика природного газа — России — находится в критической зоне. «Мы должны уходить от этого. К 2035 году мы уйдем в предкритическую зону и снизим потребление газа до 70% за счет атомной энергетики, местных и возобновляемых источников», — сказал он.

По его словам, новая редакция Концепции энергобезопасности «предусматривает реформирование системы управления топливно-энергетическим комплексом страны таким образом, чтобы она была способна работать как на евразийском, так и, «возможно, на европейском рынке».

«Когда работает на полную мощность АЭС, то создаются технические и экономические возможности для экспорта электроэнергии в европейские страны, в частности страны Балтии», — резюмировал А. Михалевич.

Появление в Беларуси нового вида топлива — ядерного — повлечет за собой также изменения на энергетическом рынке внутри страны. В частности, в ближайшие годы в Беларуси появятся дифференцированные тарифы на электроэнергию, используемую для теплоснабжения. В связи с этим правительству предстоит принять ряд нормативных документов в отношении использования электроэнергии, в том числе в системе теплоснабжения.

Новым документом также поставлена задача создать такие экономические условия в стране, которые позволят отечественной энергосистеме обойтись без импорта электроэнергии.

В принципе, технологически Беларусь и сегодня на это способна, но, пока энергомощности страны полностью не модернизированы, импорт остается выгодным.

По словам генерального директора ГПО «Белэнерго» Евгения Воронова, энергосистема страны уже несколько лет держит курс на модернизацию, благодаря чему за счет реконструкции старых и строительства новых генерирующих мощностей вырабатывает все больше электроэнергии «без увеличения и даже со снижением расходования топлива».

Ориентация на экспорт

В принципе, как отметил А. Михалевич, вопрос импорта газа и электроэнергии для страны не является таким уж принципиальным. Главное другое: насколько велика зависимость энергосистемы страны от одного вида топлива и от одного поставщика. По его словам, с точки зрения энергобезопасности Беларуси наиболее оптимально вырабатывать 1/3 электроэнергии за счет природного газа, 1/3 — за счет местных видов топлива и возобновляемых источников энергии и еще 1/3 — за счет атомной энергии.

Участники пресс-конференции, говоря о планируемых мероприятиях по обеспечению энергобезопасности страны, старались быть убедительными. В том числе они обращали внимание на расширение добычи топливно-энергетических ресурсов за пределами Беларуси — в России и Казахстане, говорили о планах компенсировать объективное падение объемов собственной добычи нефти путем наращивания производства биодобавок в топливо и перевода транспорта на альтернативные виды энергии (газ, электроэнергия). Также было заявлено о намерениях постепенно либерализировать внутренние цены на энергоносители и т. д. Более того, в качестве фактора повышения энергобезопасности страны называли даже структурную перестройку экономики.

В связи со строительством АЭС белорусская сторона также возлагает надежды на увеличение экспорта электроэнергии на европейский рынок.

«Три года назад были озвучены планы ряда стран, согласно которым планировался ввод в действие 5 АЭС с 10 энергоблоками в нашем регионе. Обсуждался вопрос, куда девать энергию, если все станции будут построены. Сейчас реально будет строить электростанцию только Беларусь. Поэтому наша страна имеет возможности выйти на экспорт», — отметил А. Михалевич.

Между тем гендиректор «Белэнерго» Е. Воронов в связи с этим обратил внимание, что европейские соседи Беларуси сейчас сориентированы на совместную работу с энергосистемой Евросоюза, поэтому они будут отказываться от работы с Россией и от импорта электроэнергии из Беларуси.

В беседе с корр. «БР» Е. Воронов уточнил, что Беларусь тем не менее в перспективе будет ориентироваться на поставки электроэнергии на европейский рынок. «Сейчас прорабатываем вопрос с экспортом электроэнергии в Польшу и Литву, а также в Украину и Россию», — отметил Е. Воронов. Однако реализовать эти планы пока проблематично, прежде всего по политическим мотивам. «Но чисто экономически и технически мы можем экспортировать, и эти вопросы сейчас прорабатываем», — подчеркнул он.

По словам Е. Воронова, для поставки электроэнергии в Литву «у нас достаточно линий электропередачи, а в Польшу надо строить линию». «Думаю, что Польше это будет выгодно. Желание такое есть, но вопрос находится в проработке», — сказал Е. Воронов.

Ключевые задачи не выполнены

Напомним, белорусские власти всерьез озаботились проблемой энергетической безопасности страны в 2006 году, после того как официальному Минску, несмотря на изнурительный торг с Москвой, не удалось отстоять выгодную для себя цену на газ и сохранить привлекательные условия поставки еще одного стратегического сырья — нефти.

В январе 2007 года А. Лукашенко в весьма жесткой форме потребовал от правительства разработать и представить ему на подпись стратегию развития энергокомплекса страны с учетом новых реалий. Ключевой задачей, которую он тогда поставил, была проработка реальных вариантов поставки альтернативных российским энергоресурсов.

Возглавить эту работу было поручено Национальной академии наук. Уже в сентябре 2007 года проект Концепции энергетической безопасности до 2020 года после согласования в ключевых министерствах лежал на столе у президента и вскоре был утвержден.

Согласно проекту, предусматривалось, в частности, вовлечение в энергобаланс Беларуси до 2011 года угля в объеме до 3 млн. тонн условного топлива. Тогда шла речь о том, что в мире запасы угля в десятки раз превышают запасы нефти и газа. Богатые ресурсы имеет не только Россия, но и соседние с Беларусью государства — Польша, Украина. В Беларуси также планировалось построить несколько теплоэлектростанций, работающих на угле (возможно, с привлечением китайских кредитов).

Тогда же были озвучены проекты по добыче нефти в Венесуэле и Иране, а с Азербайджаном обсуждали возможность «выделения нефтяной квоты». Также тогда прорабатывали вопрос с Украиной относительно перекачки нефти по нефтепроводу Одесса — Броды, а с Туркменистаном — о поставках природного газа.

Сейчас очевидно, что большинство этих планов так и осталось на бумаге. Правительство пыталось построить современную угольную станцию с привлечением польского капитала, однако масштабный проект реализовать не удалось.

Что касается нефтепровода Одесса — Броды, то благодаря огромным усилиям белорусской стороны новый коридор для поставок альтернативной нефти в страну заработал, но просуществовал он недолго, а теперь и вовсе не востребован.

Прежняя концепция также предусматривала снижение доли газа в топливном балансе Беларуси с 80 до 50%. Но и эта задача пока не решена — к ее выполнению белорусская сторона планирует лишь приблизиться после ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС.

Справка «БР»
В соответствии с новой редакцией документа энергобезопасность Беларуси намечено обеспечить за счет реализации мероприятий по четырем направлениям.
Первое — развитие базы собственных энергоресурсов. В действующей концепции это направление представлено индикативным показателем: отношением местных видов топлива (МВТ) к котельно-печному (КПТ). К концу 2015 года этот показатель должен составить 28-30%. Однако в мировой практике энергетическую самостоятельность страны характеризует иной показатель: отношение собственных энергоресурсов к их общему валовому потреблению. Такой же показатель предложено внести в новую редакцию концепции.
Кроме того, департамент по энергоэффективности Госстандарта предложил ввести новый индикативный показатель: отношение объема первичной энергии, полученной из возобновляемых источников энергии (ВИЭ), к валовому потреблению ТЭР. Инициаторы концепции рассчитывают, что таким образом развитие ВИЭ получит дополнительный стимул.
Второе направление — диверсификация, касающаяся не только видов энергоресурсов, но и их поставщиков (в первую очередь природного газа). Сегодня этот индикатор находится в критической зоне ввиду доминирования данного вида топлива, который к тому же поставляет одна страна — Россия.
Третье — надежность энергоснабжения. В действующей концепции ее характеризует индикатор износа энергосистемы. Но этот показатель сродни «средней температуре по больнице»: он не отражает надежность энергоснабжения в разных регионах, поэтому его заменит другой показатель: отношение числа отключений в населенных пунктах к количеству населенных пунктов.
Четвертое направление — эффективное энергопотребление. Показатель энергоэффективности в любой стране хорошо характеризует уровень ее научно-технического развития. По этому показателю Беларусь далеко отстала от мировых лидеров. Но к 2035 году энергоемкость ВВП Беларуси планируется снизить к уровню 2010 года на 50%, что потребует структурной перестройки экономики и активного внедрения современных технологий.

Материал был опубликован в газете «Белорусы и рынок» в марте 2014 г.

Тэги:

,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,